КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные ресурсы детских и школьных библиотек: содержательный аспект
Исследованиями современных педагогов установлено, что приучать ребенка к чтению можно еще до его рождения. Некоторые будущие мамы интуитивно чувствуют, как благотворно влияют на малыша звуки речи, как тот реагирует на музыку «через стенку живота». До рождения происходит формирование практически всех видов чувственности. Новорожденный предпочитает слушать те детские стишки, которые мать читала ему вслух во время беременности. Чем раньше ребенка научают слушать материнскую речь, ее чтение, тем интереснее будет его общение с окружающими, тем больше надежды, что книга войдет в его жизнь. В младенческом возрасте лучше всего воспринимается фольклор: песенки, прибаутки, стихи, колыбельные песни. Ребенок приходит в мир, оснащенный инстинктами, обеспечивающими сохранение дара родителей — жизни. Испытывая дискомфорт — голод, холод, жажду, боль и т.д., — он плачет, привлекая внимание взрослых. Ребенок еще абсолютно беспомощен, но уже первые месяцы его жизни позволяют заметить в нем не только внешне выраженную физиологическую специфику (блондин — брюнет, худой — полный и т.д.), но и психологические особенности (доверчивость или необщительность, уравновешенность или капризность, доброжелательность или агрессивность). Дитя еще многого, вернее, ничего не знает, но задатки характера уже намечены, он уже личность. Януш Корчак, польский педагог и писатель, образно назвал ребенка «иностранцем». Обращаясь к воспитателям, он призывал к уважению личности ребенка: «Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам, трудно — просит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы». Трудно не согласиться с известным педагогом, утверждавшим, что ребенок — это не «низшая, более слабая и бедная психически организация», а равная, иногда и более совершенная в своей уравновешенности, серьезности, рассудительности личность, пока очень мало знающая, не имеющая опыта общения и с трудом ориентирующаяся в полном противоречий мире взрослых. К.И. Чуковский образно назвал дошкольников (от двух до пяти) «почемучками»; неиссякаемый поток вопросов отражает жажду познания, они хотят учиться. Родители удовлетворяют ее не только устными ответами на вопросы, но и читая детям книги. Так с юного возраста ребенок, познавая мир, осваивает и источники познания. Неадекватные восприятию ребенка ответы или, еще хуже, отсутствие таковых, «одергивание» ребенка взрослыми может эту потребность заглушить, тем более, что этому возрасту в большей степени — младшему и среднему школьным возрастам в несколько меньшей — свойственны неустойчивость, нестабильность интереса; он быстро вспыхивает, но, будучи неудовлетворенным, — столь же быстро угасает, забывается. Дети не в состоянии долго сосредотачивать внимание на чем-то одном, оно рассеивается, отвлекается. Не сформированное в дошкольном возрасте желание учиться, в более старшем возрасте может стать препятствием становлению умения учится. Тем более, что всем детям присуще отсутствие способности самостоятельного приобретения нужных для жизни сведений. В раннем детстве (2—5 лет) информационные переживания связаны преимущественно со звучащим словом. Практически все книги ребенок рассматривает с одинаковым увлечением, не умея отличать высокохудожественное произведение от посредственного. В этом возрасте закладываются основы художественного вкуса, поэтому важно приобретать высокохудожественно иллюстрированные книги, аудиовизуальные документы, выполненные мастерами своего дела. Большое значение имеют также книжки-игрушки, поскольку ребенок познает мир через игру. Зыбкое, неустойчивое желание знать, учиться и неумение самостоятельно познавать окружающий мир свойственно всем детям. В остальном дети на каждом этапе возраста отличаются и уровнем интеллекта, и психологическим разнообразием. Н.К. Крупская, педагог по образованию, тесно связанная по роду своей деятельности с библиотеками, дает краткую, но довольно емкую характеристику некоторых этапов становления подрастающей личности. С позиций знаний, жизненного опыта, понимания добра и зла, справедливости и несправедливости она характеризует дошкольника как существо до крайности малоопытное, не способное отличить вымысел от жизненных реалий, но обладающее колоссальным потенциалом памяти. В 5—8 лет жизненный опыт приобретается ребенком ассоциативно. Иллюстрации не теряют прежнего значения, но по мере укрепления навыков чтения повышается роль письменного слова. При отборе комплектатор, учитывая накопленный ребенком опыт и стремясь расширить его, приобретает главным образом сказки с элементами реальности, рассказы об окружающем мире, короткие поэтические произведения. В возрасте зрелого детства (от 9 до 12 лет) повышается интерес к взаимоотношениям между людьми. Для читателей этого возраста необходимы книги с популярным анализом социальных отношений, основ наук. Дети готовы к восприятию научно-художественной, научно-фантастической книги, охотно читают энциклопедии. Среди мальчиков в этом возрасте особенно популярны комиксы и «диснеевские» журналы. Специальные журналы для детей больше популярны у девочек, также как журналы о животных и о природе. В последние годы многих детей и подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки, причем в разных возрастных группах. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию. В индивидуум обладает определенным жизненным опытом, но не ориентируется в социальных отношениях, не способен соотнести слова и поступки, критически оценив то и другое, имеет неясные представления о добром и злом, хорошем и плохом поступке. Под напором интенсивной информации, получаемой современными детьми с раннего возраста, сжимаются возрастные рамки неопытности, неумение сориентироваться в социальных взаимоотношениях. Самой важной информацией подростку представляется (по убывающей) сведения о: друзьях, знакомых, школе, музыке, спортивных и иных состязаниях, компьютерных играх, семье, будущем, животных, родителях. Подростки увлекаются телепередачами и книгами для взрослых. Такие источники превышают половину в структуре их инфопотребления. Из них они черпают основные социальные сведения, поскольку актуальные для подростков темы средства массовой информации либо не рассматривают, либо трактуют их упрощенно. Большую часть жизненно важной информации подростки усваивают спонтанно и неосознанно. Существуют большие возрастные, тендерные, региональные и другие различия в восприятии информации юными читателями. Старшие подростки способны к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности; они умеют самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, у них формируется абстрактное мышление. В старшем подростковом возрасте интенсивно развивается произвольная логическая память, возрастает умение логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания. Стремление познавать, поиски жизненного идеала, желание развлечься составляют основу чтения в подростковом возрасте. Подростки охотно читают книги о современности, героями которых являются их сверстники. На этот вопрос, особенно у мальчиков, приходится пик чтения фантастической, приключенческой литературы. 10-15-летние читатели остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает им познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются, а та малая часть, которая издается, почти не попадает в провинцию. Это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам зарубежных писателей, где фигурируют дети-подростки. Поэтому очень популярной стали книги серии «Детский детектив» (К.Кин, А.Хичкок, Э.Блайтон и др.), серия о девочках-подростках Ф.Паскаль «Школа в ласковой долине», а также серия Д.Ролинг о Гарри Поттере (фэнтези, где удачно сочетаются элементы литературной сказки и школьной жизни). В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей популярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у девочек-подростков, а особенно девушек становятся популярными романы о любви. В юношеском возрасте (до 16-17 лет) наблюдается интенсивное приобщение к литературе для взрослых — раньше у девочек, затем у мальчиков. Интерес к прозе выше, чем к поэзии. Начинается регулярное чтение периодики. Для комплектатора учет этого периода важен тем, что именно здесь усиливается индивидуализация читательских интересов, требующая современного установления особых групп в читательской среде. Старший юношеский возраст характеризуется интенсивным становлением личности. Читатель этого возраста особенно нуждается в лирических, психологических произведениях современной отечественной и зарубежной художественной литературы, научно-популярных изданиях всех отраслей знания, учебной литературе. Идет активное приобщение к произведениям общественно-политической тематики, особенно по вопросам морали, этики, патриотического воспитания. Среди старшеклассников резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). В чтении детей, и особенно подростков и юношества, популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки покупают периодику самостоятельно. В 10-13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится более осознанным. У подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение этой аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах). Может ли школа — основной официальный проводник ребенка в мир знаний, в мир законов природы и общества, в мир опыта жизни и общения — ориентироваться не только на типичные для определенного детского возраста знания и умения, но и на специфику свойств конкретного ребенка? Библиотека больше, чем любое другое образовательное, культурно-просветительное учреждение, способна решать эту задачу. Исключение составляет индивидуальное обучение детей гувернерами в состоятельных семьях. Сформированные школой, семьей, библиотекой умение и желание ребенка, подростка работать с книгой; квалифицированная помощь библиотекаря в правильном ее выборе, раскрывающем тему, проблему на приемлемом, доступном, интересном для конкретного читателя уровне, гарантирует не механическое (а значит, и недолговечное) запоминание материала для прагматической цели — получение положительной оценки на уроке, — а понимание, глубокое усвоение этого материала, создает, в свою очередь, условия для пробуждения увлеченности изучаемой дисциплиной и учением, интереса к чтению, желание прочесть другие книги, раскрывающие предмет глубже, полнее. Дифференциация, базирующаяся на учете индивидуальных способностей читателей, обеспечит не только «сумму знаний», но, что главнее, поспособствует умственному, эмоциональному развитию личности, умению работать самостоятельно, критически относиться к прочитанному, анализировать и синтезировать полученную информацию, вырабатывая собственный взгляд на проблему, собственное её понимание. Персонификация информирования — основное назначение детской библиотеки и фонда, определяющего специфику этой деятельности. Библиотечный фонд по содержанию, структуре, отраслевому, видовому, типологическому, языковому, хронологическому составу должен обеспечить одаренным детям возможность активно развиваться, а «отстающим» — восполнить в индивидуальном порядке багаж знаний, не воспринятый в процессе коллективного обучения в школе. Не каждый, даже способный учащийся, может усваивать знания «в коллективе», в шумной аудитории. Библиотека способна в некоторой степени сгладить социальное неравенство учеников, создав одинаковые условия для детей граждан всех социальных слоев в социализации, в приобретении запаса знаний, обеспечивающих при желании базу для продвижения вверх по социальной лестнице. Решению этой задачи способствует и размещение библиотечного фонда (расстановка, использование разных форм раскрытия содержания), обеспечивающая опосредованное воздействие на читателя. Непосредственный контакт с книгой без видимого участия библиотекаря имитирует самостоятельность поиска и приобретения интересующей информации, способствуя, тем самым, самоуважению, уверенности в собственных возможностях. Потенциальная энергия, заложенная автором не только в виде информации или художественных образов, но и свойственных ему нравственных ценностей, превращается, при видимом сохранении независимости от взрослых наставников, в кинетическую, действенную. Таким образом, библиотека может в полном объеме реализовать призыв Я. Корчака к уважению своеобразия и самостоятельности ребенка: «Уважайте его незнание! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы». Правда, не следует уповать на абсолютную адекватность восприятия читателями заложенных автором, издателем в содержание и оформление книги ценностей. Еще НА. Рубакин писал: «...уже в течение десятилетий известен и тот факт, что чужая устная и печатная речь понимается различными читателями и слушателями по-разному, нередко диаметрально противоположно... Таким образом, оказывается, что содержание, вложенное в устную или письменную речь ее автором, всегда испытывает некоторую перемену в процессе чтения или слушания». В тесной связи с персонификацией обучения, уважением своеобразия и самостоятельности ребенка, подростка, спецификой восприятия одной и той же книги разными читателями находится вопрос о возможности свободного выбора каждым читателем всего интересующего, независимо от того, связан ли интерес с учебной программой, простирается ли далеко за ее пределы, вызван ли увлеченностью читателя, способной в будущем определить его профессиональный выбор, или обусловлен сиюминутным, не всегда невинным, любопытством и может остаться на уровне «хобби» на долгие годы или исчезнуть после утоления любопытства. Преграда на пути удовлетворения любой из этих потребностей может сдержать раскрытие способностей. Общественно-политическая литературасоставляет около 20% фондов библиотек, обслуживающих детей и подростков. Она пользуется постоянно возрастающим спросом, что требует более оперативного освобождения фондов от быстро устаревающих документов этой тематики, более полного комплектования документами, посвященными социальным проблемам информатизации, коммерциализации, созданию правового государства. Использование фонда технической литературыопределяется преимущественно содержанием труда работающей молодежи и подготовки учащихся к такому труду; вытекающим отсюда развитием профориентационной работы в школе, расширением общеобразовательного, политехнического и профессионального технического образования. Между тем сейчас наиболее активно используется литература, отвечающая не этим важнейшим социальным факторам, а интересам любительства: по радиотехнике, автоделу, авиа- и судомоделированию; кулинарии, рукоделию и т.п Большое внимание уделяется формированию фонда естественнонаучной литературой, которая занимает у молодежи третье место по популярности. Фонд комплектуется документами по основам и истории развития наук, о проблемах информатизации, этике, документами прикладного и занимательного характера. Улучшение содержания фондов естественнонаучной литературы должно идти по пути их большего насыщения документами о политехническом образовании в тесной взаимосвязи с трудовым обучением, о конкретных приложениях естественных наук, межпредметных связях, о математическом моделировании и компьютеризации, о естественных науках как основе информационного общества, об экологическом воспитании. Основную часть фонда детских библиотек — свыше 60% — занимает художественная литература,так как в этом возрасте мир познается в основном через чувства, эмоции и образы. Художественная литератураимеет наибольший удельный вес в фонде юношеских библиотек — она составляет 35%. Она особенно широко представлена произведениями всемирной классики и книгами о молодом современнике, героях и подвигах, фантастической и приключенческой, семейно-бытовым романом и повестью, отечественной и переводной лирикой. Фондлитературы по искусству, составляющий около 10%, в наибольшей мере укомплектован изданиями по таким темам, как киноискусство, фотография, музыка, театр, художественная самодеятельность. В частности, особое внимание уделяют полноте комплектования песенников, репертуарных сборников, самоучителей игры на распространенных среди молодежи музыкальных инструментах. Пока ещё недостаточно книг по архитектуре, скульптуре, живописи и другим видам искусства. Неотъемлемой частью информационных ресурсов школьной библиотеки является ее фонд, который обеспечивает образовательный и воспитательный процессы в школе, способствует решению культурологических и информационных задач. Совокупный общий фонд школьной библиотеки состоит из разделов, имеющих целевое назначение. Названия разделов фонда школьной библиотеки определяются по ГОСТУ 7.76-96, который соответствует требованиям международного стандарта ИСА 5177-5-81 «Документация и инвентаризация. Словарь. Часть 3. Комплектование фонда. Идентификация документов и данных». Общий фонд подразделяется на основной (методическая, научно-познавательная, художественная литература, справочные энциклопедические издания, книги для самообразования и творческого развития пользователей) и учебный, куда входят учебники, в том числе экспериментальные, пробные, дополнительные и др., учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для внеклассного чтения, учебно-методические справочники, учебно-наглядные пособия, хрестоматии, рабочие тетради и др. Определение состава учебного фонда дано в инструкции по созданию, пополнению и обновлению фондов школьных учебников, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Эта часть фонда выделена по примете читательского назначения — непосредственное обеспечение учебной деятельности учащихся.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |