КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древняя Греция. Смысл жизни, свобода, единство общих и частных интересов, прогресс, ценности, потребности, желания, приоритеты (иерархии)
Египет Уч.г. Вопросы к экзамену по ФИЛОСОФИИ Итоги курса.
Основные проблемы: Смысл жизни, свобода, единство общих и частных интересов, прогресс, ценности, потребности, желания, приоритеты (иерархии).
ЛИТЕРАТУРА 1. Очерки по истории философии /Учебное пособие для студентов технических вузов.- Кафедра философии ИТМО (ТУ) Авторы: д.ф.н. Н.М. Аль Ани, к.ф.н. В.Е. Быданов, к.ф.н. Т.А. Новолодская, к.ф.н. В.Н. Садовников, к.ф.н. В.Е. Смоленков. Санкт-Петербург 2000. 2. Антология мировой философии. В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1973. 3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Синергетика и акмеология. СПб.,2000. 4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. В 2 т. – М.: Мысль, 1965. Т.2. 5. Кант И. Метафизика нравов. 1797г. / Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.596 6. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэгиз, 1936 7. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. – М.: Мысль, 1988. Т.3. 8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. 9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970. 10. Спиноза Б. Этика. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957. 11. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. 12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. 13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. М.: Республика, 1995. 14. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 тт. Т.1. Ч.1. Гештальт и действительность. – М.: Мысль, 1993.
Вопросы к лекциям:
1. Место философии в душе человека. Проблема смысла жизни. 2. Античная философия о природе и сущности человека. 3. Проблема человека и его свободы в средневековой философии. 4. Эпоха Возрождения о сущности человека. 5. Философия Нового времени о сущности человека и общества. 6. К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения. 7. Экзистенциализм о подлинном и неподлинном бытии (М. Хайдеггер, К. Ясперс). 8. Проблема отчуждения в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр). 9. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо). 10. Проблема свободы человека в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). 11. Экзистенциализм о свободе человека (Ж.-П. Сартр). 12. Общество и его структура. 13. Формационная и цивилизационная концепция развития общества. 14. Человек и общество. 15. Феномен массы.
(лекционный блок) для студентов III курса
(Н. Кузанский и Дж. Бруно). 8. Учение о субстанции в Новоевропейской философии (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 9. Основные принципы и положения онтологии и гносеологии Гегеля. 10. Онтологическое и гносеологическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. 11. Мир как воля и представление (А. Шопенгауэр). 12. Основные положения экзистенциалистской концепции бытия. 13. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. 14. Пространство и время как философские категории. 15. Понятие психики и ее структура в учении З. Фрейда. 16. Номинализм и реализм – основные течения средневековой схоластической философии. 17. Эмпиризм и рационализм – основные методологические направления в европейской философии Нового времени. 18. Познаваемость мира и проблема истины в философии. 19. Специфика научного знания и его функции. 20. Проблема причинности в философии. Детерминизм и индетерминизм. *** 21. Место философии в душе человека. Проблема смысла жизни. 22. Античная философия о природе и сущности человека. 23. Эпоха Возрождения о сущности человека. 24. Проблема человека и его свободы в средневековой философии. 25. Философия Нового времени о сущности человека и общества. 26. К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения. 27. Экзистенциализм о подлинном и неподлинном бытии (М. Хайдеггер, К. Ясперс). 28. Проблема отчуждения в экзистенциализме (Ж.-П. Сартр). 29. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо). 30. Проблема свободы человека в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). 31. Экзистенциализм о свободе человека (Ж.-П. Сартр). 32. Общество и его структура. 33. Формационная и цивилизационная концепция развития общества. 34. Человек и общество. 35. Феномен массы.
[1] Баткин Л.М. Возрождение. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.218-219. [2] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. С.105. [3] Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.221. [4] Кампанелла Т. Метафизика. О превосходстве человека над животными и божественности его души.//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. С.269-270. [5] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.,1993, с. 198, 199. [6] Там же, с. 434. [7] Там же, с. 494. [8] Там же, с. 452. [9] Там же, с. 328. [10] Там же, с. 404. [11] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 34. [12] Там же, с. 135. [13] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 54. [14] Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.,1992, с. 126. [15] Там же, с. 131-132. [16] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В кн.: Сумерки богов. М.,1989, с. 335. [17] Камю А. Бунтующий человек. М.,1990, с. 360-361. [18] Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.,1990, с. 212. [19] Вала Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Наука, 1989. С.274. – (Памятники философской мысли). [20] Там же. С.289. [21] Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли. // Философские произведения. /В.В.Соколов (отв.ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли). С.221. [22] Там же. С.230. [23] Там же. С.267. [24] Лютер Мартин. О рабстве воли. Приложения. // Эразм Роттердамский. Философские произведения./ В.В.Соколов (отв. ред.) – М.: Наука, 1986. – (Памятники философской мысли). С.308. [25] Там же. С.333. [26] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. – М.: Мысль, 1965. Т.2. С.231. [27] Декарт Р. Первоначала философии. Соч. в 2 т.: Пер. с лат. И франц. Т.1/Сост., ред., вступ. Ст. В.В.Соколова. – М.: Мысль, 1989. С. 329. [28] Там же. С.612. [29] Лейбниц Г.В.Теодицея. Сочинения в 4 т.: Пер. с франц. Т.4/ Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. Ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В.В.Соколов. – М.: Мысль, 1989. С.298. [30] Там же. С. 334 [31] Спиноза Б. Этика. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957. Т.1.С.588. [32] Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Избр. произв. В 2-х ТТ. – М.: Госиздат. полит. литературы, 1957. Т.2. С.260. [33] Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785г. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.233. [34] Кант И. Метафизика нравов. 1797г. / Основы метафизики нравственности. – М.: Мысль, 1999. (Классическая философская мысль). С.596. [35] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа / Отв. ред. Е.П.Ситковский. Ред. коллегия: Б.М.Кедров и др. - М.: Мысль, 1977. С. 323. [36] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000. С.452. [37] Там же. С.494. [38] Там же. С.516. [39] Платон. Соч., т.3, М.,1994, с.130. [40] Там же, с.348. [41] Там же, с.350. [42] Там же, с.352. [43] Аристотель. Соч. Т.4. с.410. [44] Там же, с.457. [45] Там же, с.487. [46] Там же, с.506. [47] Там же, с.507. [48] Там же, с.514-515. [49] Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итальянского. – М.: Планета, 1990. С.74. [50] Там же. С.75. [51] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Избр. произв. В 2 т. – М.: Мысль, 1965. Т.2. С.192. [52] Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. – М.: Мысль, 1988. Т.3. С. 274 – 275. [53] Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми //Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970. С.563-564. [54] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4 т., Т.2. – М.: Мысль, 1970. С.569. [55] Определяющая роль экономики в структуре общественного производства, подчеркнутая марксизмом, как раз свидетельствует в пользу «линейного мышления». Однако, как оказалось в дальнейшем, экономика имеет решающее значение в эволюции общества лишь на определенных этапах его развития, особенно, в постреволюционные периоды. [56] Марсель Г. Очерк феноменологии обладания/Быть и иметь. - Новочеркасск: «Сагуна», 1994. С.136. [57] Там же. [58] Фромм Э. Революция надежды/Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 243. [59] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991, с.401. [60] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3; а также: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Там же. Т.46, Ч. I и II.
[61] Семашко Л.М. и соавторы… Тетрасоциология: От социологического воображения через диалог к универсальным ценностям и гармонии. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. С.22-23. [62] Неоднозначность означает одну причину и множество возможных следствий и наоборот, диспропорциональность – степень следствий, например, «гора рождает мышь» и наоборот, наконец, реактивность предполагает обратную связь – положительную и отрицательную. [63] Аттрактор – конечное состояние (структура) эволюции системы (или ее этапа), к которому система «притягивается», попадает «в конус» его действия. Такими состояниями могут быть порядок (простой аттрактор) или хаос (странный аттрактор). Аттрактор характеризуется объективностью, независимостью существования от воли и желания субъекта. Существует целая система аттракторов для той или иной эволюционирующей системы. В процессе отбора (выбора) система случайно, но на основе закономерностей, попадает «в конус действия» определенного аттрактора. Система «свободна» лишь тогда, когда она не подчиняется определенному (другому) аттрактору, хотя всегда находится в зоне влияния какого-то определенного (своего) аттрактора. Т.о. можно быть «свободным» лишь в отношении «другого» аттрактора и быть «несвободным» в отношении «своего». Аттрактор – относительно конечное состояние эволюции системы, характеризующее необратимость эволюционных изменений.
[64] Российский ученый Б. Медников предложил следующую трактовку: 1) «В игре с природой нельзя выиграть»; 2) «В игре с природой нельзя даже остаться при своих» [94, С.104]. [65] Историческая концепция Тойнби развивается в общем русле учений об открытых системах (Берталанфи, Пригожин и др.). Объектом учёта была земля и её использование Египет считают если родиной бухгалтерского учёта, то родиной инвентаризации и текущего материального учёта.
Греки не проявляли большого интереса к практической стороне управления, поэтому теоретическая сторона эконом науки была оторвана от прикладной (бух учёта) и оказалась в своём развитии далеко впереди. Именно эту теоретическую сторону развивает Аристотель. Им вводится понятие «домашнее хозяйство». В конце 5 века до н.э. появляются монеты, возникает денежное обращение и натуральное хозяйство перерастает в товарное производство, появляются банки.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |