Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ядро фонда детской библиотеки




Решение библиотеками такой социально значимой для современного общества задачи требует формирования соответственного репертуара чтения детей, той его части, которая представляет литературу, содействующую культурному и духовному саморазвитию личности ребёнка, формирует его читательскую и информационную культуру. Именно такая литература и составляет ядро фонда библиотеки.

Книжное ядро – это «литературный памятник мировых шедевров художественной и научной мысли». Ядро придаёт вонду необходимую целостность, завершенность, что позволяет полноценно реализовывать его педагогическую и образовательную функции.

Исследования показывают, что основными источниками получения детьми литературы являются публичные и домашние библиотеки. Если первые сосредотачивают в себе ядро литературы для детей, то состав домашних библиотек на чтение детей, особенно подростков, сориентирован в значительно меньшей степени. К сожалению, на комплектование домашних библиотек, бузусловно, отрицательно влияет книжный рынок. Сегодня он перенасыщен коммерческой литературой, распространение которой ведётся через широкие и хорошо налаженные сети, и которая через домашние библиотеки не всегда положительно влияет на ребёнка. Предоставить детям и родителям произведения, которые должны составлять круг чтения каждого ребёнка и подростка, может только публичная библиотека, миссия которой как социального института заключается в распространении чтения среди детей, выступлении гарантом доступа детей к полноценному репертуару произведений, которые необходимо прочитать в определённое время.

При формировании ядра фонда библиотеки ориентируются на его библиографические модели. Они довольно постоянны во времени, но разработка модели ядра – тоже процесс постоянный. Созданием их заграницей занимаются библиографические центры или ассоциации, в нашей стране и странах бывшего СССР – крупные библиотеки.

Не случайно в мировой библиотечной практике ис­пользование эталонных библиографических перечней при­знано важнейшим средством определения ядра фонда. Биб­лиотечными центрами и ассоциациями разрабатываются (хотя и с неодинаковой степенью регулярности в разных странах) библиографические модели, помогающие попол­нить фонды лучшими произведениями литературы для де­тей. Американская система производит впечатление библи­ографического диктата. В соответствии с ней созданию в библиотечном фонде стабильного репертуара образцов литературы для детей способствуют специальные указатели, которые дифференцированы по типу фонда: Subject Guide, Вго-Dart, Chidren's Catalog. Они полностью пересматрива­ются раз в пять лет, в течение которых выпускаются еже­годные дополнения. Библиографическим моделям отводит­ся важная роль во всех фазах отбора: в первую очередь заказываются перечисленные в них произведения, суждение о целости и сохранности фонда (например, при приеме биб­лиотеки) определяется в зависимости от представленности в нем фиксированного набора названий, наконец, отказом ребенку считается неудовлетворенное требование на книгу, обозначенную в эталонных библиографиях. Столь важ­ная роль библиографических моделей ядра создает определенные ограничения отбора, но в то же время служит и на­дежной гарантией создания полноценного репертуара про­изведений в фонде библиотеки.

В настоящее время в формировании ядра произведений литературы для детей центральное место занимает собст­венный для каждой библиотеки методический ключ к фор­мированию репертуара.

Однако потенциал библиотек далеко не всегда достаточен для преодоления трудностей отбора (и методологических, и технических). Так, перед рядовыми библиотеками, решаю­щими обрести собственное «золотое ядро», «золотой фонд», возникает насущная необходимость выяснить, в кругу ка­ких произведений сосредотачивается их главное богатство. Практика показывает, что недостаточная осведомленность о репертуаре лучшей литературы для детей негативно ска­зывается на формировании ядра. При пополнении фонда комплектатор может выпустить из поля зрения (а подчас и преднамеренно отказаться от приобретения) действительно необходимых юным читателям произведений. Нередко не­которые названия, относящиеся к ядру библиотечного фон­да, оседают в пассивной его части, выпадая из круга чте­ния юных посетителей библиотеки.

Приступая к самостоятельному формированию ядра библиотечного фонда, необходимо определить признаки, позволяющие отнести конкретное произведение к шедев­рам. Таковыми могут стать эстетико-педагогическая цен­ность произведения, интерес детской читательской аудито­рии, а также устойчивость их проявления. Возможны раз­личные варианты наличия, а также сочетания в одном про­изведении ценности, популярности и их временной устой­чивости.

В фонде могут быть представлены произведения, ха­рактеризующиеся самыми разными сочетаниями призна­ков: представляющие ценность, но не слишком привлека­тельные для детей; исключительно популярные, но с осто­рожностью воспринимаемые взрослыми; прошедшие пери­петии спада читательского интереса, и одинаково привет­ствуемые и читателями-детьми, и взрослыми, направляю­щими их чтение. Однако лишь вариант полного совпадения в одном произведении всех существенных характеристик пригоден при формировании ядра.

Время отбирает лучшие научно-популярные книги. Это высказывание Л. Э. Разгона как нельзя лучше подчер­кивает необходимость временной корректировки результа­тов отбора в ядро. Реальная опасность утраты произведе­нием своей ценности обусловлена естественным устарева­нием научных представлений и прикладных знаний. Изве­стно, что хотя в разных сферах данный процесс протекает неодинаково быстро, он может коснуться и неординарных произведений литературы для детей, и признанных этало­нов популяризации. Проверка временем поможет отличить произведения «живучие» от хотя и достойных, но ставших архаичными памятниками истории развития литературы для детей. С другой стороны, время помогает выявить подлинную популярность произведений в детской среде, убеждая взрослых в необходимости их отбора в ядро библиотечного фонда.

Не менее важно правильно установить хронологиче­ские границы отбора. Начальную точку отбора литературы в ядро намечает сам процесс развития репертуара полезного и интересного детского чтения. Однако желание иметь в фонде выдающи­еся произведения литературы для детей не всегда можно соотнести с возможностями обозримого издательского репертуара, ибо произведение, любимое детьми, но забытое издателями, постигает судьба музейного раритета.

Конечная временная точка отбора в ядро более управ­ляема. Ее можно установить с помощью найденного прак­тикой способа устранения воздействия фактора сиюминут­ности читательских предпочтений. Рассчитывают период временной корректировки ценности и популярности, а за основу берут определенную протяженность периода смены в стенах библиотеки одного читательского поколения дру­гим и обновления вследствие этого круга детского чтения. К примеру, если принято, что период обновления круга детского чтения измеряется 5 годами, то это количество лет и отсчитывается всякий раз назад по отношению к году отбора в ядро.

В Беларуси первой попыткой централизованной разработки ядра фонда литературы для детей стал библиографический указатель «Книжное ядро сельской библиотеки-филиала» (Мн., 1990), в котором в отдельный раздел была выделена белорусская художественная литература для детей младшего школьного возраста.

Актуальность разработки модели фонда детской библиотеки обусловлена, во-первых, изменениями, которые происходят в книгоиздании и книжной торговле. Библиотекарям всё тяжелее ориентироваться в книжном рынке, как в количественном, так и в качественном отношении. В его формировании, наряду с государственными издательствами, активное участие принимают и негосударственные, как белорусские, так и российские. Усложняет ориентацию в потоке также издание книг «забытых» авторов и произведений, которые десятилетиями были исключены из чтения, а потому неизвестных поколениями библиотекарей и читателей. Не содействует решению проблемы несовершенство системы информирования о книжной продукции, а также отсутствие издания, котрое рецензировало бы детскую книгу и вообще литературу, которая должна входить в круг чтения детей и подростков, знакомила с приобретениями современной белорусской, русской детской и юношеской литературы, лучшими переводами зарубежных произведений, представляла книги-лауреаты.

НББ подготовила библиографический указатель художественной литературы, художественно-познавательных, энциклопедических и справочных изданий, которые должны присутствовать в фонде детских библиотек в первую очередь и составлять их ядро. Всего в указатель включено 661 издание (390 из них – художественная литература).

«...Наличие полного набора книг "ядра" следовало бы сделать непременным условием открытия и функциониро­вания библиотеки». В этой (возможно, слишком катего­ричной) точке зрения отчетливо определена роль ядра в создании целостности книжного собрания, т.е. одного из важ­нейших признаков библиотечного фонда, принципиально отличающего его от любого другого собрания произведений литературы для детей. Вместе с тем в ядре заключается и «педагогическое решение оптимальности круга чтения де­тей и подростков». А это значит, что наличие в фонде ядра литературы для детей является залогом воспи­тания и интеллектуального развития юных читателей биб­лиотеки.

Таким образом, формирование ядра фонда литературы для детей преследует как педагогические, так и собира­тельские цели и, кроме того, подтверждает статус библиотеки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.