КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические подходы к формированию информационных ресурсов детских и школьных библиотек
По ведущему мотиву можно различить три педагогических подхода: авторитарный, адвоката и нейтралитета. Разумеется, данное разграничение в известной степени условно, ибо все три выражают принципиальную позицию взрослого специалиста, который уже в силу возложенных на него обязанностей является авторитетом и задает тон развитию отношений с начинающим читателем. Кроме того, чаще в стратегии формирования библиотечного фонда литературы для детей можно наблюдать преобладание какого-либо подхода наряду с присутствием элементов других. Авторитарный педагогический подход Рассматривание мира детства исключительно как продукта социализации и воспитания взрослыми имеет многовековую традицию. Закономерно, что и при формировании библиотечных фондов оно проявляется чаще в авторитарном педагогическом подходе. Основывается он на глубоком убеждении взрослых, что им хорошо известны желания ребенка, а также на уверенности, что они в состоянии представить, что именно является для него полезным, и может доставить удовольствие. В жесткой форме педагогический диктат при подборе библиотечных фондов, адресуемых детям, процветал на отечественной почве. Его основные установки были определены еще в 1920—30 е гг. — на заре социалистической системы библиотечного обслуживания детей. Позднее идеи бескомпромиссного, идеологически выдержанного подбора литературы для детей были облачены в одежды специальных принципов комплектования, а именно: коммунистическая партийность, возраст, систематичность. И лишь не так давно было признано, что помимо идейно-воспитательной литературы и книг в помощь изучению школьной программы детям необходимы и такие произведения, при чтении которых можно отдохнуть, получить удовольствие. Главный признак педагогического подхода в форме жесткого диктата заключается в оказании одностороннего, довлеющего воздействия на личность ребенка и чрезвычайно слабого учета детских читательских интересов во всем их разнообразии. Приведем лишь один хорошо известный пример из отечественной практики. Без преувеличения можно сказать, что во всех библиотеках, обслуживающих детей, традиционно было принято изучать интересы читателей. Широкое распространение получили такие методы, как анализ читательских формуляров, опрос детей о желаемом чтении, анализ неудовлетворенного спроса. Наконец, обязательным являлось наличие в справочном аппарате комплектатора ежегодно обновляемой картотеки читательского профиля, отражающей возрастной состав детской аудитории и направленность ее интересов. Однако при формировании фонда результаты этой кропотливой работы оказывались в полной мере невостребованными. Действительно, каким образом можно было распорядиться доскональным знанием, например, числа учащихся, занимающихся в школьных факультативах (что делалось при составлении соответствующей картотеки), либо обнаружив повышенный интерес подростков к фантастике? Состав фонда определен уже эталонной структурой, а направления отбора регламентированы педагогическими задачами. Обоснованность и предусмотрительность подобного подхода не подвергалась сомнению, и неудивительно, что повсеместно отмечались успехи в создании структуры фондов литературы для детей по предложенному образцу. Однако степень использования таких фондов детьми, что отражали показатели обращаемости, существенно различалась. В данном случае очевидно, что неучтенные особенности местной читательской аудитории вступали в противоречие с образуемым по одним и тем же меркам составом библиотечных фондов. Поэтому совсем не случайно достижение на практике централизованно запрограммированного соответствия состава фонда литературы для детей его использованию юными читателями так и осталось несбывшейся мечтой фондоведов. Одним из признаков проявления жесткого идеологического пресса является несовпадение желаемого и реального чтения детей. Отечественные специалисты отмечали его наличие еще в 1988 г. и лишь в 1993 г. зафиксировали ощутимое отсутствие идеологического пресса в том виде, в каком он существовал ранее. Придерживающиеся позиции педагогического диктата обычно не замечают, что контроль взрослых за чтением не устраивает детей, а по мере взросления юные читатели вообще сопротивляются ему. Более того, по наблюдению отечественных специалистов, рекреационное чтение старших подростков уже не поддается влиянию взрослых. В авторитарном педагогическом подходе хорошо просматривается некогда запущенный, но до сих пор неостановленный механизм приобщения ребенка к книге. Он основан на воспроизводстве давно уже определенного, отстоявшегося качества духовной пищи для подрастающего поколения и устремлен к репродуцированию сложившихся читательских предпочтений. Здесь взрослые жестко контролируют чтение детей, ориентируясь на собственные воспоминания и представления, а проявление детского интереса склонны игнорировать. Лучшим комментарием к иллюстрациям авторитарного подхода к формированию библиотечных фондов литературы для детей служит, пожалуй, следующее замечание, сделанное израильской исследовательницей: «Они [взрослые] привносят единственный весьма неопределенный стандарт «хорошего» чтения для детей... Чаще всего это то, что они сами любили в детстве. При этом игнорируются происходящие изменения культурного контекста. Такая родительская или взрослая ностальгия — совсем не эффективный путь отбора чтения для юных читателей»*. Подход педагогического нейтралитета Ярким выражением позиции взрослого нейтралитета является призыв, обращенный к американским детским библиотекарям: «Вы, поставщики библиотечных материалов, должны оставаться нейтральными, предоставляя детям возможность выбрать для чтения то, что они хотят и в чем испытывают потребность»*. Полностью снять разграничения между тем, что могут прочитать дети и тем, что читают взрослые, предлагает американский исследователь Джо Карр. По его мнению, в любом фонде, предназначенном для детей, можно найти немало по сути взрослых книг. Прежде всего, это хорошо написанные произведения, способные заинтересовать любого читателя, независимо от его возраста, а во-вторых, книги, совсем неподходящие для детского чтения (не учитывающие особенности детского восприятия, слишком сложные и т. п.). Таких, принимая во внимание набирающий, по мнению Джо Карра, силу процесс взросления детских книг, будет появляться всё больше. Следовательно, «детские фонды не являются исключительно детскими фондами» и у них остается все меньше шансов стать таковыми. И значит, стена между двумя литературными массивами воздвигается искусственно и всё менее понятно, зачем она существует. Логика перехода к подобной педагогической стратегии формирования фонда привлекает отечественных специалистов. В опоре на теорию опережающего чтения и принцип интеллектуальной свободы подбираются и организовываются фонды, открытые для совместного использования и детьми и взрослыми. По мнению приверженцев данных установок, юных читателей, в особенности «переросших» детские издания, устраивает возможность покопаться в более взрослых отраслевых книгах. А предоставление в их пользование всего наличного массива художественной литературы стимулирует читательское развитие детей, начиная уже с восьмилетнего возраста. Полностью доверяя читательским способностям ребенка, предоставляя ему абсолютно свободную возможность выбора, легко отойти от напряженных размышлений, пренебречь вдумчивым анализом читательских предпочтений. В этом случае заложенный в основу стратегии формирования фонда подход педагогического нейтралитета приносит плоды, вряд ли ожидаемые его инициаторами. К примеру, традиционно в библиотеках США особо выделяют издания для маленьких, полагая, что в массиве остальных книг ребенок сориентируется сам. Однако на фоне создания столь благоприятных условий для развития познавательной активности американские библиотекари замечают постепенное выпадение из круга чтения 10—11-летних научно-познавательных книг. И это при том, что издательский репертуар богат превосходными, информативными произведениями как раз для детей этого возраста. Очевидно, что и подрастающий читатель нуждается в помощи взрослых, знакомящих с богатством увлекательных и полезных книг. В этой связи показательны результаты анализа отечественной практики: «Сейчас среди взрослых, занимающихся проблемами детского чтения, появляются высказывания о том, что детям классика чужда и не нужна. Они должны читать то, что им хочется, и не надо навязывать им классику». Такая педагогическая позиция приводит к тому, что «...огромный пласт литературы остается для них за пределами их интересов, вызывает у них скуку....В таком отношении к классике виноват не сам ребенок, а вся система воспитания и образования...». Подход педагогического нейтралитета, всеобщего или распространенного на одну сферу формирования фонда таит в себе опасность демонстрации всё того же взрослого (но уже не довлеющего, отстраненного) взгляда в детскую читательскую аудиторию. И неудивительно, что в этом мире, совершенно особом, развивающимся по своим собственным законам, опрокидываются самые благие намерения при формировании библиотечного фонда. Педагогический подход адвоката На другом полюсе от авторитарной позиции (и, возможно, в противовес ей) зародилась позиция педагогического сотрудничества. «Каждый ребенок уникален, отличен от других, особенен и самоценен. И не может быть иной фундаментальной концепции, чем эта, в библиотечной работе с детьми». Подобный подход не оставляет места взрослому взгляду: авторитарному давлению либо отстраненному наблюдению за ребенком, обратившимся к фонду библиотеки. Он требует пристально всмотреться в аудиторию юных читателей, заметить ее неоднородность, а значит и большое разнообразие запросов, самые неожиданные читательские предпочтения. Становится понятным, что в каждой библиотеке необходимо создание своей, особенной и непохожей на другие, картины фонда литературы для детей. Специфика читательских интересов более не приносится в жертву заранее сформированному взгляду, не игнорируется, а, напротив, становится центральным звеном стратегии формирования библиотечного фонда. Особенно важно в полной мере прочувствовать многообразие детской читательской среды и непрерывную динамику развития ее запросов. Понимание сложности детского читательского мира неизбежно заставляет при формировании библиотечного фонда встать на защиту интересов ребенка. Уместно вспомнить, что еще Н. А. Рубакин стержневым моментом приобщения ребенка к книге считал уважение его прав. Он писал: «Ребенок прежде всего — человек, а не объект для педагогических манипуляций. За ним тоже необходимо признать своего рода гражданскую свободу и право на самоопределение, а не только вменять ему в обязанность довольствоваться тем, что ему дают и гг. старшие, слушаться и повиноваться им, — и это как по отношению ко всему его поведению, так и по отношению к выбору книг». Глубоко укоренившиеся отечественные традиции изучения интересов читателей-детей содержат полезные наблюдения, которые позволяют формировать фонды библиотеки на основе углубленного рассмотрения взрослыми детских читательских предпочтений. Примерами его проявления на практике становятся и отдельные находки библиотекарей, и кардинальная корректировка стратегии формирования библиотечного фонда, адресуемого юным читателям. К примеру, чтобы облегчить ребенку чтение книг на иностранных языках, поддержать его первые попытки освоения малознакомой культуры, применяются особые приемы расстановки книг по степени сложности текста. Понимание того, что возрастными рамками не ограничивается разнообразие ожиданий юных посетителей библиотеки, приводит к выделению на полках книг, интересных девочкам, и тем, у кого склонности к гуманитарным наукам или занимающимся техническим творчеством. Желание раскрыть книжные богатства библиотеки в унисон мировосприятию читающего ребенка, причем на языке волнующих его в определенном возрасте вопросов («Откуда я? Зачем я? Как устроен мир вокруг меня? Как жили и живут люди?») также является стимулом к преобразованию привычно дифференцированной по возрасту структуры фонда. На тщательном анализе ожиданий детской читательской аудитории основываются инновационные программы, в русле которых проводится определенная стратегия формирования фонда библиотеки. К примеру, допустимость и польза раннего, начиная с младенчества, приобщая ребенка к книге, заставляет сосредоточиться на «крикливых и очень трудных для общения» читателях до 2—3 лет и их родителей. Соответственно формируется и фонд книг, стимулирующих раннее развитие интеллекта и органов чувств, которые приятно было бы рассматривать вместе с ребенком, которые могут занять малышей и в отсутствии взрослых.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |