Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Греция. Смысл жизни, свобода, единство общих и частных интересов, прогресс, ценности, потребности, желания, приоритеты (иерархии)

Египет

Уч.г.

Вопросы к экзамену по ФИЛОСОФИИ

Итоги курса.

 

Основные проблемы:

Смысл жизни, свобода, единство общих и частных интересов, прогресс, ценности, потребности, желания, приоритеты (иерархии).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки по истории философии /Учебное пособие для студентов технических вузов.- Кафедра философии ИТМО (ТУ) Авторы: д.ф.н. Н.М. Аль Ани, к.ф.н. В.Е. Быданов, к.ф.н. Т.А. Новолодская, к.ф.н. В.Н. Садовников, к.ф.н. В.Е. Смоленков. Санкт-Петербург 2000.

2. Антология мировой философии. В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1973.

3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Синергетика и акмеология. СПб.,2000.

4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. В 2 т. – М.: Мысль, 1965. Т.2.

5. Кант И. Метафизика нравов. 1797г. / Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.596

6. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэгиз, 1936

7. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. – М.: Мысль, 1988. Т.3.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970.

10. Спиноза Б. Этика. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957.

11. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991.

12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М.: Республика, 1995.

14. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 тт. Т.1. Ч.1. Гештальт и действительность. – М.: Мысль, 1993.

 

Вопросы к лекциям:

 

1. Место философии в душе человека. Проблема смысла жизни.

2. Античная философия о природе и сущности человека.

3. Проблема человека и его свободы в средневековой философии.

4. Эпоха Возрождения о сущности человека.

5. Философия Нового времени о сущности человека и общества.

6. К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.

7. Экзистенциализм о подлинном и неподлинном бытии (М. Хайдеггер, К. Ясперс).

8. Проблема отчуждения в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр).

9. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).

10. Проблема свободы человека в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель).

11. Экзистенциализм о свободе человека (Ж.-П. Сартр).

12. Общество и его структура.

13. Формационная и цивилизационная концепция развития общества.

14. Человек и общество.

15. Феномен массы.

 

 

(лекционный блок)

для студентов III курса

 

  1. Мировоззрение и его исторические типы.
  2. Предмет философии. Функции, структура и методы философского знания.
  3. Концепции бытия в древнегреческой натурфилософии (Милетская школа и античный атомизм).
  4. Учения Гераклита и Парменида о бытии и разуме.
  5. Сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля.
  6. Онтологические и гносеологические воззрения неоплатонизма и средневековой христианской философии (Августин, Ф.Аквинский).
  7. Пантеистическая концепция бытия эпохи Возрождения

(Н. Кузанский и Дж. Бруно).

8. Учение о субстанции в Новоевропейской философии (Р. Декарт,

Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

9. Основные принципы и положения онтологии и гносеологии Гегеля.

10. Онтологическое и гносеологическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

11. Мир как воля и представление (А. Шопенгауэр).

12. Основные положения экзистенциалистской концепции бытия.

13. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи.

14. Пространство и время как философские категории.

15. Понятие психики и ее структура в учении З. Фрейда.

16. Номинализм и реализм – основные течения средневековой схоластической философии.

17. Эмпиризм и рационализм – основные методологические направления в европейской философии Нового времени.

18. Познаваемость мира и проблема истины в философии.

19. Специфика научного знания и его функции.

20. Проблема причинности в философии. Детерминизм и индетерминизм.

***

21. Место философии в душе человека. Проблема смысла жизни.

22. Античная философия о природе и сущности человека.

23. Эпоха Возрождения о сущности человека.

24. Проблема человека и его свободы в средневековой философии.

25. Философия Нового времени о сущности человека и общества.

26. К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.

27. Экзистенциализм о подлинном и неподлинном бытии (М. Хайдеггер, К. Ясперс).

28. Проблема отчуждения в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр).

29. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).

30. Проблема свободы человека в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель).

31. Экзистенциализм о свободе человека (Ж.-П. Сартр).

32. Общество и его структура.

33. Формационная и цивилизационная концепция развития общества.

34. Человек и общество.

35. Феномен массы.

 

 


[1] Баткин Л.М. Возрождение. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.218-219.

[2] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. С.105.

[3] Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.221.

[4] Кампанелла Т. Метафизика. О превосходстве человека над животными и божественности его души.//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.269-270.

[5] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.,1993, с. 198, 199.

[6] Там же, с. 434.

[7] Там же, с. 494.

[8] Там же, с. 452.

[9] Там же, с. 328.

[10] Там же, с. 404.

[11] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 34.

[12] Там же, с. 135.

[13] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 54.

[14] Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.,1992, с. 126.

[15] Там же, с. 131-132.

[16] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М.,1989, с. 335.

[17] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 360-361.

[18] Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.,1990, с. 212.

[19] Вала Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Наука, 1989. С.274. – (Памятники философской мысли).

[20] Там же. С.289.

[21] Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Философские произведения. /В.В.Соколов (отв.ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли). С.221.

[22] Там же. С.230.

[23] Там же. С.267.

[24] Лютер Мартин. О рабстве воли. Приложения. // Эразм Роттердамский. Философские произведения./ В.В.Соколов (отв. ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли). С.308.

[25] Там же. С.333.

[26] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. – М.: Мысль, 1965. Т.2. С.231.

[27] Декарт Р. Первоначала философии. Соч. в 2 т.: Пер. с лат. И франц. Т.1/Сост., ред., вступ. Ст. В.В.Соколова. – М.: Мысль, 1989. С. 329.

[28] Там же. С.612.

[29] Лейбниц Г.В.Теодицея. Сочинения в 4 т.: Пер. с франц. Т.4/ Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. Ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В.В.Соколов. – М.: Мысль, 1989. С.298.

[30] Там же. С. 334

[31] Спиноза Б. Этика. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957. Т.1.С.588.

[32] Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957. Т.2. С.260.

[33] Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785г. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.233.

[34] Кант И. Метафизика нравов. 1797г. / Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.596.

[35] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа / Отв. ред. Е.П.Ситковский. Ред. коллегия: Б.М.Кедров и др. - М.: Мысль, 1977. С. 323.

[36] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000. С.452.

[37] Там же. С.494.

[38] Там же. С.516.

[39] Платон. Соч., т.3, М.,1994, с.130.

[40] Там же, с.348.

[41] Там же, с.350.

[42] Там же, с.352.

[43] Аристотель. Соч. Т.4. с.410.

[44] Там же, с.457.

[45] Там же, с.487.

[46] Там же, с.506.

[47] Там же, с.507.

[48] Там же, с.514-515.

[49] Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итальянского. – М.: Планета, 1990. С.74.

[50] Там же. С.75.

[51] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. В 2 т. – М.: Мысль, 1965. Т.2. С.192.

[52] Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. – М.: Мысль, 1988. Т.3. С. 274 – 275.

[53] Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми //Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970. С.563-564.

[54] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970. С.569.

[55] Определяющая роль экономики в структуре общественного производства, подчеркнутая марксизмом, как раз свидетельствует в пользу «линейного мышления». Однако, как оказалось в дальнейшем, экономика имеет решающее значение в эволюции общества лишь на определенных этапах его развития, особенно, в постреволюционные периоды.

[56] Марсель Г. Очерк феноменологии обладания/Быть и иметь. - Новочеркасск: «Сагуна», 1994. С.136.

[57] Там же.

[58] Фромм Э. Революция надежды/Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 243.

[59] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991, с.401.

[60] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3; а также: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Там же. Т.46, Ч. I и II.

 

[61] Семашко Л.М. и соавторы… Тетрасоциология: От социологического воображения через диалог к универсальным ценностям и гармонии. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. С.22-23.

[62] Неоднозначность означает одну причину и множество возможных следствий и наоборот, диспропорциональность – степень следствий, например, «гора рождает мышь» и наоборот, наконец, реактивность предполагает обратную связь – положительную и отрицательную.

[63] Аттрактор – конечное состояние (структура) эволюции системы (или ее этапа), к которому система «притягивается», попадает «в конус» его действия. Такими состояниями могут быть порядок (простой аттрактор) или хаос (странный аттрактор). Аттрактор характеризуется объективностью, независимостью существования от воли и желания субъекта. Существует целая система аттракторов для той или иной эволюционирующей системы. В процессе отбора (выбора) система случайно, но на основе закономерностей, попадает «в конус действия» определенного аттрактора. Система «свободна» лишь тогда, когда она не подчиняется определенному (другому) аттрактору, хотя всегда находится в зоне влияния какого-то определенного (своего) аттрактора. Т.о. можно быть «свободным» лишь в отношении «другого» аттрактора и быть «несвободным» в отношении «своего». Аттрактор – относительно конечное состояние эволюции системы, характеризующее необратимость эволюционных изменений.

 

[64] Российский ученый Б. Медников предложил следующую трактовку: 1) «В игре с природой нельзя выиграть»; 2) «В игре с природой нельзя даже остаться при своих» [94, С.104].

[65] Историческая концепция Тойнби развивается в общем русле учений об открытых системах (Берталанфи, Пригожин и др.).

Объектом учёта была земля и её использование Египет считают если родиной бухгалтерского учёта, то родиной инвентаризации и текущего материального учёта.

 

Греки не проявляли большого интереса к практической стороне управления, поэтому теоретическая сторона эконом науки была оторвана от прикладной (бух учёта) и оказалась в своём развитии далеко впереди. Именно эту теоретическую сторону развивает Аристотель. Им вводится понятие «домашнее хозяйство». В конце 5 века до н.э. появляются монеты, возникает денежное обращение и натуральное хозяйство перерастает в товарное производство, появляются банки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цивилизационные концепции общества | Хозяйственная деятельность как объект изучения экономических наук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.