Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальная психология и педагогика как наука

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. (8ч.).

1. Специальная психология и педагогика как науки.

2. Систематика и статистика.

3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи.

4. Предметные области.

5. Основные понятия.

6. Взаимосвязь с другими областями знаний.

7. Психолого-педагогическая сущность коррекционнойдеятельности.

8. Принципы проведения коррекционной работы.

9. История становления науки

10. Причины возникновения отклонений в развитии у детей

11. Основные проблемы коррекционной педагогики и психологии

 

Это обширная и многоаспектная отрасль психологии и педагогики. Интегрирует в себе знания наук о человеке

Специальная психология (specialis – род, вид) — наука о законо­мерностях развития различных категорий детей с отклоне­ниями в развитии, т.е. тех, у кого в силу физических или психи­ческих дефектов (от латинского defektus — недостаток) имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.

Коррекционная педагогика (дефектология) — наука о законо­мерностях воспитания, обучения и подготовки детей с отклонениями в развитии и поведении к соци­ально-трудовой адаптации.

Именно поэто­му для них необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения, направленные на корригирование присущих им недо­статков, на продвижение в общем развитии и социализации.

Спе­циальные условия это не всегда специальные учебные заведения, но и специальные группы или классы при обычных детских садах или школах, а также работа с ребенком в домашних условиях, осу­ществляемая непосредственно специалистом или под его система­тическим руководством родителями. В отдельных случаях ребенок с отклонениями в развитии может посещать и массовые учебные за­ведения, но при этом ему необходимо обеспечить постоянную ква­лифицированную помощь со стороны взрослых.

 

В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случа­ях, органические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других — периферические поражения от­дельного или нескольких анализаторов; значимыми являются так­же резко неблагоприятные условия жизни ребенка в раннем периоде.

 

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каж­дой группы особенностей, не свойственных нормально развиваю­щимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и многое другое, препятствует успешной адаптации детей в ок­ружающей их социальной среде;

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, кото­рые особенно очевидны у детей со сниженным слухом и специфи­ческими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании инфор­мации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отста­лые дети, рассматривая предмет, выделяют у него лишь немногие части и свойства и далеко не всегда осмысливают их значение.

 

Основные положения коррекционной психологии и педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, получен­ных путем экспериментальных исследований и целенаправленных систематических наблюдений за отклоняющимися в развитии и нормально развивающимися детьми различных возрастов. Эта ра­бота осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства z – преобразования | Статистика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.