Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические основы




Правовые основы

Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организаци Объединенных Наций по этой проблеме:

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах инвалидов;

Декларация о правах умственно отсталых лиц;

Конвенция о правах ребенка;

Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов.

Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо не приятный процесс. Это может быть инфекция, травма, передача неблагоприятных наследственных признаков, приводящих к повреждению анатомических или функциональных (в том мозговых) структур организма человека. Лица с отклонения развитии нуждаются в медицинской помощи.

Любая медицинская помощь начинается с диагностики выяснения сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) и их причин.

Клинические основы значимы для специальной педагогики потому, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционно-образовательной программы они позволяют:

увидеть биологйческие и социальные причины возникновения отклонения в развитии;

понять сущность произошедших в организме повреждений;

понять особенности развития ребенка с отклонениями в дея­тельности поврежденных органов и систем организма;

определить обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;

построить специальную педагогическую систематику и педаго­гические классификации внутри каждой предметной области спе­циальной педагогики;

квалифицированно вести профилактическую работу по пред­упреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;

координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения раз­вития человека с особыми образовательными потребностями.

ТЕМА 3. «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Понятие «норма» и «аномалия». Проблема «норма» - «аномалия» как междисциплинарная проблема.

2. Виды нормы, дифференцирование.

3. «Норма - аномалия» в возрастном контексте. Кризисы развития детей.

4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. Типичные характерологические и поведенческие отклонения ребенка.

5. Критерии явления «норма - аномалия»

1. Понятие «норма» и «аномалия». Проблема «норма» - «аномалия» как междисциплинарная проблема

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте зна­ний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в совре­менной психологической науке. Она включает в себя такие вопро­сы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности, вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевос­питания. В практической психологии и педагогике сегодня «рабо­тающими» являются понятия

предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным пред­метным содержанием программы (отражается в стандартах обра­зования);

социально-возрастная норма - показатели интеллекту­ального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу опреде­ленного возрастного этапа;

индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К.Маркова).

Категория нормы психического развития, по убе­ждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: диффе­ренциальная психология, психология развития (детская), педаго­гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой про­блеме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.