Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея прогресса

Лекция

Тема 4. Развитие общества. Прогресс и регресс.

В эпоху Просвещения социальный эволюционизм, как правило, отождествляется с прогрессом – бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития че­ловека. При этом эволюция трактовалась механистически (Кондорсе), преформистски (Лейбниц, Шеллинг), как процесс, связанный с саморазверткой «духа» (Гегель, Дильтей), иначе говоря, исторический про­цесс изначально предопределен его исходной «духовной» сущностью, ко­торая разворачивается во времени. Все это тесно связано с идеей финализма, согласно которой существует некое заранее из­вестное конечное состояние эволюции (что наглядно проявляется в социальных утопиях). Однако как пре­формизм, так и финализм ущербны потому, что в их рамках остается неразрешимой проблема случайности в историческом процессе, порождающая неопределенность будущего, а также проблема нового в развитии общества. Для примера рассмотрим взгляды великого деятеля Просвещения, Ж.А.Кондорсе (1743-1794), который рассматривал прогресс ра­зума как совершенствование способностей человека, которые развиваются не только под воздействием внешней среды, но и в процессе общения, а также при помощи искусственных средств (техники). Возможны такие теории, считает Кондорсе, которые могут служить основанием искусству социального строительства. Прогресс рисуется его воображению наподобие цепи, нигде не прерываемой и позволяющей смотреть на каждый переживаемый момент, как на зависящий от всех предшествующих и как влияющий на все последующие. Чтобы установить эту цепь, необходимо, по мысли Кондорсе, обратиться к историческому методу, т.е. к последовательному наблюдению человеческих обществ в различные эпохи, ими пройденные. Французский просветитель мечтал о точных правилах (алгоритмах), согласно которым можно выбрать между почти бесконечным числом возможных комбинаций такие, где были бы соблюдены общие принципы равенства и естественных прав человека. «Применение вычисления сочетаний и вероятностей к социальным наукам обещает прогресс тем более важный, - пишет он, - что он одновременно является единственным средством придать их результатам почти математическую точность и оценить степень их достоверности или правдоподобия» [3, С. 242-243]. Начальное не­совершенство разумного поведения людей (почти животных), по утверждению Кондорсе, постепенно совершенствуется, выкристаллизовываясь в определенную «лестницу прогресса», свидетельствующую о поступательности развития общества, постепенности приращения количественных и качественных характеристик способностей людей. Так, Кондорсе творчески развил основную идею Вольтера: прогресс – закон природы.

Во второй половине 19 в. социальный эволюционизм развивается под воз­действием взглядов Спенсера и Дарвина. Социальная эволюция рассматривается как совокупность изначально непредоопределенных социальных изменений, ко­гда в ходе взаимодействия элементов начинает действовать "эффект сборки" и возникает нечто новое.

Ориентация классиков эво­люционизма, включая Маркса и Энгельса, на раскрытие сущности эволюции через посредство обнаружения изменений безличных (надличностных) структур вызвала в первой половине 20 в. широкую критику эволюционизма вплоть до отказа от него. В результате возникли разные формы социального неоэволюционизма – концепции М. Вебера, Шпенглера, Тойнби, Л.Уайта, П.Сорокина, ценностная парадигма Т.Парсонса, системы «школы анналов» (М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель), «критической теории» (Хоркхаймер, Хабермас, Маркузе) и др., согласно которым, изменяется не само по се­бе социальное (это абстракция), а эволюционируют действующие в контексте определенной системы ценностей индивиды.

Прогресс, по М. Веберу, не предопределен, он стохастичен в дарвиновском смысле и относителен; при этом утрата смысла и свободы – это тоже прогресс, но отнюдь не в том его понимании, который был свойственен Просвещению.

Дюркгейм, в свою очередь, представил модель социума, опираясь на два принципа: принцип социологизма, провозглашающего приоритет общества над индивидом, и принцип «социальной сплоченности», согласно которому устанавливается прямая зависимость уровня развития общества (разделения труда, дифференциации общества или собственно прогресса) от роста степени сплоченности (солидарности) людей.

В качестве иллюстрации выделим главное положение структурно-функциональной теории Т.Парсонса, по которому ее иногда называют нормативной парадигмой. Социальные системы представляют собой не чистые соглашения или институты, которые на свой страх и риск создают субъекты, а наоборот, являются тем порядком, которому действующие субъекты должны подчинять­ся, исходя из высшей, т. е. функционально обусловленной цели. «Нормативная парадигма» телеологична. Исходя из концепции Парсонса, видно, что члены общества приходят к согласию относительно основных ценностей в процессе социа­лизации и в результате строят свое поведение в соответствии с общезна­чимыми социальными нормами и ценностями. В этом состоит основное содержание теории социализации, связанной с понятием социального дей­ствия (М.Вебер).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек и общество | Цивилизационные концепции общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.