Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как социальная система

Организация как определенный вид социальной системы означает форму объединения людей для их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определённой структуры; общественное объединение, государственное, хозяйственное и другое учреждение.

Организация как средство достижения целей использует выделение в её составе структурных подразделений, их специализацию, мотивацию, власть, лидерство.

Жизнь любого человека с самого начала и до конца тесно связана с большим числом социальных систем, которые состоят из образовательных, лечебных, правоохранительных, производственных, научных, торговых и многих других организаций. Все эти организации созданы и функционируют для удовлетворения определённых потребностей людей. Они могут иметь самые различные формы, существовать на самых различных основаниях и иметь самые разные сроки жизнедеятельности.

Для того, чтобы жизнь каждого человека имела смысл как для него, так и для общества, о[í1] н должен осуществлять свою деятельность в определённой организации, а также и быть связан с другими организациями, которые обеспечивают его товарами и услугами, необходимыми ему в тот или иной момент времени.

Нормальная жизнь и деятельность человека возможна тогда, когда он понимает суть деятельности организаций, умеет находить в них своё место и строить свою работу с учётом их специфики (установленных правил, норм поведения, дисциплины и т.п.). Особое значение эти требования имеют для каждого руководителя или желающего стать им.

Развитие организаций, связанное с развитием цивилизаций и этносов, с развитием науки и техники, с отделением управления от собственности явились основой для исследований и разработки научных подходов к организациям и управлению ими.

К настоящему времени в мире уже накопилось множество различных теорий, изучающих и объясняющих закономерности и законы функционирования организаций, правила построения новых и совершенствования существующих, распределение прав, обязанностей и ответственности между членами организаций, отношения складывающиеся между ними в процессе функционирования организации и т.д.

В этих теориях применяется значительное число понятий, производных от слова организация. Среди них можно назвать:

· организованное целое – целое, состоящее из объектов, событий, явлений взаимодействующих для достижения цели организации;

· организационный процесс – ход событий или явлений, способствующий достижению целей организации;

· организационная структура – способ взаимосвязи всех элементов организации (совокупность элементов организации с их связями и взаимодействием);

· организационное развитие – организованный процесс, нарушающий равновесие организационной структуры, направленный на создание нового состояния равновесия, второе будет сохраняться определённое время (связано с понятием эволюция);

· организация, дезорганизация организационной структуры – организационный процесс, основанный на сознательной деятельности человека, направленной либо на усиление, либо на нарушение динамического равновесия организационной структуры;

· самоорганизация, самодезорганизация – организационное развитие (эволюция), происходящее как результат естественного хода событий в направлении усиления или ослабления равновесия структуры;

· реорганизация - процесс перестройки существующей организационной структуры;

· организованность – состояние, степень (уровень) организации;

· организатор – человек, который занимается процессом организации или дезорганизации.

Такой сложный организм, каким является современная организация не может быть правильно исследован, изучен, понят и описан без соответствующей теории, которая получила название “Теория организаций”.

Основными вопросами, на которые должна дать ответ теория организаций являются следующие: зачем нужны организации, как они создаются и совершенствуются, на основе каких законов и закономерностей функционируют и изменяются, какие существуют подходы к повышению эффективности организаций, какие факторы оказывают наибольшее влияние на поведение человека в организации и т.п.

При исследовании понятия "организация" как вида системы используют два подхода: структурный и поведенческий.

При структурном подходе организация рассматривается как определенная структура со своими подразделениями и их взаимосвязями, определяются способы распределения обязанностей, передачи полномочий и ответственности в рамках данной организации.

При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. В этом случае важно помнить о том, что независимо от того, как тщательно продумана, просчитана, спроектирована и построена структура организации (предприятия, фирмы. аппарата управления), её деятельность и результаты этой деятельности будут определяться в первую очередь людьми, входящими в состав данной организации, их способностями, квалификацией, опытом работы, взаимоотношениями в коллективе, мотивацией к труду и многими другими факторами. Таким образом, одной из главных задач теории организации является изучение влияния как отдельных работников, так и групп людей на эффективное функционирование организаций, на получение ею намеченных результатов. Поэтому в нашем курсе мы будем изучать результаты исследований как структурного, так и поведенческого аспектов организации.

Теория организации для решения поставленных перед ней задач должна использовать подходы и результаты исследований смежных научных дисциплин: всеобщей организационной науки (Тектологии), концепции идеальной бюрократии, общей теории систем, синергетики, теории управления, экономической теории, информатики, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии и многих других.

Необходимо определить какие же имеются различия между дисциплинами “теория организации” и “организационное поведение”.

Объектом изучения теории организации является организация в целом и её основные части. Изучается поведение организации, её возможности для достижения выбранных целей, её общая эффективность. Теория организаций включает несколько разных аспектов, главными из которых являются описательный и нормативный.

Дисциплина “Организационное поведение” имеет своим объектом изучения поведение индивидуумов (работников, руководителей) и групп. Поведение работников изучается с позиций структуры личности, её особенностей, восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации. Поведение групп исследуется с позиций ролей, статуса, руководства, общения и конфликтов.

Теория организации и организационное поведение изучают раз­личные аспекты и уровни организационного процесса. Вместе с тем эти две научные дисциплины постоянно дополняют друг друга. Например, при исследовании конфликтов в теории организации главное внимание уделяется исследованию противоречий, происходящих в результате недостатков организации. Исследование конфликтов в организационном поведении проводится как результат межличностных и межгрупповых противоречий, а также как результат недостатков в коммуникациях.

Организацию чаще всего рассматривают как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. В ней определяется, кто и какое задание должен выполнять для реализации всей работы в целом, На основе этого организацию определяют как взаимосвязь и взаимодействие её членов по поводу преобразования имеющихся ресурсов в запланированный продукт.

Организация представляет собой сложную динамическую систему, в которой реализуется множество различных процессов, направленных на достижение поставленных целей. Ресурсы организации обеспечивают осуществление происходящих в ней процессов. Главными процессами являются: процесс производства и процесс управления. Процесс преобразования ресурсов осуществляется в производственных организациях (изделия, товары), организациях обслуживания (услуги) и других. Оценка эффективности деятельности организации часто осуществляется по скорости использования ресурсов и объёму реализации результатов деятельности (товары, услуги, информация и т.п.).

 

Исходя из определения, важнейшее место в организации занимают люди. От их знаний, квалификации, опыта, способностей, желания эффективно трудится, поведения, мотивации в конечном счёте зависит эффективная работа организации и её результаты. Люди – это главный ресурс любой организации. Руководитель, понимающий это, делает ставку в первую очередь на людей, а не на технику. Он уделяет особое внимание подбору, расстановке, повышению квалификации, переподготовке персонала, организации стажировок в других организациях выигрывает в конкурентной борьбе.

Все процессы, протекающие в организации, осуществляются в рамках определённой организационной структуры. Она отражает упорядоченность связей, а также сложившиеся в организации разделение труда, распределение прав, обязанностей и ответственности, связи и отношения между подразделениями и т.п.

Одним из основных факторов, определяющих эффективность работы организации является технология. Она представляет собой совокупность методов переработки материалов и сырья в товары. Технология оказывает существенное влияние на внутреннюю среду организации, определяя уровень подготовки, квалификации, опыта персонала и оказывая влияние на организационную структуру, мотивацию, культуру организации.

Информационные системы являются важнейшей составной частью новейших информационных технологий, которые позволяют обеспечить быстрый сбор, обработку и анализ информации и подготовить обоснованные решения.

В последние годы среди решающих факторов, оказывающих влияние на внутреннюю среду организации, называют организационную культуру. К ней относят систему ценностей принципов, норм поведения, разделяемых работниками организации. Организационная культура влияет как на внутреннюю среду организации, так и на её взаимодействие с внешней средой. Организационная культура определяет уникальность каждой организации, специфику организации труда и отношений в коллективе, качество производимых ею товаров и оказываемых услуг.

Знания о внутренней среде организации дают возможность руководителям изучить сущность организаций, понять, зачем они нужны, как создаются, развиваются, как эффективно управлять ими для достижения целей работников и целей всего общества.

Ни одна организация не может функционировать без тесной взаимосвязи с внешней средой (средой функционирования). Все организации в той или иной мере зависят от внешней среды, под которой понимают экономические условия, потребителей, поставщиков, конкурирующие организации, технику, технологию, информационную среду, законодательство, систему ценностей, рабочую силу, природные ресурсы, инфраструктуру, климатические и территориальные условия и т.п. Всё это оказывает значительное, а иногда и решающее влияние на организацию и результаты её деятельности. Однако, внешняя среда и все её факторы находятся вне влияния руководителей организации, Поэтому для достижения успеха руководителям приходится изучать факторы внешней среды и их влияние на эффективность деятельности организации, а также корректировать свои решения и действия в соответствии с результатами своих исследований.

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Организацию можно рассматривать как процесс, как состояние и как вид системы.

2. Организация как процесс представляет собой одну из основных функций управления, главной целью которой является создание новых или совершенствование ранее созданных и функционирующих систем и координация деятельности отдельных элементов.

3. Организация как состояние системы рассматривается как организованность системы, как её организационное состояние.

4. Организация как социальная система означает форму объединения людей для их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определённой структуры.

5. Основными ресурсами, которыми располагает и которые использует организация являются: люди, капитал, информация, материалы, технологии, культура. Все эти составляющие формируют внутреннюю среду организации.

6. К внешней среде организации относят: экономические условия, потребителей, поставщиков, конкурирующие организации, технику, технологию, информационную среду, законодательство, систему ценностей, рабочую силу, природные ресурсы, инфраструктуру, климатические и территориальные условия и т.п.

7. Внешняя среда и все её факторы находятся вне влияния руководителей организации. Поэтому для достижения успеха им приходится изучать эти факторы, их влияние на организацию и корректировать свои решения в соответствии с результатами исследований.

 

Литература

 

1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: МГТУ им.

Н.Э.Баумана, 1998. –332 с.

2. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менджмента. Пер.

с англ. –М.: Дело, 1992. –700 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1998. –336 с.

4. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социаль-

ных процессов. –М.: Логос, 1998. - 280 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О р г а н и з а ц и я | Организации А. Файоля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.