Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические теории и системы хvп - х1х вв. Эффективность воздействия на массу




Эффективность воздействия на массу

 

Эффективность воздействия на массу обусловлена несколькими причинами. Представляя собой в целом несистематизированное, неструктурированное, как бы мо­заичное образование, она испытывает своеобразную потребность в упорядочивании извне. Еще 3.Фрейд писал: «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влия­нию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образа­ми, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного челове­ка, когда он свободно фантазирует, — не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны... Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превра­щается у нее в непоколебимую уверенность, зерно апатии — в дикую ненависть» (Фрейд, 1959).

Соответственно указанным причинам выстраиваются и механизмы воздействия на массу: «Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмер­ные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу... От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господи­на. Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем излишествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией» (Фрейд, 1959).

Еще более жесткие требования по части воздействия на массу выдвигал X. Орте-га-и-Гассет: «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоре­тическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять пра­вильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину» (Ortega у Gasset, 1959).

В истории существует много примеров того, как именно растерянным массовым сознанием овладевали «сильные личности», на «волне» такого сознания приходя к власти.

Лекция 2. авторские педагогические теории и системы хvп в.

(я.а.коменский, д.локк)

 

Я.А.Коменский - основоположник педагогики как науки.

Говорить о педагогике как самостоятельной отрасли научных знаний невозможно без выдающегося чешского мыслителя, общественного деятеля, гуманиста, демократа Яна Амоса Коменского. «Мудрость педагогики». Так оценивает место Коменского в истории мировой культуры наш современник, яркая личность в гуманной педагогике Шалва Александрович Амонашвили.

По годам жизни (1592 - 1670) Я.А.Коменский - педагог ХVП столетия, эпохи начала Нового времени в Западной Европе. По своей деятельности, по тому, что им сделано для развития теории и практики обучения и воспитания, Коменский принадлежал, принадлежит и будет принадлежать всем последующим эпохам.

Жизнь и деятельность Коменского была посвящена многогранным проблемам исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Среди этих проблем образование занимает первое место. Пансофия как всеобщая мудрость, как универсальное средство обучения всех всему - философия образования Коменского.

В теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания («Великая дидактика», «Материнская школа», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) Коменским рассмотрены важнейшие педагогические проблемы, заложены основы педагогики Нового времени, получили развитие гуманные идеи воспитания и обучения, заложенные античной педагогикой и педагогикой эпохи Возрождения.

Оставленное потомкам богатейшее педагогическое наследие позволило назвать Яна Амоса Коменского основоположником педагогики как самостоятельной отрасли научных знаний.

Наука есть система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. «Педагогика - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности» (Российская педагогическая энциклопедия).

Педагогика Коменского - результат глубочайшего анализа педагогической мысли, накопленной в течение многовековой истории человечества, это система знаний о практических путях и способах, направленных на то, чтобы помочь каждому человеку стать Человеком («Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование»).

Ребенок для Коменского «драгоценнейшее существо», школа - «мастерская гуманности».

«Учить всех всему». Образование по Коменскому должно носить не только всеобщий, но и универсальный (энциклопедический) характер. В связи с этим различные науки должны быть объединены в единую всеобщую мудрость - пансофию.

Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. На основе принципа природосообразности Коменский разрабатывает единую систему образования. При этом, он не только намечает структуру образовательной системы (от дошкольного образования к начальном, а далее - среднему и, наконец, - высшему), но предлагает программу содержания образования, показывает специфику подбора педагогических средств, методов на каждой ступени обучения - в материнской школе, школе родного язык, латинской школе и академии.

Педагогику Коменского как систему знаний о сущности и закономерностях образования, о содержании, путях и средствах, помогающих каждому человеку стать Человеком, невозможно понять без глубокого осознания эпохи, в которой жил Коменский, особенностей государства, общины Чешских братьев, воспитавшей его, мировоззрения, социально-политических взглядов, практической деятельности, в которой немалое место занимало образование.

 

Педагогика Д.Локка.

Джон Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский философ, политический мыслитель и педагог. Д.Локк внес большой вклад в становление и развитие педагогики как самостоятельной отрасли научных знаний.

Объяснение особенностей педагогики Локка надо видеть в особенностях эпохи, сыном которой он являлся. Эпоха Д.Локка - эпоха великанов духа, гениальных ученых (Ф.Бэкон, Г.Галилей, Р.Декарт, В.Лйбниц, И.Ньютон и др.). Эпоха Локка - это эпоха борьбы между молодой буржуазией и старым дворянством, завершившаяся в Англии классовым компромиссом - установлением конституционной монархии.

Локком разработана эмпирическая теория познания, исходным пунктом которой является принципиальный отход от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По существу именно отрицание врожденных идей и аппеляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания. Душа человека - белый лист, «без всяких знаний и идей», заполнить который надлежит воспитанию. При этом Локк не отрицал врожденной предрасположенности индивидов к тому или иному кругу способностей.

Педагогическая система Локка органически сочетает в себе три аспекта: физическое (воспитание тела), нравственное (воспитание духа), умственное (воспитание ума). Она ориентирована на воспитание джентльмена- дворянина по происхождению, отличающегося «утонченностью в обращении», «изящностью манер», но в то же время обладающего качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно».

Д.Локк обращал внимание на важность индивидуального подхода к воспитанникам с учетом их возраста, психологического склада, наклонностей и уровня развития. Подчеркивал роль игры в процессе воспитания и обучения, необходимость строить учебный процесс в расчете на любознательность детей и пробуждение интереса к изучаемому предмету.

С именем Д.Локка связано становление буржуазной педагогики, отвечающей интересам зарождающейся буржуазии.

Философия Д.Локка, его педагогическая теория оказали плодотворное влияние на философские и воспитательные идеи эпохи Просвещения.

 

Литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. \\Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х тт. - М., 1982.

2. Коменский Я.А. Материнская школа. \\Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х тт. - М., 1982.

3. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. \\Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х тт. - М., 1982.

4. Локк Д. Некоторые мысли о воспитании. \\Локк Д. Пед. соч. - М., 1939.

5. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского \\Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х тт. - М., 1982. - Т.1.

6. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. В двух частях: Экспериментальное учебное пособие. – М.: 1988-1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.