КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типологические характеристики информационных ресурсов детских и школьных библиотек
Видовое разнообразие изданий литературы для детей можно рассматривать сквозь призму ГОСТ 7.60-90«Издания. Основные виды. Термины и определения». Такой подход находит поддержку в книговедении и в библиографоведении. В книговедении сложилось представление, что «...в структуре детской литературы в снятом спецификой читательского восприятия виде отражается структура литературы вообще». Примером отражения данного принципа типологической дифференциации является следующий ряд литературы для детей: — общественно-политическая (политико-воспитательная); — художественная; — научно-популярная; — справочная; — производственно-техническая ("деловая"); — учебная. Позиция специалистов-библиографоведов иная: признается специфичность феномена детской литературы, не отраженная ни в «Единой схеме классификации литературы для книгоиздания», ни в ГОСТе. Однако вместо оригинального варианта типологического ряда предлагается достаточно беглая рекомендация придерживаться стандартизированного подхода, что в соответствии с действовавшим в момент подачи данного совета ГОСТом означало: различать в литературе для детей по целевому назначению и характеру информации «массово-политические, научно-популярные, литературно-художественные, справочные, библиографические и другие» издания. С течением времени из профессионального лексикона исчезли такие определения литературы, как «общественно-политическая», «политико-воспитательная», «массово-политическая». Однако глубокие корни имеет само по себе дифференцирование литературы для детей в строгом соответствии с общепринятыми канонами, следуя которым для уточнения читательского назначения издания к соответствующему термину, обозначающему вид издания, прибавляют слова «для детей». Иной подход, диаметрально противоположный единому рассмотрению различных литературных пластов, заключается в признании специфики видовых рядов. Для прямого заимствования имеется ряд вариантов особой видовой структуры литературного комплекса произведений, доступных детям. В русле книговедческой традиции структурирования издательского репертуара детскую литературу можно подразделить на три подтипа: — политико-воспитательная, — познавательная, — художественная а) научно-популярных и научно-художественных изданий, популяризирующих новейшие достижения гуманитарных, естественных и технических наук; б) «деловой» литературы в помощь самодеятельности ребят, где познавательные сведения сочетаются с практическими советами; в) справочно-энииклопедической литературы для детей. Если отвлечься от заидеологизированного термина «политико-воспитательная литература» при отборе можно увидеть принципиальную специфику формы произведения (ее фиксируют подтипы), а также заметить существенные отличия в рамках одной и той же формы. В то же время надо отчетливо представлять, насколько продуктивным окажется отбор на основе рассмотрения репертуара по правилам хотя и родственной, но все же иной — издательско-книго-ведческой сферы. Не случайно исследователи предостерегают от опасности, которую несет механическое перенесение сходных внешне понятий и представлений. В этом смысле разумнее воспользоваться готовыми разработками, учитывающими особенности практики библиотечного обслуживания детей. Например, если рассматривать целевое назначение научно-популярной книги для детей в ракурсе библиотечной педагогики, получается следующий видовой ряд: 1) просветительские и информационные издания, осуществляющие информацию и пропаганду знаний и их общественного значения, ориентирующиеся на социализацию личности, расширение кругозора и привлечение внимания к научной и практической деятельности; 2) справочные издания, обеспечивающие быстрый поиск информации; 3) практические издания, в которых основное содержание текста и иллюстраций составляет руководство к самодеятельному и практическому творчеству. Если сделать акцент на воспитание у детей библиотечно-библиографической грамотности, видовой ряд литературы выстроится таким образом: 1) периодика (журналы и газеты, доступные читателям детского возраста); 2) публицистика, главной особенностью которой должны быть острота поставленной проблемы (политической, экономической, философской, международной, морально-этической, правовой, по вопросам культуры, литературы и искусства), лаконичный, выразительный и энергичный язык в ее освещении; 3) научно-художественная литература, свойствами которой, в частности, являются особый язык — язык образов и большое жанровое разнообразие (биографическая повесть, рассказы писателей-натуралистов, охотников, путешественников, научная сказка, очерк); 4) научно-популярная литература, авторы которой идут по пути учебника, объясняя неизвестное через известное, непонятное через понятное, таинственное через очевидное, сложное через доступное; 5) литературоведческие книги, представленные литературной критикой и повестями о писателях; 6) книги по искусству: 7) справочная литература, объединяющая детские энциклопедии, научно-художественные альманахи (к примеру, «Хочу все знать», «Глобус»), словари во всем их разнообразии (толковые, языковые, орфографические, орфоэпические и др.). Оригинальный вариант классификации крупными «блоками», не предусматривающей видовой и жанровой детализации, предлагают немецкие исследователи: 1) произведения народного творчества: 2) фантастические произведения (по более привычной отечественным специалистам терминологии «литературные сказки»); 3) реалистические произведения, именовавшиеся ранее «рассказами об окружающей действительности»; 4) «захватывающая» литература, к которой относятся приключения и детективы; 5) познавательная литература, охватывающая научно-художественные и научно-популярные произведения по всем отраслям знания и книги типа «сделай сам». Специалист может воспользоваться любым готовым рецептом видового ряда. Не исключены также и собственные находки. К примеру, с помощью синтеза имеющихся вариантов дифференциации произведений литературы для детей, разработанных в русле специфики целевого назначения, можно упорядочить видовой ряд следующим образом: — произведения художественной литературы, развивающие эмоциональную сферу ребенка, формирующие его нравственные и эстетические идеалы, а значит и выделяющиеся самоценностью образа, созданными мастерством и фантазией автора сюжетом, стилем; — публицистическая литература, для которой характерна яркая, злободневная интерпретация документальных фактов самой широкой тематики (философской, политической, историко-культурной, нравственной и любой другой выбранной автором для беседы с юным читателем); — научно-художественная литература, ведущая ребенка к знакомству с глубинами процесса познания через эмоции и переживания средствами художественного изображения (в сказках и рассказах, детективах и повестях) выражающая научные представления; — научно-популярная литература, расширяющая кругозор юного читателя сравнительно более строгими приемами подачи достоверной информации об открытиях и достижениях, о методах, задачах и динамике развития науки и практики; — учебная литература, помогающая ребенку в приобретении системы научных познаний, в форме учебника и учебного пособия, хрестоматии и книги для чтения, транслирующая научные и прикладные сведения адекватно возрасту ребенка и с целью их изучения; — справочная литература, предназначенная для поиска и усвоения устоявшейся информации, овладения приемами рационального умственного труда, отличающаяся удобным для разыскания способом подачи сведений и их особым изложением: сжато, глубоко и доступно; — «деловая» литература, используемая ребенком для овладения разного рода практическими навыками и умениями; - информационная литература, обеспечивающая знакомство ребенка с кругом доступных ему изданий, помогающая в выборе необходимой книги в библиографическом указателе и иллюстрированном каталоге, в путеводителе и в рассказах о книгах. Составленный пример видовой дифференциации литературного массива для детей, разумеется, несвободен от недостатков. Представленная характеристика имеющихся возможностей к построению видового ряда произведений литературы для детей призвана помочь в выборе того варианта, который наиболее подходит к фонду данной библиотеки. Учесть всю сложность «поля» отбора позволяет использование имеющегося разнообразия ориентиров. Именно в этом случае библиотекарь, какой бы педагогический оттенок не носила его стратегия, сможет более отчетливо представить перспективу функциональной и возрастной адаптации произведения к условиям конкретного фонда. Если дети предпочитают видеодокументы другим видам документов, то среди юношей превалирует спрос на звукозаписи. На первое место выходят видеозаписи. В связи с задачами эстетического воспитания молодежи формирование фонда отделов искусств и нотно-музыкальных отделов нуждается в особо пристальном внимании. Создание таких отделов позволяет комплексно и пропорционально формировать их фонды различными видами документов, что остается пока решенным далеко не в полной мере. В связи с неупорядоченностью обеспечения библиотек аудиовизуальными документами формирование библиотек этими видами характеризуется бессистемностью, методическими рекомендациями по этой части они обеспечены пока слабо. Составной частью детского документного фонда являются лазерные диски с записанными на них компьютерными играми,Они привлекают внимание каждого третьего ребенка, особенно в возрасте 10—11 лет. В более старшем возрасте интерес к ним несколько снижается, так что к 17 годам ими увлекается 25,8% юношей и девушек.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |