Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система свободы: синергетический аспект

Таким образом, у нас выстраивается система субъект-объектных отношений, которую можно назвать «системой свободы», где уровень сущности (эссенциологический уровень) выражает процесс отбора, включающий соответствующий механизм, предполагающий действие определенных факторов социального отбора, которые можно обозначить, следуя В.П.Бранскому, как тезаурус, детектор, селектор. Уровень явлений (феноменологический уровень) выражает процесс выбора, как непосредственной эмпирически фиксируемой деятельности субъекта, детерминируемого (определяемого) сущностными (внутренними, фундаментальными) факторами отбора, с одной стороны, а с другой – действием собственной воли.

Социальный отбор контролируется субъектом через процесс выбора. При этом, уровень выбора детерминирован двояко: действием социального отбора (реальность общественного бытия) и действием воли субъекта (реальность субъективного, личностного бытия). Итак, с одной стороны, существует объективный закон – отбор, а с другой – субъективный закон (воля). Субъективный закон по форме соответствует объективному (имеется множество мысленных вариантов поведения, виртуальных возможностей, идет отбор мотивов-желаний, побеждает одна возможность-желание, человек приступает к ее реализации). Объективный отбор осуществляется среди объективных возможностей, причем, одной из объективных возможностей становится деятельность субъекта в направлении реализации избранного желания. Так, реализуется суперотбор – в виде творчества, которое выступает одной из форм подражания Природе, природным процессам, механизму отбора. Социальный контроль, как проявление воли, может быть представлен лишь как форма подражания природе. В соответствии с древней интенцией (следуй во всем Природе) требуется, чтобы отбор и воля совпадали в акте выбора, лишь тогда свобода будет подлинной, а творчество предстанет как суперотбор.

В аспекте творчества свобода должна быть выражена в виде совпадения потребностей и способностей субъекта. Если личность формирует достаточно высокие потребности, то им должны соответствовать столь же высокие развитые способности. Возникает чрезвычайно интересная исследовательская коллизия. В ней сущность выбора (свободного и творческого) предстает, с одной стороны, в виде социального отбора (обезличенного всеобщего механизма), а с другой стороны, как сугубо интимный процесс волевой деятельности индивида, связанный с борьбой внутренних мотивов, привязанностью к определенной системе ценностей, верой в идеалы, стремлением к истине и т.д. Поэтому к сущности свободы выбора не подойти без анализа категории потребности.

Социальным системам присущи потребности. Именно потребности обозначают нужду или недостаток в чем-либо для их нормальной жизнедеятельности. Следовательно, потребность фокусирует в себе зависимость человека от среды, выраженную в категории необходимость (закономерность). За рамки потребностей человек не способен выйти: все, что он делает, он делает в границах потребностей. Он пытается снять нужду, недостаток в чем-либо необходимом для нормальной жизнедеятельности, а именно, недостаток в веществе, энергии и информации. Человек стремится установить порядок обмена со средой, более того, он стремится установить не просто порядок, а

контролируемый процесс самоорганизации своей жизнедеятельности.

Процесс самоорганизации включает переходы от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. При этом человек стремится к прогрессу, к тому, чтобы всякий раз новый порядок был больше прежнего, а новый хаос – меньше прежнего. Человек движим идеалами и у него есть большое желание никогда не болеть и не умирать. Но как реалист, он понимает недостижимость и иллюзорность таких желаний. Потому своей главной задачей он видит выработку способностей, адекватных потребностям. Слишком большие желания и потребности могут погубить человека – он не справится с ними, не сформирует адекватные способности.

Итак, оптимальное удовлетворение потребностей требует соответствующих способностей.

Что такое способность? Это умение снимать потребность. Но это не простое умение, оно связано с умением выбирать. Именно на этом поприще возникает главная коллизия жизни: он (она) имел (а) возможность, но не сумел (а) ею воспользоваться. Когда человек вспоминает, то чаще всего он вспоминает о тех возможностях, которые были, но исчезли. И он имел шанс воспользоваться ими. С годами эти воспоминания становятся все более и более мучительными. Слабый человек будет оправдываться тем, что обстоятельства были против него, что он был-де несвободным, а сильный – взвалит всю вину на себя. И правильно. В том, что мы не свободны, мы виноваты сами. У человека всегда есть возможность развить в себе способность быть свободным.

Способность пользоваться набором возможностей (в том числе – разноуровневых) – одна из главных в арсенале человека.

Именно эта способность делает человека свободным. Человек должен формировать в себе способность быть свободным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм социального отбора и его факторы | Нелинейность системы свободы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.