КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы и сущностные основы отбора информационных ресурсов детских и школьных библиотек
Внимание профессионалов — библиотекарей, теоретиков библиотековедения, ведомств, курирующих деятельность библиотек, — к этой проблеме, не ослабевало на протяжении многих десятилетий; она решалась в нескольких плоскостях — идеологической, эстетической, нравственной. Собственно в основе появления фонда детской библиотеки лежал идеологический мотив. Как отмечалось, детская библиотека возникла как небольшой набор книг при учебном заведении. Главная цель ее на первых порах заключалась не столько в обеспечении гарантий качественного обучения подрастающих поколений, сколько в отстаивании национальной и религиозной самобытности народов. Идеология личности, идеология нравственности должны доминировать в работе детской библиотеки. Пропаганда, распространение политических идей, в отличие от эстетических, нравственных ценностей, не есть ведущая задача детской библиотеки. Внимание к негативным политическим течениям у читателей детских библиотек не следует ни разжигать, ни сдерживать искусственно. Возникший вне библиотеки интерес к идеям человеконенавистничества, идеям, пропагандирующим преимущество каких-либо рас, наций, религий, должен сопровождаться со стороны библиотекаря не отповедью в виде нотации, а тщательной, долгой работой, деликатным, осторожным, ненавязчивым внедрением в сознание человека нравственных оценок негативных политических, националистических, эстетических положений. Одна из первостепенных задач библиотечного фонда — обеспечение нравственного становления личности посредством предложения соответствующих книг. Современная библиотека может обогатить воздействие на читателя, используя изобразительные образы, зафиксированные на видеокассетах и CD-ROMax (театральные спектакли, фрагменты собраний живописи, фильмы). Наглядность, образность, дополненная книгой, может противостоять потоку массовой культуры, наводняющему современный рывок развлечений и воздействующему крайне негативно на не-сформировавшуюся нравственность и психику ребенка, подростка. Работники библиотеки ненавязчивым и деликатным предложением книг, «подходящих» к темпераменту, уровню развития ребенка, могут вызвать и закрепить умение и желание общаться с нею и с самим собой. Эстетический аспект свободы выбора документа тесно связан с рекреационной потребностью читателя. Это еще один аспект, привлекающий внимание библиотекарей и обуславливающий наполненность библиотечного фонда. Библиотека никогда не должна забывать, что, предлагая юному читателю книги, она не только способствует своими методами его обучению, но и оказывает на него опосредованное воспитательное воздействие. Вместе с тем нельзя воспринимать ребенка только как сосуд для наполнения знаниями путем обучения или самообразования, как объект воспитания. Ребенок — это личность, нуждающаяся в отдыхе, в разрядке напряженности, вызванной утомлением в процессе учебы, характерной для этого возраста тревожностью, связанной с неудовлетворением различных социальных потребностей, неудачами в школе или классическими фобиями (боязнь высоты, темноты, замкнутого или открытого пространства, крови и т.д.). Если семья, школа и библиотека общими усилиями сформировали интерес к чтению, то юный гражданин будет искать отдохновения в общении с книгой, поиска ответа на интересующие его вопросы, снятия напряженности. При формировании фондов детской и юношеской литературы библиотекари руководствуются общими основополагающими законами, критериями и принципами. Однако при их реализации имеют место существенные особенности, главными из которых являются возраст, пол абонента, а с момента его подготовки к трудовой деятельности и вступления в неё — профиль будущей специальности. Интересы детей и подростков в массе приблизительно схожи между собой. Это облегчает подбор, позволяет пользоваться общими рекомендациями относительно учета возрастных особенностей при комплектовании фонда. В своей деятельности всякая библиотека руководствуется некими принципами, независимо от того, сформулированы ли они явно или содержатся в голове библиотекаря в виде интуитивных представлений. Если библиотекарь принципов не знает, не имеет, не руководствуется ими, значит, он беспринципен, и ничего хорошего от его деятельности ожидать не приходится. При комплектовании библиотечного фонда исходным является принцип селективности (от лат. selectio — выбор, отбор)или выбора одного документа из множества возможных, альтернативных. Этот выбор осуществляется в соответствии с неким критерием предпочтительности. Она определяется законом адекватности (лат. adequatus — полностью соответствующий), требующим от системы соответствия ожиданиям внешней среды. Библиотека своей деятельностью должна соответствовать прежде всего требованиям, которые предъявляют к ней общество, государство. Функции этой зоны внешней среды состоят в том, что она: — ставит перед библиотекой задачу удовлетворять и развивать информационные потребности членов общества — юридических и физических лиц; регламентирует библиотечную деятельность, устанавливая нормы, определяя ограничения. Те и другие фиксируются в законах и иных нормативных документах, которые библиотека обязана исполнять, иначе она будет внешней средой отторгнута и заменена иным социальным институтом, способным выполнять ее установления внешней среды; — обеспечивает легитимность (законность) библиотечной деятельности, выдавая библиотеке необходимые регистрационные свидетельства, лицензии и сертификаты; — фиксирует результаты и контролирует степень соответствия библиотечной деятельности поставленным задачам. Библиотечный фонд формируется и хранится в соответствии с общебиблиотечными ценностями: ее уставными целями, социальной миссией, стратегическим планом развития, этическим кодексом и т.п. Фонд должен соответствовать информационным потребностям пользователей — и это главное, к чему он должен стремиться. Фонд должен соответствовать и имеющейся материально-технической базе: наличной площади фондохранения, средствам информационной технологии, оснащенностью библиотечным оборудованием и мебелью. Он соответствует также штатной численности и уровню квалификации библиотечного персонала, и этот вид соответствия достигается практически сам собою, т.е. зависит не от состава или величины фонда, а от внешних по отношению к нему факторов. Принцип толерантности. Развитие чтения в детском возрасте, традиции книгоиздания сформировали три отчетливо различимых (но отнюдь не застывших в своем движении) направления в репертуаре литературы для юного читателя. Во-первых, это специально создаваемая для детей литература, во-вторых, — возрастные адаптации произведений, адресованных взрослым, в-третьих, — непредназначенные юным читателям и оригинальные издания. Имеется часть произведений, не обладающих ярко выраженной принадлежностью к какому-либо направлению. Внешние и внутренние границы «поля» отбора остаются подвижными. Их обозначает (причем, всякий раз по-новому) лишь сам процесс образования круга ценного и интересного чтения детей. Возрастные адаптации появились в кругу детского чтения лишь немного позднее оригинальных произведений для взрослых. До сих пор они сохранили свою скромную, но достойную позицию на «поле» отбора, бережно раскрывая перед юными читателями мир большой литературы. Данный пласт произведений нетрудно выделить, ибо способы обработки оригиналов принципиально не изменились. В одних случаях оригинальный текст сокращается, из него изымаются лишние, по мнению взрослых, места, и детям предлагается усеченный, но сохранивший стилевые особенности вариант. Некогда избранные фрагменты нравоучительных трактатов, религиозной литературы составляли основной круг чтения детей. Такого рода произведения хорошо знакомы по различным хрестоматиям. В других случаях произведения специально и основательно перерабатываются, например, «Робинзон Крузо», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Дон-Кихот». Возрастные адаптации, легко распознаваемые, с предсказуемой читательской реакций, не создают, как правило, камней преткновения на «поле» отбора. Ярко выделяющийся, мощный пласт произведений литературы для детей сравнительно молод. Только в XVII в. началось постепенное обогащение круга детского чтения специально адресуемыми произведениями. Расцвет данного направления литературной и издательской деятельности происходит именно в XX в. и приносит плоды, невиданные прежде. Особенностью репертуара литературы для детей является его медленное движение во времени, обусловленное объективными закономерностями возрастной смены поколений, тенденциями естественного репродуцирования читательских предпочтений. Действительно, в читательской памяти, подпитываемой нерастраченными личными собраниями, произведение может жить долго, не исчезая с «поля» отбора в библиотечные фонды (так как это произошло с книгами Сеттон-Томпсона, Брема, которые, исчезнув с библиотечных полок, десятилетиями не переиздаваясь, оставались желаемым чтением детей). Таким образом, истоки образования «поля» отбора в библиотечные фонды для детей, динамика его формирования предполагают самые разные (и неожиданные) варианты выделения именно тех произведений, которые необходимы в данном фонде.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |