КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизационные концепции общества
Лекция Формационая концепции развития общества При всех новациях в анализе сущности человека и общества в марксизме, как и в немецкой классической философии, довлело представление о «железной» логике истории, которой подчиняется субъект, какие бы желания и помыслы им ни владели. Источник самодвижения исторического процесса усматривался Марксом и Энгельсом в тех противоречиях, которые до них были увидены Гегелем в сфере духовной деятельности человека и представлены в виде логической триады (тезис-антитезис-синтез) самодвижущихся понятий как субстанциально-всеобщие, а ими были обнаружены в способе общественного производства, и представлены как противоречие между производительными силами общества (тезис) и его производственными отношениями (антитезис). У Гегеля это противоречие предстало в форме несоответствия достигнутого (реального) и должного (идеального), а в марксизме – в несоответствии достигнутого (нового) и отжившего (старого). Противоречие выводилось Марксом и Энгельсом из реального, а не из соотношения реального и идеального, или даже изнутри идеального, как у Гегеля.
Это важное открытие, поставившее гегелевское представление о развитии, как они выразились, «с головы на ноги», позволило им сформулировать «материалистическое понимание истории». История представляет собой процесс саморазвития конкретной социальной сущности – человека, которая через посредство созданных людьми материально-экономических, политико-организационных, духовно-идеологических условий, переходит в общем случае от одного способа производства к другому, от одной формы общественно-экономического существования к другой, от менее развитой к более развитой, от менее свободной к более свободной, от низшей – к высшей.
Переход от одной формации к другой, осуществляющийся путем быстрого качественного скачка, был назван Марксом «эпохой социальных революций», а процесс подготовки к нему – «эпохой медленных эволюционных изменений». Соответствие их взглядов идее прогресса здесь налицо.
Кризис марксизма, позитивистского эволюционизма, пошатнувший основы идеи универсальной историчности и провиденциализма и вызвавший к жизни разные варианты теории исторического круговорота (среди них – концепции локальных цивилизаций Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Л.Гумилева), тем не менее, не изменил содержательной ориентации самой философии истории, — интереса к проблемам социогенеза и его направленности. С проблем методологического характера начинает свои исследования немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936):Каким должно быть исследование истории – научным, наподобие естествознания, философско-метафизическим или еще каким-либо иным? Cуществует ли вообще логика истории? Возможно ли в самой жизни отыскать ступени, которые должны быть пройдены всем человечеством? Шпенглер отверг старую парадигму исторического исследования. «Философия старого стиля», заимствуя методы познания из физики, где они достигли «строгой разработки», по его мнению, исследует «мир-как-природу», «мир-как-механизм», подчиненный «каузальным законам» и математическому «исчислению». Поэтому распространенная в рамках старой философии историческая наука с ее стремлением упорядочить поверхностно наблюдаемые события сообразно «причинам» и «следствиям», проследить их внешнюю «тенденцию» есть не что иное, как «дубликат замаскированного естествознания». Изучение становящегося требует специфических методов. Шпенглер отдает дань феноменологическому подходу, постулируя в качестве средств исторического исследования «вживание», наблюдение, сравнение, «непосредственную внутреннюю уверенность», «точную чувственную фантазию», игнорируя при этом рационализм и его традиционные методы. Методологическим импульсом для шпенглеровской концепции социального становления стала циркулировавшая в конце 19 - начале 20 века идея энтропии — описание дезорганизации и распада в системах, приближенных к равновесию, т.е. «умирающих системах». В формулировке Клаузиуса (1856) оба начала термодинамики (закон сохранения энергии и закон энтропии) гласят: «Энергия мира постоянна. Энтропия мира стремится к максимуму» [Цит по: 117, С.172][64]. Принцип необратимости обнаруживал тенденцию, присущую жизни и противоречащую механицизму и панлогизму. Об этом красноречиво писал и А.Бергсон. «Элементы форм жизни» в исследовании становления выходят на первый план — это рост, расцвет, кульминация, старение, продолжительность жизни, направление и смерть. Продолжает работать старая аналогии организма и вселенной, микро- и макрокосма.
Однако нет «стареющего человечества»:
Его философия исследует «мир-как-организм» и «мир-как-историю» - два разных (противоположных) аспекта действительности: в первом мы наблюдаем повторяющийся цикл рождения и гибели. Здесь все изменчиво, случайно, однократно, неповторимо, необратимо, преходяще. Мир-история — вечно становящийся, преходящий образ (гештальт) мира-организма. У каждой культуры свой прасимвол, своя протяженность, свое понимание времени. Мир-организм постигается нами только через призму мира-истории, т.е. феноменологически (иного пути не существует). Существует большое число прасимволов, считает Шпенглер. Все решает выбор прасимвола в тот момент, когда душа культуры пробуждается в своем ландшафте к самосознанию. Этот выбор внелогичен и мистичен. Отсюда связь мира-организма и мира-истории оказывается мистической, таинственной. Сколь далеким, считает Шпенглер, диковинным и мимолетным по самой своей идее был индийский или вавилонский мир для людей пяти или шести следующих за ними культур, столь же непонятным станет однажды и западный мир для людей не рожденных еще культур [165, C. 345].
Как возникновение, так и гибель культур, внезапны, поскольку обусловлены действием неведомых космических сил, от которых зависит и судьба самой Земли. Другим крупнейшим мыслителем 20-го века, отстаивавшим культурно-исторический плюрализм, был А.Тойнби (1889-1975). Всякое общество, с его точки зрения, представляет собой сложное многогранное динамическое образование эволюционного типа, выходящее в пространстве и времени за рамки национальных государств. Тайна социальной динамики кроется в рассмотрении социальной системы как системы, открытой внешним воздействиям[65].
Именно вызов побуждает общество к решению возникших проблем, к тому, чтобы преобразовать «внешние» факторы (например, географическую среду) в свой «внутренний творческий импульс», способствующий реализации «творческих потенций». Если ответ успешный, общество растет и переводит себя в более высокое состояние. Если же общество не находит в себе возможности адекватно «ответить» на вызов или если вызова нет, оно прекращает рост и как правило гибнет. Наиболее стимулирующее влияние оказывает вызов «средний силы», слишком «суровый» и слишком слабый вызовы неэффективны. Схема исторического процесса по типу «вызов-и-ответ» имеет ритмический характер и противостоит шпенглеровскому «энтропийному» фатализму, в соответствии с которым всякая культура постепенно окостеневает и превращается в цивилизацию, знаменующую начало конца культурного организма, где ценной становится лишь ее история, представленная феноменологией. Разрыв органического цикла и истории, которого Шпенглер не преодолел, Тойнби пытается преодолеть концепцией, в которой органическая жизнь и история – это одно и то же, это цикл «вызова-и-ответа», в котором есть исторический смысл и просматривается прогресс. Анализируя ритм, Тойнби признает, что мы должны различать движение частей и целого, а также различать средство и цель. Средство не всегда соответствует цели, как и движение внутри предмета не всегда совпадает с движением самого предмета. Гармония двух движений – большого необратимого движения, которое рождается через малое повторяющееся движение, – и есть сущность того, что мы понимаем под ритмом. Но это не игра сил в механическом ритме искусственной машины, а органический ритм жизни. Большое движение, порождаемое как бы монотонно поднимающимися и опускающимися крыльями, есть «движение не повторяющееся, а прогрессирующее» [138, C.299]. Идее исторического циклизма (Ницше, Данилевский, Шпенглер) у Тойнби противостоит ритмичность фаз истории: рост—спад—надлом—преображение—рост. И хотя не все цивилизации смогли одолеть «надлом» и погибли, принципиальная возможность выхода из кризиса есть у любого общества: все зависит от способности «творческого меньшинства» справиться с ситуацией, найти в себе силы преодолеть сопротивление правящей элиты и инертного большинства.
Талантливый человек уже не может произвести переворот в обществе, он часто гибнет: окружение «выбраковывает» таких людей, низводя до положения «лишних» и даже «приговаривая к смерти» (случай с Сократом). Задача творческой личности – обрести последователей, но сделать это можно только с помощью мимесиса, или подражания. Риск катастрофы здесь велик, поскольку действие, выработанное посредством мимесиса, подавляет инициативу. Этот риск выражен в ситуации, отраженной в картине Брейгеля Старшего «Слепцы», а также фразой из Евангелия: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15, 14). Для Тойнби отчетливей всего корреляции больших и малых ритмов выражены в фазе роста как поступательном движении общества. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через интеграцию и снова к дифференциации. В макрокосме рост проявляется как прогрессивное и кумулятивное овладение внешним миром; в микрокосме – как прогрессивная и кумулятивная внутренняя самодетерминация и самоорганизация. Оба эти проявления большого и малого ритма дают возможность определить такой порыв как прогресс. Недостаток Шпенглера, по Тойнби, как раз в том, что многогранность социальных систем он понимал не как их целостное восхождение, а как «различия средств выражения» (разрыв тела и души, мира-организма и мира-истории). Всякая цивилизация в своем творческом порыве стремится создать «нечто сверхчеловеческое из обычной человеческой природы», считает Тойнби.
Следствием выхода за пределы реальной эмпирической истории человечества и вступления в область трансцендентного явилось для английского историка признание Бога неким гарантом исторического прогресса.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |