Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведении системного анализа




МЕТОДЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ

(Научный инструментарий)

К наиболее распространенным методам, которые можно использовать при проведении системного анализа, можно отнести следующие:

1. Метод сценариев. С его помощью устанавливаетсялогическая последовательность событий для того, чтобы показать, как, на основе знаний о существующей ситуации, может развиваться будущее состояние объекта. Этот метод является средством первичного упорядочения проблемы, а также средством получения и сбора информации о взаимосвязях проблемы с другими проблемами и о возможных направлениях будущего развития в явно выраженных временных координатах. Написание сценария будет более эффективным, если в этом процессе будет использован широкий круг специалистов разного профиля, которые обеспечат многостороннее, разноаспектное рассмотрение проблемы, и позволят проследить её состав и взаимосвязи с другими проблемами. Главная цель написания сценария – это определение главного направления развития объекта.

 

Рис.1. Возможный сценарий работ по исследованию

возможностей завоевания рынка организацией.

При написании сценария сначала определяется желаемое и реальное положение организации на внутреннем и внешнем рынке. Затем определяются главная, глобальная цель и цели организации, далее определяются средства, возможности, источники и объёмы возможного финансирования, а также ограничения для достижения поставленных целей. При этом большое внимание уделяется анализу целей, критериев, альтернатив, рисков. На основе результатов такого анализа принимается решение по выбору наиболее рационального (оптимального) варианта направления развития организации. Такой сценарий имеет описательный характер.

 

2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА.

Термин и метод “Мозговой штурм” или “Мозговая атака” предложены американским учёным Ф.Осборном. Этот метод основан на том, что коллективно генерировать идеи гораздо эффективнее, чем индивидуально. Процесс индивидуальной творческой деятельности человека часто сдерживается психологически социальными и другими факторами. Среди главных сдерживающих факторов можно назвать следующие: авторитарный стиль работы руководителя, давление авторитетов, традиции и неписанные законы коллектива, боязнь критики и т. п.

Применение метода “мозгового штурма” позволяет высвободить творческую энергию работников, решающих организационно-управленческую задачу.

В настоящее время имеется несколько модификаций метода “мозгового штурма”. Например, прямой коллективный “мозговой штурм”. Он является методами коллективного генерирования вариантов решения задачи. Целью этого метода является сбор наибольшего числа идей с использованием приёмов преодоления инерции мышления. Длительность проведения сеанса от 15 минут до одного часа. Сначала идёт генерация идей участниками штурма, затем группа специалистов-экспертов осуществляет отбор самых оригинальных и рациональных идей и в заключение отбираются наиболее подходящий для данных условий вариант решения задачи.

3. Метод “ Дельфи ” разработан американским исследователем О.Хелмером. В отличие от метода сценариев метод “ Дельфи ” предполагает предварительное ознакомление привлекаемых экспертов с ситуацией с помощью какой-либо модели. Специалисты оценивают структуру модели в целом и с помощью анкетного опроса (с унифицированными формами вопросов, ответов и оценок) дают предложения о включении в неё неучтённых связей. Затем производится статистическая обработка анкет и формируется коллективное мнение группы. Выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Полученная информация сообщается экспертам. Их просят пересмотреть оценки и объяснить причины несогласия с коллективным суждением. Эта процедура повторяется 3 - 4 раза. В результате происходит сужение диапазона оценок [12,16].

Существует целый ряд методов усреднения и объективизации мнений экспертов, а также ряд процедур оценки авторитетности и удельного веса мнений самих экспертов, например их взаимной оценки компетентности в той или иной области. В тех случаях, когда отсутствуют объективные данные, (например, информация о будущем) метод “Дельфи” представляется самым надёжным средством получения многосторонних и достаточно надёжных данных.

4. Диагностические методы – это методы массового обследования организаций и аппаратов управления с целью усовершенствования форм и методов их работы (статистические, социологические, экономические и другие).

5. “Дерево целей” представляет собой главный инструмент увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем уровне через ряд промежуточных звеньев.

“Деревом целей” называют связный ориентированный граф (т.е. фигуру, состоящую из точек – вершин, соединённых отрезками – рёбрами), выражающий отношения между вершинами – этапами или проблемами достижения определённых целей. Пример построения “дерева целей” представлен на рис.2, правила построения “дерева целей” рассмотрены в главе 4.

 

Рис. 2. Базовое “Дерево целей” системы управления

деятельностью центра управления силами

 

6. Диаграмма “Проблема - причины”. Её предложил японский учёный и предприниматель Исикава для исследования проблем управления качеством на производстве. В научной литературе она известна как “Диаграмма Исикавы”. Анализ использования этой диаграммы показал, что с определённой модификацией её можно с большим успехом использовать для анализа организационных и управленческих проблем и назвать диаграмма “Проблема - причины”. В этом случае диаграмма строится следующим образом:

n исследуется конкретная проблемная ситуация;

n формулируется проблема, подлежащая решению(организационная, управленческая, экономическая, социальная и другая);

n выбираются группы причин, оказывающих, по мнению исследователя, наибольшее влияние на проблему;

n в каждой выбранной группе перечисляются конкретные причины, мешающие решению проблемы.

Пример построения диаграммы “Проблема - причины” приведён на рис. 3.

 

Рис. 3. Диаграмма “Проблема - причины” для испытательной

пожарной лаборатории (По данным А.Ф.Столицы).

 

7. Диаграмма “Проблема - пути решения”. Диаграмма строится аналогично диаграмме “Проблема-причины”. Но при её построении на основе полученных из диаграммы “Проблема - причины” результатов рисуется размеченный граф решений большого числа организационных, управленческих и других проблем (диаграмма “Проблема - пути решения”). В этом случае диаграмма строится следующим образом:

n выбираются главные причины (факторы), оказывающие наибольшее влияние на решение проблемы;

n выбираются главные направления устранения этих причин т.е. направления решения проблемы;

n формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в процессе решения проблемы;

n выбираются пути решения этих задач;

n на ребрах графа наносятся эти пути решения задач.

Перечень выбранных направлений и конкретных задач представляют собой графическое представление плана решения данной проблемы.

 

8. Матричные методы не являются специфическим инструментом системного анализа, однако широко используются на различных этапах в качестве вспомогательного средства. Эти методы основаны на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта исследования. Матрица это наглядная форма представления информации, раскрывающая внутренние связи между элементами, помогающая выяснять и проанализировать ненаблюдаемые части структуры. (Пример – периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева, матрица распределения прав и ответственности и т.п.).

9. Сетевые методы в системном анализе используются главным образом на этапе построения комплексных программ развития. Элементы нижних уровней деревьев целей, перегруппированные по признаку временных логических взаимосвязей, можно преобразовать в сеть. Более сложные многомерные сети используются для распределения сфер ответственности, распределения работ по конкретным исполнителям в организациях, ориентированных на цель.

10. Методы экономического анализа применяются на всех стадиях системного анализа. Целью экономического анализа является выявление сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики (производственная, социальная). Экономический анализ призван обосновывать решения и действия в области экономики и социальной политики. Экономический анализ делится на макроэкономический анализ, охватывающий экономику страны, отрасли, социальной сферы и микроэкономический анализ, целью которого является исследование отдельных объектов и процессов в организации.

11. Методы морфологического анализа. Морфологический анализ представляет собой ряд приёмов систематизированного рассмотрения объектов, явлений и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы не пропуская ничего без предварительного исследования. В процессе анализа все объекты разбиваются на группы, каждая из которых подвергается тщательному изучению.

Среди главных этапов морфологического анализа можно назвать:

- точная формулировка проблемы, подлежащей решению.

- тщательный анализ всех параметров, важных с точки зрения решения данной проблемы.

- построение “морфологического ящика”, потенциально содержащего все возможные решения. “Морфологический ящик” представляет собой многомерную матрицу, в клетках которой помещены соответствующие параметры. Каждая из клеток содержит одно из возможных решений, полученных на основе рассматриваемых параметров. Общее число возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в “морфологическом ящике” по строкам. Проводимый анализ показывает, что многие из предлагаемых решений практически неосуществимы и поэтому к реальному рассмотрению будет предложено число решений значительно меньше, чем общее. Метод морфологического анализа на основе перестановок и различных сочетаний параметров позволяет вырабатывать вероятностные характеристики объектов, которые ещё не существуют, но могут существовать.

1. Изучение полученных решений с точки зрения их функциональной ценности.

2. Выбор наиболее рациональных для данных условий решений и их реализация.

Пример построения “морфологического ящика” представлен на рис. 4.

 

Рис. 4. Примерный морфологический ящик выбора

направлений спасательной техники

 

12. Статистические методы используются в качестве инструментов получения информации об объекте исследования. Они основаны на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта исследования. Эти методы дают хорошие результаты только при наличии заранее подготовленного хорошего достоверного статистического материала. Широкое распространение имеют также методы корреляционного и регрессионного анализа, факторного анализа и других.

13. SWOT- анализ. Название составлено из первых букв английских слов: strengths, weaknesses, opportunities, threats - сила, слабость, возможности и угрозы. Этот метод позволяет совместно изучать внешнюю и внутреннюю среды. С помощью этого метода устанавливаются связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями, а затем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

 

Рис. 5. Матрица SWOT

 

14. Кибернетические модели отображают процессы управления в экономических системах. Они используются тогда, когда именно эти процессы являются предметом системного анализа. В них применяются различные выразительные средства - схемы, блок-схемы, таблицы, диаграммы.

15. Экономико-математические модели описательного типа (описывающие состояние объекта или его поведение) являются важнейшим средством представления экономических систем в процессе системного анализа в той их части, где имеется достаточная количественная информация.

16. Нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые). Они служат для нахождения оптимальных и близких к оптимальным решений. Модели такого типа – оптимизационные, игровые, имитационные используются в системном анализе в том случае, когда они уже хорошо отработаны и по ним имеется исходная информация.

Например, имитационная модель представляет собой машинную программу, описывающую в терминах ЭВМ все процессы, действия и события, которые происходят в исследуемой системе. Другими словами, имитационное моделирование представляет собой динамическое отображение изменений состояний исследуемой системы с течением времени.

Применение методов системного анализа получает все большее распространение, однако на практике не бывает случаев, когда необходимы все рассмотренные этапы и все приведенные методы. Как правило, этапы системного анализа сочетаются в самых различных комбинациях. Инструментарий системного анализа содержит не только взаимодополняющие методы, но и взаимоисключающие. Поэтому использовать тот или иной метод следует исходя из потребности практики, а также руководствуясь удобством отображения и понимания объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.