Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологические характеристики информационных ресурсов детских и школьных библиотек

Видовое разнообразие изданий литературы для детей можно рассматривать сквозь призму ГОСТ 7.60-90«Изда­ния. Основные виды. Термины и определения». Такой под­ход находит поддержку в книговедении и в библиографоведении.

В книговедении сложилось представление, что «...в структуре детской литературы в снятом спецификой чита­тельского восприятия виде отражается структура литерату­ры вообще». Примером отражения данного прин­ципа типологической дифференциации является следую­щий ряд литературы для детей:

— общественно-политическая (политико-воспитатель­ная);

— художественная;

— научно-популярная;

— справочная;

— производственно-техническая ("деловая");

— учебная.

Позиция специалистов-библиографоведов иная: при­знается специфичность феномена детской литературы, не отраженная ни в «Единой схеме классификации литерату­ры для книгоиздания», ни в ГОСТе. Однако вместо ориги­нального варианта типологического ряда предлагается достаточно беглая рекомендация придерживаться стандарти­зированного подхода, что в соответствии с действовавшим в момент подачи данного совета ГОСТом означало: разли­чать в литературе для детей по целевому назначению и ха­рактеру информации «массово-политические, научно-популярные, литературно-художественные, справочные, биб­лиографические и другие» издания.

С течением времени из профессионального лексикона исчезли такие определения литературы, как «общественно-политическая», «политико-воспитательная», «массово-политическая». Однако глубокие корни имеет само по себе дифференцирование литературы для детей в строгом соответствии с общепринятыми канонами, следуя которым для уточнения читательского назначения издания к соответст­вующему термину, обозначающему вид издания, прибавля­ют слова «для детей».

Иной подход, диаметрально противоположный едино­му рассмотрению различных литературных пластов, за­ключается в признании специфики видовых рядов. Для прямого заимствования имеется ряд вариантов особой видовой структуры литературного комплекса произ­ведений, доступных детям.

В русле книговедческой традиции структурирования издательского репертуара детскую литературу можно под­разделить на три подтипа:

— политико-воспитательная,

— познавательная,

— художественная
Познавательная литература состоит из:

а) научно-популярных и научно-художественных из­даний, популяризирующих новейшие достижения гуманитарных, естественных и технических наук;

б) «деловой» литературы в помощь самодеятельности ребят, где познавательные сведения сочетаются с практическими советами;

в) справочно-энииклопедической литературы для де­тей.

Если отвлечься от заидеологизированного термина «политико-воспитательная литература» при отборе можно уви­деть принципиальную специфику формы произведения (ее фиксируют подтипы), а также заметить существенные от­личия в рамках одной и той же формы. В то же время надо отчетливо представлять, насколько продуктивным окажет­ся отбор на основе рассмотрения репертуара по правилам хотя и родственной, но все же иной — издательско-книго-ведческой сферы. Не случайно исследователи предостерегают от опасности, которую несет механическое перенесе­ние сходных внешне понятий и представлений. В этом смысле разумнее воспользоваться готовыми разработками, учитывающими особенности практики библиотечного об­служивания детей. Например, если рассматривать целевое назначение научно-популярной книги для детей в ракурсе библиотечной педагогики, получается следующий видовой ряд:

1) просветительские и информационные издания, осуществляющие информацию и пропаганду знаний и их об­щественного значения, ориентирующиеся на социализацию личности, расширение кругозора и привлечение внимания к научной и практической деятельности;

2) справочные издания, обеспечивающие быстрый поиск информации;

3) практические издания, в которых основное содержание текста и иллюстраций составляет руководство к самодеятельному и практическому творчеству.

Если сделать акцент на воспитание у детей библиотечно-библиографической грамотности, видовой ряд литерату­ры выстроится таким образом:

1) периодика (журналы и газеты, доступные читателям детского возраста);

2) публицистика, главной особенностью которой долж­ны быть острота поставленной проблемы (политической, экономической, философской, международной, морально-этической, правовой, по вопросам культуры, литературы и искусства), лаконичный, выразительный и энергичный язык в ее освещении;

3) научно-художественная литература, свойствами которой, в частности, являются особый язык — язык образов и большое жанровое разнообразие (биографическая повесть, рассказы писателей-натуралистов, охотников, путешественников, научная сказка, очерк);

4) научно-популярная литература, авторы которой идут по пути учебника, объясняя неизвестное через известное, непонятное через понятное, таинственное через очевидное, сложное через доступное;

5) литературоведческие книги, представленные литературной критикой и повестями о писателях;

6) книги по искусству:

7) справочная литература, объединяющая детские эн­циклопедии, научно-художественные альманахи (к примеру, «Хочу все знать», «Глобус»), словари во всем их разнообразии (толковые, языковые, орфографические, орфоэпические и др.).

Оригинальный вариант классификации крупными «блоками», не предусматривающей видовой и жанровой де­тализации, предлагают немецкие исследователи:

1) произведения народного творчества:

2) фантастические произведения (по более привычной отечественным специалистам терминологии «литературные сказки»);

3) реалистические произведения, именовавшиеся ра­нее «рассказами об окружающей действительности»;

4) «захватывающая» литература, к которой относятся приключения и детективы;

5) познавательная литература, охватывающая научно-художественные и научно-популярные произведения по всем отраслям знания и книги типа «сделай сам».

Специалист может воспользоваться любым готовым ре­цептом видового ряда. Не исключены также и собственные находки. К примеру, с помощью синтеза имеющихся вари­антов дифференциации произведений литературы для детей, разработанных в русле специфики целевого назначе­ния, можно упорядочить видовой ряд следующим образом:

— произведения художественной литературы, развива­ющие эмоциональную сферу ребенка, формирующие его нравственные и эстетические идеалы, а значит и выделяющиеся самоценностью образа, созданными мастерством и фантазией автора сюжетом, стилем;

— публицистическая литература, для которой характерна яркая, злободневная интерпретация документальных фактов самой широкой тематики (философской, политической, историко-культурной, нравственной и любой другой выбранной автором для беседы с юным читателем);

— научно-художественная литература, ведущая ребенка к знакомству с глубинами процесса познания через эмоции и переживания средствами художественного изображения (в сказках и рассказах, детективах и повестях) выражающая научные представления;

— научно-популярная литература, расширяющая кру­гозор юного читателя сравнительно более строгими при­емами подачи достоверной информации об открытиях и достижениях, о методах, задачах и динамике развития науки и практики;

— учебная литература, помогающая ребенку в приобретении системы научных познаний, в форме учебника и учебного пособия, хрестоматии и книги для чтения, транслирующая научные и прикладные сведения адекватно возрасту ребенка и с целью их изучения;

— справочная литература, предназначенная для по­иска и усвоения устоявшейся информации, овладения приемами рационального умственного труда, отличающаяся удобным для разыскания способом подачи сведений и их особым изложением: сжато, глубоко и доступно;

— «деловая» литература, используемая ребенком для овладения разного рода практическими навыками и умениями;

- информационная литература, обеспечивающая знакомство ребенка с кругом доступных ему изданий, помога­ющая в выборе необходимой книги в библиографическом указателе и иллюстрированном каталоге, в путеводителе и в рассказах о книгах.

Составленный пример видовой дифференциации литературного массива для детей, разумеется, несвободен от недостатков.

Представленная характеристика имеющихся возмож­ностей к построению видового ряда произведений литера­туры для детей призвана помочь в выборе того варианта, который наиболее подходит к фонду данной библиотеки.

Учесть всю сложность «поля» отбора позволяет исполь­зование имеющегося разнообразия ориентиров. Именно в этом случае библиотекарь, какой бы педагогический отте­нок не носила его стратегия, сможет более отчетливо пред­ставить перспективу функциональной и возрастной адап­тации произведения к условиям конкретного фонда.

Если дети предпочитают видеодокументы другим видам доку­ментов, то среди юношей превалирует спрос на звукозаписи. На первое место выходят видеозаписи. В связи с задачами эстетичес­кого воспитания молодежи формирование фонда отделов искусств и нотно-музыкальных отделов нуждается в особо пристальном внимании. Создание таких отделов позволяет комплексно и про­порционально формировать их фонды различными видами доку­ментов, что остается пока решенным далеко не в полной мере. В связи с неупорядоченностью обеспечения библиотек аудиовизу­альными документами формирование библиотек этими видами характеризуется бессистемностью, методическими рекомендаци­ями по этой части они обеспечены пока слабо.

Составной частью детского документного фонда являются ла­зерные диски с записанными на них компьютерными играми,Они привлекают внимание каждого третьего ребенка, особенно в воз­расте 10—11 лет. В более старшем возрасте интерес к ним несколь­ко снижается, так что к 17 годам ими увлекается 25,8% юношей и девушек.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные ресурсы детских и школьных библиотек: содержательный аспект | Профиль фондов информационных ресурсов детских и школьных библиотек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.