КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 15
Учреждения социального обслуживания семей и детей Учреждения социального обслуживания семей и детей Семья как объект и субъект социальной работы Лекция 14 Тема: Социальная работа с семьей Семья - это основанное на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Типы семей: нуклеарная (с детьми или без), расширенная нуклеарная (с родственниками). Объектом особой социальной защиты являются: многодетные семьи, неполные семьи (развод, вдовство), молодая семья, пожилая семья, семьи группы «социального риска», маргинальные семьи и асоциальные семьи. К основным проблемам семьи относятся: - малообеспеченность; - насилие, жестокое обращение (социальное насилие, моральное). Основным государственно–правовым документом, регламентирующим семейное законодательство, является Семейный кодекс РФ (1995г.). Деятельность государства, политических партий, общественных организация, направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, на укрепление семьи, как социального института определяется семейной политикой. Основные семейной политики: стратегические (долгосрочные) и краткосрочные. Стратегической целью является укрепление семьи как социального института. Достижение этой цели требует: переориентации всей социальной жизни с интересов индивида - одиночки на интересы жизни в семье и с семьей. Краткосрочные цели тесно связаны со стратегической целью. Реализация краткосрочных целей семейной политики достигается с помощью социальной поддержки семьи. Социальная поддержка семьи – это часть социальной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода ситуаций, связанных с трудностями становления и развития семьи. Социальная работа с семьями – это деятельность, которая реализует социальную поддержку. Специфика социальной работы с семьей: - Практически все современные социальные и индивидуальные проблемы представлены в семье (безработица, проблемы отцов и детей и т.д.). - Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом. - Работа с нуждающимся в помощи членом семьи предопределяет работу со всей семьей; - Семья закрытая система, ее путь протекает вне глаз наблюдателей и поэтому многое судят по косвенным признакам, поэтому работа с семьей требует длительного времени и особого внимания; - Специалист по социальной работе не может решить проблему семьи, он помогает справиться с ней. - Семья автономна в своей жизнедеятельности. Она сама выбирает формы взаимоотношений и методы воспитания. Вмешиваться в дела семьи можно лишь тогда, когда есть прямая угроза физическому, психическому здоровью или жизни какого – либо из ее членов. - Вмешательство во взаимоотношения членов семьи должны быть на благо самой семьи. Помощь оказывается семье не для того, чтобы повысить рождаемость, а для того, чтобы реально помочь семье в выполнении своего предназначения. - Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфидициальности.
Основные принципы в организации помощи семье заключаются в следующем: - Расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач. - Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и другими социальными институтами. - Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики. Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции: - аналитическую: изучает проблемы и нужды семей; - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме; - управленческую: организует контакт с государственными органами по решению проблем семьи. - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения (Телефон доверия, пункт неотложной психологической помощи). Цель деятельности социального центра помощи семье – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства. Основными задачами Центра является: - выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей; - определение и предоставление конкретных видов и форм услуг; - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению жизненных ситуаций; -социальный патронаж семей; - участие в работе по профилактике безнадзорности; - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе; - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. Категории и группы населения, которым центр оказывает услуги: - семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные; - дети и подростки, находящиеся в неблагополучных семейных условиях; - взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери); - бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов. Виды социальной помощи, предоставляемые семьям: - денежные пособия по малообеспеченности; - разовая денежная помощь; - бесплатное питание (горячие обеды); - бесплатное питание в виде наборов продуктов; - продуктовые товары длительного пользования; - набор товаров первой необходимости; - одежда, обувь (возможна б/у); - льготное товарное обслуживание; - льготное бытовое обслуживание; - социальная помощь на дому; - консультативная помощь (юридическая, медико – социальная, педагогическая и др.); - психологическая помощь; - временный ночлег Тема: Зарубежный опыт профессиональной подготовки в области социальной работы Представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников. К концу Второй мировой войны в мире доминировал американский подход в концепциях социальной работы. США помогали новым демократиям и бывшим колониям создавать систему профессионального обучения социальной работе. Студенты со всего света обучались по специальным программам в учебных заведениях США. В результате этой деятельности американская система обучения социальной работе получила распространение во всем мире. Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности. Б.У. Шифор иА.Э. Дженкинс оценивают практическое обучение социальных работников как сложный, многослойный процесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практическими занятиями для того, чтобы новый социальный работник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специальных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличить профессионального наставника от непрофессионала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений. Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, "многообразие человеческой природы", практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение. Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американский специалист профессор Хантер-университета, Нью- Йорк, Ч. Казетта констатировал конец американской монополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием "Закат американской модели" на XXVII Международном конгрессе Школ социальной работы (Амстердам, 1994 г.). Закат американской модели обучения социальной работе наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирующая американская модель может стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соответствию местным и мировым проблемам. Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне; ведущая роль Церкви в социальной работе; наличие разнообразных филантропических организаций, функционирующих многие десятилетия; сложившаяся система профессиональной подготовки через старинные университеты; особый социально-политический контекст исторического развития). В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами. Их называют руководителями практики. Их основная задача — совершенствование профессиональных навыков студентов, независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам. Практика в агентстве занимает у студента около половины всего объема учебного времени, из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней. Основные модели практического обучения социальных работников классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом: 1.Модель личностного роста и развития, основанная на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения. Студент становится как бы "клиентом" супервизора. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы студента с клиентом. Для супервизора большее значение имеет процесс обучения, чем его результаты. Опора на психологические теории. 2. "Ученическая" модель, которую иногда называют "Рядом с Нелли" по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов ("Нелли"). Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы. Для супервизора одинаково важны и процесс, и результаты практики. Опора на теории поведения. 3. Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов практики соотносятся с политикой агентства, среди которых главный — результаты работы студента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режима и т. п., обращается внимание на трудовую и профессиональную дисциплинированность студента, так как самое важное — защита клиентов и качество работы агентства. Опора на теории управления. 4. Модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в "команде"). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ работы студентов, также предъявляются определенные требования к оценке на основе критериев компетентности. Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Опора на теории обучения взрослых. Все большее распространение в последние годы приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность. Центральная фигура практического обучения социальной работе в Великобритании — руководитель практики. Им в профессиональном сообществе уделяется повышенное внимание. В Великобритании руководители практики должны быть аккредитованы своими агентствами, затем в перспективе — получение звания "Преподаватель практики". Это звание получают кандидаты, представившие экзаменационному совету информацию о своих достижениях. Во Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является своевременная профессиональная ориентация и допро- фессиональная подготовка, реализуемые в общеобразовательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к ранней специализации, предпочитая ей профилирова ние, дифференциацию и глубокую общеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации. Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы. Важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, которое подтверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему дипломом профессионального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух- или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной аттестацией нанимателя или организации. Все это направлено на защиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу. Подготовка социальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методики и т. д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения концентрируют в себе многолетний опыт социальной практики в данном регионе, апробируют различные модели и формы деятельности, аккумулируют значительный потенциал в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы. Система подготовки социальных работников во Франции является сквозной и построена по принципу непрерывности образования. Она исключает тупиковые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества. Подготовка построена по принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и другая составляющая подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одни цели и оцениваются обе по четко определенным критериям. Это позволяет оптимально использовать практику в соответствующей среде для выработки профессиональных умений и приобретения опыта деятельности в конкретных ситуациях. Во Франции не наблюдается четкого разделения между социальными работниками и социальными педагогами. Существующие профессии органично сочетают функции воспитания и помощи, имея в виду личность отдельного человека в целом. Существует несколько основных профессий, которые охватывают сферу социальной деятельности, — это группа профессий "социальной карьеры", которые объединяются в данную группу как по общности целей и задач деятельности, так и по критериям профессиональной компетентности. Базовой характеристикой профессий социальной карьеры вне зависимости от профиля и специализации является способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, государственными и общественными структурами — с другой; выполнять роль партнера, связующего звена между личностью и социумом, между детьми и взрослыми, семьей и обществом. Важнейшей характеристикой является умение работать в условиях неформального общения, способствуя появлению и проявлению инициативы, активной, субъектной позиции клиента; умение строить отношения с ним на равных, на основе диалога; соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем. Все это однозначно определяет приоритет личностных качеств, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. Так как деятельность социальных педагогов и работников является своеобразной зоной доверия между людьми, способствующей их взаимопониманию и общению, люди этих профессий должны обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Необходимыми качествами являются психологическая грамотность, развитое чувство такта, хорошая коммуникабельность и организаторские способности, духовная и общая культура высокого уровня, умение анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в общественной жизни, четкие нравственные принципы. В группу профессий социальной карьеры входят: ассистент социальной службы, советник по социальной и семейной экономике, специализированный воспитатель, воспитатель раннего детства, воспитатель по социальной правоохранительной защите молодежи, аниматор социально-культурной деятельности. Общей чертой этих профессий является то, что подготовка к ним требует законченного среднего образования и предполагает различные профили и уровни подготовки. При существующей во Франции организации второй ступени среднего образования выпускники лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям еще в период обучения в старших классах средней школы. Во Франции старшие классы средней школы (лицей) являются профилированными и ведут к различным типам свидетельства о среднем образовании — бакалавриату. Лишь успешная сдача двухступенчатого экзамена на бакалавра позволяет продолжить обучение в высшей школе. Это отличает французский бакалавриат от американского, который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшего образования. Подготовку социальных работников ведут и университеты. Так, университетский диплом технологии социальных карьер предполагает три специализации: социальная и социокультурная анимация, социальная защита 322 и специализированное воспитание. Анимация как идея, призванная гуманизировать свободное время, получила развитие во всех развитых странах; именно во Франции в послевоенные годы впервые появилось понятие социально-культурной анимации. Постепенно через Европейский Совет в Страсбурге и ЮНЕСКО это понятие получило распространение. Профессия аниматора сейчас активно развивается (особенно после подписания Конвенции о социокультурной деятельности), численность работников растет в течение всего последнего десятилетия (ныне в Европе насчитывается 30 ООО постоянных и 140 ООО временных аниматоров примерно на 45 ООО учреждений). В то же время поступление на работу все же требует упорства и инициативности, ибо возможности трудоустройства пока ограничены. Подготовка по профилю "аниматор" предполагает два уровня: подготовка к непрофессиональным дипломам анимации и подготовка к профессиональным дипломам анимации. К непрофессиональным относятся: — сертификат о пригодности к функциям анимации, который дает возможность работать в центрах каникул и досуга; эта подготовка может рассматриваться в качестве введения в анимацию и может быть дополнена подготовкой к сертификату о пригодности к функциям руководителя (ВАРЭ), которая позволяет получить доступ к должностям кадров в центрах каникул; — сертификат о пригодности к социокультурной (BASE)? выдаваемый аниматорам молодежных групп или групп взрослых, активистам и волонтерам; кандидатам следует быть не моложе 19 лет и иметь двухлетний опыт социовоспитательной деятельности постоянного характера с аттестацией нанимателя или ответственной организации. Профессиональные дипломы анимации завершают подготовку различного уровня. Это, например, государственный сертификат техника-аниматора по народному воспитанию (ВЕАТЕР), который обеспечивает владение методами и технологиями анимации. От кандидата требуется диплом бакалавра и двухлетний профессиональный опыт. Обучение длится три года и включает 630 часов, которые распределяются на три блока теоретической подготовки и два месяца практики. Существуют три специализации — научно-техническая деятельность, культурная деятельность и выражение, социальная деятельность и местная жизнь. Недавно была создана специализация "окружающая среда Другой профессиональный диплом — государственный диплом, относящийся к функциям анимации (БЕРА), позволяет осуществлять деятельность как в воспитательной, так и в социальной области, организовывать коллективную деятельность. Доступ к обучению также обусловлен уровнем бакалавриата и трехлетним стажем профессиональной деятельности, которые дополняет специальный экзамен. Обучение состоит из 1040 часов теоретической подготовки, структурированной в б блоков, и 16 месяцев практики. Предполагается написание диссертации и ее защита. Подготовкой более высокого уровня для профессионалов, имеющих многолетний опыт работы в области анимации, является подготовка к диплому о высшем образовании в области анимации (ЭЕ5А). Обучение проходит в Национальном институте молодежи и народного воспитания. Значительную часть дипломированных специалистов в области социальной работы и анимации готовят университеты, в которых выделяются три цикла подготовки, каждый из которых завершается соответствующим государственным или университетским дипломом с различными специализациями. Также интересен опыт подготовки "специализированных воспитателей", сфера деятельности которых охватывает различные виды воспитательных воздействий по отношению к детям, подросткам и взрослым, имеющим физические, психические недостатки или отклонения в поведении, или находящимся в неблагоприятной социокультурной среде. Деятельность специализированного воспитателя характеризуется разнообразными формами и методами работы применительно к контингенту клиентов и среде. Отбор на обучение здесь особенно строг. Воспитатель интегрирует свои усилия со всеми, кто принимает участие в воспитательном процессе: семьей, врачами, педагогами, социальными работниками. Фактически этот специалист во Франции — тот, который в России назван социальным педагогом. Таким образом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразовательной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-уче- ных, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практический опыт. Французская система подготовки работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамично развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности. Социальная работа во Франции имеет длительную и интересную историю. Эта сфера деятельности неразрывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Накопленный за этот период опыт, безусловно, полезен для нас, хотя бы в силу общности культурных традиций, которые роднят Россию и Францию с незапамятных времен. Наиболее полную на сегодняшний день информацию в области профессионального образования социальных работников в различных странах мира содержит Справочник-руководство по мировой системе обучения социальных работников (ШогИ Сшс1е 1о 5ос1а1 Шогк ЕйисаИоп), изданный Международной ассоциацией школ социальной работы (1А55Ш) в 1984 г., (второе издание). Он включает подробное описание системы обучения социальных работников в 74 учебных заведениях 61 страны мира. Среди стран, включенных в международное руководство, наряду с США, Англией, Германией, Францией и др., есть Кения, Уругвай, Танзания и Зимбабве, однако из стран, называемых прежде социалистическими, присутствуют только Польша и Югославия. 1А55Ш в настоящее время занята изучением целей и единых факторов квалификации в обучении и практике социальных работников. В обучении социальной работе не существует международной уполномоченной организации. Международная ассоциация не считает, что общее международное образование может иметь преимущество перед тем, которое можно получить в собственной стране.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |