КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ядро фонда детской библиотеки
Решение библиотеками такой социально значимой для современного общества задачи требует формирования соответственного репертуара чтения детей, той его части, которая представляет литературу, содействующую культурному и духовному саморазвитию личности ребёнка, формирует его читательскую и информационную культуру. Именно такая литература и составляет ядро фонда библиотеки. Книжное ядро – это «литературный памятник мировых шедевров художественной и научной мысли». Ядро придаёт вонду необходимую целостность, завершенность, что позволяет полноценно реализовывать его педагогическую и образовательную функции. Исследования показывают, что основными источниками получения детьми литературы являются публичные и домашние библиотеки. Если первые сосредотачивают в себе ядро литературы для детей, то состав домашних библиотек на чтение детей, особенно подростков, сориентирован в значительно меньшей степени. К сожалению, на комплектование домашних библиотек, бузусловно, отрицательно влияет книжный рынок. Сегодня он перенасыщен коммерческой литературой, распространение которой ведётся через широкие и хорошо налаженные сети, и которая через домашние библиотеки не всегда положительно влияет на ребёнка. Предоставить детям и родителям произведения, которые должны составлять круг чтения каждого ребёнка и подростка, может только публичная библиотека, миссия которой как социального института заключается в распространении чтения среди детей, выступлении гарантом доступа детей к полноценному репертуару произведений, которые необходимо прочитать в определённое время. При формировании ядра фонда библиотеки ориентируются на его библиографические модели. Они довольно постоянны во времени, но разработка модели ядра – тоже процесс постоянный. Созданием их заграницей занимаются библиографические центры или ассоциации, в нашей стране и странах бывшего СССР – крупные библиотеки. Не случайно в мировой библиотечной практике использование эталонных библиографических перечней признано важнейшим средством определения ядра фонда. Библиотечными центрами и ассоциациями разрабатываются (хотя и с неодинаковой степенью регулярности в разных странах) библиографические модели, помогающие пополнить фонды лучшими произведениями литературы для детей. Американская система производит впечатление библиографического диктата. В соответствии с ней созданию в библиотечном фонде стабильного репертуара образцов литературы для детей способствуют специальные указатели, которые дифференцированы по типу фонда: Subject Guide, Вго-Dart, Chidren's Catalog. Они полностью пересматриваются раз в пять лет, в течение которых выпускаются ежегодные дополнения. Библиографическим моделям отводится важная роль во всех фазах отбора: в первую очередь заказываются перечисленные в них произведения, суждение о целости и сохранности фонда (например, при приеме библиотеки) определяется в зависимости от представленности в нем фиксированного набора названий, наконец, отказом ребенку считается неудовлетворенное требование на книгу, обозначенную в эталонных библиографиях. Столь важная роль библиографических моделей ядра создает определенные ограничения отбора, но в то же время служит и надежной гарантией создания полноценного репертуара произведений в фонде библиотеки. В настоящее время в формировании ядра произведений литературы для детей центральное место занимает собственный для каждой библиотеки методический ключ к формированию репертуара. Однако потенциал библиотек далеко не всегда достаточен для преодоления трудностей отбора (и методологических, и технических). Так, перед рядовыми библиотеками, решающими обрести собственное «золотое ядро», «золотой фонд», возникает насущная необходимость выяснить, в кругу каких произведений сосредотачивается их главное богатство. Практика показывает, что недостаточная осведомленность о репертуаре лучшей литературы для детей негативно сказывается на формировании ядра. При пополнении фонда комплектатор может выпустить из поля зрения (а подчас и преднамеренно отказаться от приобретения) действительно необходимых юным читателям произведений. Нередко некоторые названия, относящиеся к ядру библиотечного фонда, оседают в пассивной его части, выпадая из круга чтения юных посетителей библиотеки. Приступая к самостоятельному формированию ядра библиотечного фонда, необходимо определить признаки, позволяющие отнести конкретное произведение к шедеврам. Таковыми могут стать эстетико-педагогическая ценность произведения, интерес детской читательской аудитории, а также устойчивость их проявления. Возможны различные варианты наличия, а также сочетания в одном произведении ценности, популярности и их временной устойчивости. В фонде могут быть представлены произведения, характеризующиеся самыми разными сочетаниями признаков: представляющие ценность, но не слишком привлекательные для детей; исключительно популярные, но с осторожностью воспринимаемые взрослыми; прошедшие перипетии спада читательского интереса, и одинаково приветствуемые и читателями-детьми, и взрослыми, направляющими их чтение. Однако лишь вариант полного совпадения в одном произведении всех существенных характеристик пригоден при формировании ядра. Время отбирает лучшие научно-популярные книги. Это высказывание Л. Э. Разгона как нельзя лучше подчеркивает необходимость временной корректировки результатов отбора в ядро. Реальная опасность утраты произведением своей ценности обусловлена естественным устареванием научных представлений и прикладных знаний. Известно, что хотя в разных сферах данный процесс протекает неодинаково быстро, он может коснуться и неординарных произведений литературы для детей, и признанных эталонов популяризации. Проверка временем поможет отличить произведения «живучие» от хотя и достойных, но ставших архаичными памятниками истории развития литературы для детей. С другой стороны, время помогает выявить подлинную популярность произведений в детской среде, убеждая взрослых в необходимости их отбора в ядро библиотечного фонда. Не менее важно правильно установить хронологические границы отбора. Начальную точку отбора литературы в ядро намечает сам процесс развития репертуара полезного и интересного детского чтения. Однако желание иметь в фонде выдающиеся произведения литературы для детей не всегда можно соотнести с возможностями обозримого издательского репертуара, ибо произведение, любимое детьми, но забытое издателями, постигает судьба музейного раритета. Конечная временная точка отбора в ядро более управляема. Ее можно установить с помощью найденного практикой способа устранения воздействия фактора сиюминутности читательских предпочтений. Рассчитывают период временной корректировки ценности и популярности, а за основу берут определенную протяженность периода смены в стенах библиотеки одного читательского поколения другим и обновления вследствие этого круга детского чтения. К примеру, если принято, что период обновления круга детского чтения измеряется 5 годами, то это количество лет и отсчитывается всякий раз назад по отношению к году отбора в ядро. В Беларуси первой попыткой централизованной разработки ядра фонда литературы для детей стал библиографический указатель «Книжное ядро сельской библиотеки-филиала» (Мн., 1990), в котором в отдельный раздел была выделена белорусская художественная литература для детей младшего школьного возраста. Актуальность разработки модели фонда детской библиотеки обусловлена, во-первых, изменениями, которые происходят в книгоиздании и книжной торговле. Библиотекарям всё тяжелее ориентироваться в книжном рынке, как в количественном, так и в качественном отношении. В его формировании, наряду с государственными издательствами, активное участие принимают и негосударственные, как белорусские, так и российские. Усложняет ориентацию в потоке также издание книг «забытых» авторов и произведений, которые десятилетиями были исключены из чтения, а потому неизвестных поколениями библиотекарей и читателей. Не содействует решению проблемы несовершенство системы информирования о книжной продукции, а также отсутствие издания, котрое рецензировало бы детскую книгу и вообще литературу, которая должна входить в круг чтения детей и подростков, знакомила с приобретениями современной белорусской, русской детской и юношеской литературы, лучшими переводами зарубежных произведений, представляла книги-лауреаты. НББ подготовила библиографический указатель художественной литературы, художественно-познавательных, энциклопедических и справочных изданий, которые должны присутствовать в фонде детских библиотек в первую очередь и составлять их ядро. Всего в указатель включено 661 издание (390 из них – художественная литература). «...Наличие полного набора книг "ядра" следовало бы сделать непременным условием открытия и функционирования библиотеки». В этой (возможно, слишком категоричной) точке зрения отчетливо определена роль ядра в создании целостности книжного собрания, т.е. одного из важнейших признаков библиотечного фонда, принципиально отличающего его от любого другого собрания произведений литературы для детей. Вместе с тем в ядре заключается и «педагогическое решение оптимальности круга чтения детей и подростков». А это значит, что наличие в фонде ядра литературы для детей является залогом воспитания и интеллектуального развития юных читателей библиотеки. Таким образом, формирование ядра фонда литературы для детей преследует как педагогические, так и собирательские цели и, кроме того, подтверждает статус библиотеки.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |