КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы организационного проектирования
Разработка состава подразделений и связей между ними (структуризация) На этапе структуризации определяется состав основных подразделений и связей между ними. Разрабатываются полные организационные структуры подразделений, аппарата управления, организации и положения о них, схемы взаимодействия с другими организациями и т.п. Анализируются тенденции изменений внешней среды и тенденции развития организации. Выявляются потребности организации в ресурсах в настоящем и будущем. Вырабатываются предложения по совершенствованию организационной структуры, механизмов управления, разрабатываются методы мотивации подразделений и отдельных работников, а также показатели оценки их деятельности.
7.2.4. Определение порядка функционирования системы управления (регламентация) На этапе регламентации выполняются следующие работы: уточняются характеристики и процедуры деятельности организации; уточняется состав подразделений, аппаратов управления, распределяются задачи, обязанности, права и ответственность между конкретными исполнителями; определяется трудоемкость основных видов работ, квалификационный состав работников, рассчитывается численность работников каждого из подразделений; разрабатываются штатные расписания; определяется порядок взаимодействия подразделений и конкретных должностей при выполнении взаимосвязанных комплексов работ, разрабатываются процедуры выполнения основных видов работ; проектируются организационная, информационная, социальная, экономическая и технологическая структуры; проектируются процессы документирования и потоки информации; проводится организация документооборота с целью наиболее полного и своевременного информационного обеспечения процесса функционирования подразделений, органов управления и управления ими; в органах управления и подразделениях формируется благоприятный социально-психологический климат; уточняется положение об организации; разрабатываются положения о структурных подразделениях; разрабатываются должностные инструкции; проводятся расчеты эффективности проектируемой структуры и т.п.. Другими словами, на этом этапе проводится чёткая регламентация усовершенствованной организации. На основе результатов проведённых работ уточняются проектные решения по основным направлениям совершенствования существующей структуры и разрабатываются документы, регламентирующие процессы функционирования организации и управления ею. В процессе оргпроектирования следует обязательно учитывать, что каждое подразделение, каждый аппарат управления, организация, кроме организационной, имеют также отраслевую, технологическую, экономическую, социальную и информационную структуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Отраслевая структура представляет собой форму упорядочения соотношений подразделений, аппаратов управления в организации. Технологическая структура определяется составом и соотношением техники, оборудования, приборов и других видов технических средств, используемых в процессе функционирования подразделений. Она определяется приемами использования технических средств в процессе выполнения организацией своих задач. Экономическая структура характеризуется экономическими отношениями как между подразделениями организации, так и между организацией и внешней средой. Социальная структура - это распределение работников по профессиональному, квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т.п. Информационная структура представляет собой относительное расположение источников и получателей информации. Она характеризуется также направленностью, интенсивностью и конфигурацией информационных потоков и др. Перечисленные виды структур организации, подразделений, аппарата управления в комплексе должны обеспечивать реализацию стратегии её деятельности. Следует помнить, что с течением времени под воздействием внешних и внутренних условий главные цели деятельности организации изменяются. Поэтому должна изменяться их стратегия и, соответственно, организационная, информационная и другие виды структур и другие параметры организации.
Методы организационного проектирования могут быть сведены в следующие четыре основные группы: 1. Методы структуризации целей. Включают выработку системы целей организации, качественную и количественную оценку этих целей и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия разработанной системе целей. Конкретная формулировка каждой цели должна быть четко определена с позиции следующих признаков: п р е д м е т н ог о - должно быть ясно с какими реальными объектами связана цель; в р е м е н н о г о - является ли цель постоянной или временной, долгосрочной или оперативной и т.п.; п р о с т р а н с т в е н н о г о - размещение подразделений, филиалов, аппаратов управления на территории города, субъекта федерации и т.п.. Система целей должна быть простой и понятной. Она может быть представлена в графической ("дерево целей"), матричной (таблицы) и списочной (перечисление и кодирование целей) форме. В процессе организационного проектирования система целей может быть использована в следующих направлениях: выделение основных структурных подразделений в данной организационной системе. При этом каждое подразделение должно быть ориентировано на достижение своей цели (или комплекса целей), например, кадровой, финансовой, маркетинговой и других служб, а структура организационной системы - на организационное обеспечение достижения глобальной цели (миссии) организации; проверка уровня и однородности целей, стоящих перед каждым структурным подразделением, исключение дублирования целей; установление рациональных организационных, информационных, экономических и других связей. Разработка главных направлений координации и регулирования деятельности подразделений; разработка критериев и систем оценки функционирования структурных подразделений, а также всей организации по достижению поставленных целей. При использовании метода структуризации целей необходимо помнить, что невозможно разработать четкий алгоритм перехода от системы целей непосредственно к организационной структуре, так как цели являются важнейшим, но не единственным фактором формирования организационной структуры. Здесь следует учитывать размеры организации, технологию выполнения основных работ, внутренние и внешние связи и многие другие факторы.
2. Методы экспертного анализа. Основными формами применения этих методов должны быть: проведение группами экспертов обследования организации, детальный анализ целей, задач, функций, организационных связей подразделений и элементов субъекта и объекта управления. Экспертами могут быть как работники данной организации, так и приглашенные специалисты. анализ специфических особенностей, проблем и узких мест в системе управления организацией; проведение экспертных опросов руководителей и специалистов для выявления трудностей, резервов и возможностей в работе организации, её подразделениях и аппаратах управления; разработка правил организационного проектирования, основанных на изучении опыта экспертов; разработка описаний организационных структур, процессов функционирования и управления, изготовление схем, графиков, диаграмм, таблиц и других иллюстративных материалов.
3. Методы аналогий. Служат для выявления прогрессивных решений и передового опыта в отечественной и зарубежной практике и использования их при проектировании новых и реорганизации действующих организаций, их подразделений, аппаратов управления со сходными характеристиками. С помощью метода аналогий разрабатывались, например, типовые структуры управления и определялись границы их применения. В последние годы методы аналогий пытались широко использовать в процессе перехода к рыночным отношениям. Однако перенос зарубежного опыта на нашу почву чаще имел отрицательные, чем положительные последствия. Это обусловлено тем, что при использовании методов аналогий особо важным является обоснование выбора организации-аналога с проектируемой системой, а также учёт политических, экономических и культурных факторов.
4.Методы организационного моделирования. К ним относят: разработку формализованных математических, графических, машинных и других моделей деятельности организаций, распределения в них полномочий и ответственности. Эти модели являются базой для анализа и оценки различных вариантов организационных структур в зависимости от изменяющихся условий. Модели разрабатываются с использованием методов системного анализа, исследования операций, написания сценариев, построения матриц распределения прав и обязанностей, построения матриц межфункциональных связей, игрового и имитационного моделирования и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |