КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии отбора информационных ресурсов для детей
В качестве критериев отбора должны выступать объективные свойства (признаки) литературы, на основании которых она и оценивается. Можно рассматривать их как опорные ориентиры, придерживаясь которых можно вынести более уверенное суждение относительно приемлемости конкретного названия в конкретном фонде. Специалисты, занятые отбором литературы для детей, назовут не один такой ориентир. Но все они сводятся к двум главным: сущностная ценность и популярность — вот те критерии, на которых концентрируется внимание при отборе произведения. Предваряя их детальное рассмотрение заметим, что оба они обязательно присутствуют в действиях специалиста, независимо от педагогического приоритета, главенствующего в стратегии формирования фонда. Но понимание каждого из критериев и определение степени их соотношения могут различаться как раз в силу занятой педагогической позиции. Сущностная ценность считается общепризнанным и главным критерием отбора в библиотечные фонды всех типов (включая и адресованные детям). Определяя ее, можно руководствоваться такими двумя признаками, как 1) информативность документа (понимаемая как мера концентрации информации, выраженная типом издания) и его актуальность; 2) максимальная степень соответствия документа задачам библиотеки и информационным потребностям ее абонентов. При формировании собственной линии отбора одинаково успешно можно сориентироваться на оба признака произведения, не исключен и творческий поиск собственной позиции в отборе литературы для детей. Действительно, общая теория представляет практикам целый ряд посылок для основательного и продуктивного выявления ценности произведения. Остается приложить их к тем знаниям литературного массива, которыми располагает специалист, занимающийся формированием фондов литературы для юных читателей библиотек. Если придерживаться позиции различий в степени концентрации информации в книге, то ценность произведения следует выявлять в зависимости от того, к какому массиву и виду литературы для детей оно принадлежит. В этом окажут помощь сложившиеся на практике определения достоинств книги, адресованной детям. Так, в произведениях художественной литературы принято искать проявлений подлинной художественности, наличия весомого нравственно-эстетического потенциала. Это приметы ценности, присущие сравнительно узкому кругу шедевров художественной литературы для детей, обязательно оставляющих в профессиональной памяти представление об образце, с которым соотносится каждое незнакомое произведение. Надо признать, что как раз соотношение художественных достоинств книги с субъективными индивидуальными предпочтениями остается наиболее распространенным способом определения степени ее ценности. Эстетико-педагогические ограничения накладываются с разной степенью жесткости. При этом размытость мерок нравственности содержания и художественности формы создает неизбежные, обусловленные сложностью и самого феномена произведения художественной литературы для детей, и его читательского восприятия, трудности отбора по критерию ценности. В такой ситуации роль полновесных рекомендаций выполняют авторитетные суждения, подкрепленные опытом работы со сложным литературным массивом и имеющие превосходный результат. При отборе документов в библиотечные фонды подобное понимание критерия ценности помогает подойти к формированию репертуара произведений художественной литературы более гибко, избегая ограничений, основанных на исключительно высоких требованиях к их оценке. Жесткое ограничение нравственно-эстетической ценности дает вариант замкнутого отбора «живучих», по терминологии Брандиса, произведений, ценность которых проверена временем. Более продуктивным является стремление представить разнообразие проявлений литературного творчества, как в безусловных его достоинствах, так и в тех, которые в меньшей степени согласуются с непреложными требованиями нравственности и художественности. Критерий ценности произведений для детей, не являющихся художественными, просматривается довольно отчетливо. Прежде всего имеются принципиальные требования, обусловливающие ценность документа — носителя общественно-полезного научно-технического знания. Они сформулированы на основе анализа представлений о ценности, сложившихся в книговедении, библиографоведении и информатике: — актуальность тематики; — оригинальность (новизна) закрепленного знания; — точность и достоверность приведенных данных; — их полнота, оперативность фиксации и распространения; — соответствие формы закрепления знания цели создания документа. Возможно специалисты дополнят данный ряд, но нельзя не признать, что уже названные обеспечивают достаточно полную характеристику отраслевой книги для детей, а значит ими можно смело воспользоваться при отборе по критерию ценности. Тем более, что сами по себе представленные требования так или иначе издавна прилагались к литературе, адресуемой юным читателям. Так. например, М. В. Соболев, выбирая среди появившихся нехудожественных изданий достойные внимания детей, делал замечания такого рода: «Сухое изложение и устаревший материал», «... текст преисполнен научных ошибок», «10 случайных и малосодержательных рассказов», «книга содержит гораздо больше анекдотов и пустых разговоров, чем ботанических сведений». Со временем мерила ценности отраслевой книги для детей не претерпели существенных изменений, хотя литературный массив, к которому приходится их применять усложнился. Поэтому для того, чтобы обоснованно оценить познавательный и воспитательный потенциал произведений, в какой бы форме он не раскрывался перед юным читателем, необходимо отчетливо понимать условия создания произведений, их цели и функции. Для этого можно воспользоваться любым представляющимся целесообразным вариантом видовой дифференциации произведений литературы для детей. Определяя ценность конкретного произведения с помощью общих требований, включая и необходимость разумных ограничений, следует акцентировать внимание на двух элементах, важных для отраслевой литературы, адресуемой юным читателям, а именно: 1) искусность подачи заложенного материала; 2) компетентность автора в избранной им тематике, Л. Э. Разгон отмечал, что создание полноценной научно-популярной книги «требует от автора не только тонкого знания дела и мастерства... но и соблюдение чувства меры, стройности композиции, ясного и сильного языка...». К какому бы виду не было отнесено произведение, особое значение имеет то «как оно написано». Оценить степень компетентности автора в полной мере помогает мнение специалиста соответствующей отрасли, например, акад. В. В. Струве о книге Н. С. Петровского и А. М. Белова «Страна Большого Хапи». В случае отсутствия такой оценки, определенные гарантии достоверности положенного в основу произведения материала дает уверенность в том, что автор — профессионал, занимавшийся тем вопросом, который раскрывается в книге для детей. При отборе произведений по критерию ценности важное значение имеют индивидуальные способности библиотекаря оценить удачу замысла автора книги и искусство ее иллюстратора, умение донести выявленные достоинства до юных читателей. Как отмечала Л. П. Потоцкая, при анализе процесса формирования отношения к книге российских детей «... роль взрослых состоит в том, чтобы предложить ребенку всё лучшее, что создано поколениями людей, дать ключ к пониманию этого лучшего. В каждом конкретном случае такой "ключ" индивидуален и зависит от особенностей ребенка». Именно неодинаковые способности определения эстетической, педагогической и познавательной ценности приводят к различию в отборе и в издательском потоке, и в библиотечном фонде тех или иных произведений, которые считаются необходимыми для юных читателей. Можно ли в таком случае проконтролировать качество отбора по критерию ценности? Полезный совет находим в пособии Д. Бродерик. При рассмотрении каждой книги лучше всего соотносить свои заключения со шкалой, фиксирующей различные степени проявления ценности. Удобно использовать готовую шкалу. К примеру, превосходный «Bulletin of the Centre for Children Books» (США) предлагает следующую группировку многообразия оценок произведения: — рекомендована (R); — не рекомендовано (NR); — необыкновенная книга для необыкновенного читателя (SpR); — книга приемлемого качества, если библиотека нуждается в большом количестве материалов по этому частному предмету, но имеет недостатки, не позволяющие рекомендовать ее полностью (Ad); — книга содержит столько небрежностей в содержании и слабостей в стиле, что требует очень тщательного рассмотрения перед покупкой (М). Сверяя принятые решения с подобной шкалой (и для наглядности ведя подсчет символов), можно вовремя заметить изъяны в наложении критерия ценности: «Так, если мы обнаруживаем, что покупаем много М изданий, мы должны пересмотреть наши стандарты». Традиционно при отборе в библиотечные фонды, адресованные детям, важную роль играет издательское оформление книги. Качество иллюстраций, их соотношение с текстом, способ расположения на странице, шрифт, формат книги и се конструкция — таковы аспекты определения ценности. Именно они в случае литературы для детей обусловливают степень наличия у произведения таких черт, как «соответствие формы закрепления знания цели создания документа» и искусность подачи заложенного материала. В особенности это касается произведений для читателей начинающих и младшего школьного возраста, когда удачно оформленное издание стимулирует желание ребенка взять книгу в руки, помогает справиться с трудностями самостоятельного прочтения, а главное — способствует полноценному восприятию содержания. Иллюстрированию и оформлению книги для детей посвящено немало публикаций, среди которых, на наш взгляд, особый интерес для понимания их ценности при отборе книг для детей представляют две. Знакомство с искусством иллюстрирования и мастерством полиграфии делают отбор по критерию ценности занятием приятным и увлекательным. Сложности возникают в случае расхождения между замыслом и оформлением книги для детей. Действительно, можно ли допустить появление на полках библиотеки плохо иллюстрированных книг, адресованных малышам? внешне привлекательных сборников сказок с цветными иллюстрациями и в твердом переплете, но с мелким (едва ли не газетным) шрифтом? произведение школьной программы, изданное в клеевом переплете и мягкой обложке? чрезвычайно интересную историческую документальную повесть для старших подростков, оформленную в стиле малышовой серии «Книга за книгой»? искусствоведческий трактат, своим форматом, характером иллюстраций и величиной шрифта, явно рассчитанной на внимание младших школьников? Подобных вариантов несоответствия содержания книги ее издательскому оформлению множество. И далеко не всегда возможны категорическое отвержение не совсем пригодного издания и ответ «нет» на все поставленные вопросы. Сокращение доступного детям издательского репертуара, необходимость иметь в фонде определенное название — обстоятельства нередко заставляют специалистов пренебрегать даже явными издержками издательского оформления, снижающими ценность произведения для библиотечного фонда. Если критерию ценности (во всем многообразии ее проявления) традиционно придается чрезвычайно важное значение, то критерий популярности произведения в детской читательской аудитории зачастую отводится на второе место в процессе отбора (если совсем не исключается педагогической позицией). Право на существование критерия популярности в ряду важнейших критериев отбора неоспоримо. Достаточно напомнить, что при выборе произведений в «Библиотечную серию» одинаково существенными признавались как популярность, так и ценность. При этом допускалось включение некоторой части названий (2% от объема всей серии), не обладающих высокими идейными, художественными, научными достоинствами, но обязательных для состава фондов, ибо они привлекают читателя в библиотеки. Популярность произведений, обозначенная как «учет интересов читателя», значится (хотя и на последнем месте) в числе психолого-педагогических принципов формирования ядра юношеского чтения художественной литературы (являющегося, по представлению автора идеи, аналогией ядру детского чтения). В условиях сравнительно узкого выбора литературы для детей в библиотечные фонды (столь долгое время характерных для отечественной практики) результаты отбора по критерию популярности зачастую совпадали с применением критерия ценности, поскольку в большинстве случаев одно и то же произведение оказывалось носителем обоих качеств. К примеру, не одно десятилетие на пике читательского спроса детей прочно удерживались как раз те книги, неоспоримые достоинства которых подтверждались фактом их включения в списки внеклассного чтения и в рекомендательные библиографические указатели. Не случайно, и в «Библиотечной серии» круг названий, отобранных по критерию ценности, в подавляющей своей части пересекался с кругом популярных названий. В условиях расширения выбора литературы для детей критерий популярности всё чаще вступает в противоречие с критерием ценности. Подходящее для юных читателей библиотеки чтение приходится подыскивать в достаточно пестром ассортименте издательской деятельности. При этом специалисты справедливо замечают, что просвещенное мнение взрослых не всегда совпадает с восприятием детей. Так возникает вопрос относительно целесообразности отбора тех произведений, которые очевидно не согласуются с высокими эталонами ценности. Конфликт между популярностью и качеством литературы для чтения детей, с точки зрения американских специалистов, непременно присутствует в процессе отбора, и пока ещё не найден способ его решения. Свидетельства интереса юных читателей библиотеки к тем или иным произведениям могут быть получены разными способами: сбор откликов детей о прочитанном, учет неудовлетворенного спроса, знакомство с результатами разного рода обследований. Так или иначе создается представление о составе наиболее привлекательного чтения. В какой степени это может использоваться при отборе в качестве критерия популярности? Максимальное использование критерия популярности при отборе обеспечивает интеллектуальную свободу собственного выбора ребенком любого возраста темы и языка произведения*. В этом случае «детский взгляд» на состав библиотечного фонда может быть такой же важной причиной отбора, как и профессиональные инициативы. «И школьные и массовые библиотеки должны сверять их книжные фонды с "Classroom Choices", — читаем в фундаментальном американском пособии. — Книги этого перечня действительно использовались детьми. Включение в него названий не гипотетическое решение взрослых, а настоящие отклики детей». Более осторожный подход к отбору по критерию популярности иллюстрирует рекомендация британских специалистов: «Стремиться, чтобы легко доступным стало меньшее, но лучшее, комиксы ли это или популярная беллетристика, гарантируя, что каждая отобранная книга является лучшей в своем роде». Приемлемым способом решения конфликта между качеством и популярностью произведения может быть не безоговорочный учет читательских предпочтений, а отбор в массе полюбившихся детям изданий таких, которые обладают художественными достоинствами. Как видно из интервью директора ЦДБ и ЦБС г. Волгограда А. В. Нечай, в фондах детских библиотек находят место «"фэнтези", "ужастики" и т.д. Эти книги теперь... издаются, поступают в магазин, и дети их читают... Поэтому мы сочли для себя правильным не отказываться от этой литературы категорически, а, внимательно ознакомившись, приобретать и, по возможности, помогать детям ориентироваться в ней». Такой призыв обращен к французским библиотекарям: «Отличать лучшее, что может удовлетворить потребности детей, — выбирать качество скорее, чем популярность»*. Тем самым отбор по критерию популярности еще более склоняется к критерию ценности. Факт существования книг, привлекательных для детей, но не всегда согласующихся с представлениями взрослых, расценивается как требующий серьезного внимания, но отнюдь не оказывающий определяющего влияния при включении произведения в состав наличного фонда библиотеки. Издания сомнительных достоинств могут быть отвергнуты взрослым специалистом, обладающим полным правом окончательного решения. Иллюстрациями способов решения конфликта между критерием популярности произведения в детской читательской среде и критерием его ценности богата отечественная история библиотечных фондов литературы для детей: в разные периоды из них изгонялись то одни, то другие произведения, признававшиеся бесполезным чтением. Чарская и Лукашевич, сказка и детектив, фантастика и приключения — таков лишь небольшой перечень фаворитов детского чтения, не признаваемых достойными объектами библиотечного отбора. Произведения и этих авторов и этих жанров без преувеличения завоевали свое место на полках библиотек, уже не вызывают былого ожесточенного неприятия. Но каждым новым витком ситуации отбора выносится новая волна популярных, и сомнительного, по мнению взрослых, достоинства произведений литературы для детей. «В литературном споре между взрослыми и детьми истина, очевидно, находится где-то посередине: дети имеют право читать те книги, которые им нравятся (это лучше, чем вообще не читать), а задача взрослых — привить им вкус к подлинно художественной литературе», — справедливо полагает О. Мяэотс. Каков целесообразный баланс в соотношении критериев ценности и популярности? Вопрос остается открытым, но к ответу продвигается неустраняющаяся от сложностей отбора ежедневная практика конкретных решений: чем больше вариантов удастся найти в отношении определенных названий, жанров, тем, тем более обогатится почва для плодотворного взаимодействия критерия ценности с критерием популярности. И определяя отношение к ним, отыскивая выход из конфликта популярности и качества, не стоит забывать уроков прошлого. «Я менее всего считаю, что это (Чарская, Желиховская, Лукашевич) художественные ценности, замечает А. Петровский. — Но в детстве с удовольствием читал и «Княжну Джаваху», и «Князя Илико», и журнал «Задушевное слово». Видимо они затрагивали какие-то струны души». Процесс социализации детей осуществляется под воздействием ряда факторов посредством использования различных источников информации, среди которых книге, несомненно, принадлежит одно из ведущих мест. Поэтому привлечение детей к книге, чтению, стимулирование и поддержка читательской деятельности являются первичной задачей детских библиотек.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |