Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психопатии




План лекции

Лекция 7. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Методические рекомендации

При изучении данной темы основная задача – умение разграничивать общие и специальные способности, диагностировать одаренность. Для осуществления поставленной задачи необходимо выполнить все предложенные задания, отработать понятия со словарем, выписать формулировки.

Рекомендуемая литература: [31, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53].

 

7.1. Психопатии.

7.2. Отклонение темпов полового созревания.

7.3. Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.

 

Ключевые понятия: дисгармоническое психическое развитие, патологическое формирование личности, отклонение от темпа полового созревания, психопатия, невропатия, аутизм, этиология.

 

 

Психопатия – стойкий дисгармонический склад психики. Психопатические личностные свойства не имеют тенденции к прогрессированию, могут видоизменяться под влиянием биологических и социальных факторов. Систематика психопатий сложна, это связано с многообразием вариантов их промежуточных положений и нечеткостью границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями, в этом заключается проблематика дифференциальной диагностики.

Классификация психопатий. Систематика, предложенная в 1915 г., базируется на феноменологических, социальных и клиникоописательных принципах, варианты выделены на основании внешней картины поведения и взаимоотношений в социуме: 1) возбудимые; 2) безудержные;
3) импульсивные; 4) лгуны и фантасты; 5) враги общества; 6) патологические спорщики.

Классификация, разработанная Шнайдером в 1923 г., включает следующие варианты: 1) гипертимные; 2) депрессивные; 3) неуверенные в себе; 4) фанатичные; 5) ищущие признания; 6) эмоционально лабильные;
7) эксплазивные; 8) бездушные; 9) безвольные; 10) астеничные. Выделяется доминирующий клиникоописательный принцип.

В 1921 г. Кречмер предложил классификацию на основании сходства клинической картины с особенностями личности при различных психических заболеваниях: 1) шизоидный тип личности соответствует шизофреническому типу; 2) циклоидная личность соответствует маниакально-де­прес­сивному психозу; 3) эпилептоидная личность – эпилепсии.

Ганнушкин в 1933 г. выделил 9 клиникоописательных вариантов:
1) циклоиды; 2) эпилептоиды; 3) шизоиды; 4) истерический тип; 5) неустойчивый тип; 6) антисоциальный тип; 7) конституционально глупые;
8) параноики; 9) астеники.

Г.Е. Сухарева в 1959 г. предложила систематику по этиологическому критерию. Выделено три группы – конституциональные, органические, смешанные.

В результате синтеза накопленного опыта А. Личко и В. Ковалев разработали систематику психопатий: к конституциональным относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психоастеническая; к органическим – возбудимая и бестормозная; к смешанным – истерическая, неустойчивая.

М. Буянов считал, что при любой психопатии существует врожденная дисгармония биологических компонентов личности. Наблюдаются различные симптомы дизонтогенеза (неврозоподобная симптоматика) – тики, энурез, экопрез, заикание, психопатический дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Этиология психопатий: конституционально-генетическое наследование фактора. Органические психопатии возникают под влиянием экзогенно обусловленных вредностей на ранних этапах онтогенеза. Патогенез малоизучен. Крепелин полагал, что в основе лежит парциальный инфантилизм в личностной сфере, не затрагивающий интеллектуальной сферы. Кречмер считал, что патогенез психопатии подобен психическому заболеванию. По мнению Сухаревой, в основе патогенеза лежит нарушение формирования корково-подкорковых связей.

Рассмотрим клинико-психологическую структуру психопатий.

1. Шизоидная психопатия обусловлена влиянием конституциональных черт, характеризуется повышенной чувствительностью, признаками аутиз­ма, ранимостью, отсутствием непосредственности и жизнерадостности, сухостью в отношениях, ранним развитием речи при задержке моторного развития. Протекает как скрытые формы раннего детского аутизма, различие – в отсутствии интеллектуального дефекта.

2. Эпилептоидная психопатия может быть обнаружена уже в 2 года: отмечается эмоциональная вязкость, определенная направленность эмоций и влечений, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость, педантичность и аккуратность. Интеллектуальный дефект и судорожные припадки отсутствуют, отмечается характерная вязкость мышления.

3. Циклоидная психопатия. Диагноз редко ставится в детстве. У детей отмечаются колебания настроения, отсутствие фазности, все время эйфорический фон настроения, гипертимный вариант циклоидной психопатии, активность, склонность к шуткам, озорству, чрезмерная общительность. Гипотимные фазы проявляются после периода половой зрелости.

4. Психастеническая психопатия характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, его пугает все новое и незнакомое. Ему присущи нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладания с тревогой и страхами формируются навязчивые ритуалы, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.

5. Органические психопатии (возбудимый (эксплозивный) тип). Чаще наблюдаются у мальчиков, характеризуются аффективной и двигательной возбудимостью, легкостью возникновения аффективных вспышек, агрессией, упрямством, злобностью, негативизмом, астенической расслабленностью, вялостью и слезами. Настроение не устойчиво, отмечаются колебания в сторону дисфорий, конфликтность и бурные протестные реакции. Такие дети часто попадают в асоциальные группы.

6. Бестормозной вариант может быть спровоцирован инфекционными заболеваниями (эпидемический энцефалит, перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным, эйфорическим фоном настроения. Наблюдается грубая откликаемость на внешние раздражители, некритичность при сохранности интеллекта. Отмечается патология влечений, привязанность к импульсивным сексуальным эксцессам, склонность к бродяжничеству.

7. Истерическая психопатия обусловлена влиянием конституционально-генетических факторов, ранним воздействием экзогенных факторов, чаще характерна для женщин. Симптоматика связана с психической незрелостью. Такие дети капризны, ревнивы к чужим успехам, демонстративны в поведении, жаждут признания, не способны к волевому усилию, учатся хуже, чем позволяет интеллектуальное развитие. Повышенно конфликтны, при ущемленном самолюбии склонны к интригам и сплетням, а также к вымыслам сексуального содержания. Основная дисгармония – между жаждой признания и неспособностью к волевым усилиям.

8. Неустойчивая психопатия – сочетание психической незрелости и дисгармонического инфантилизма. Характеризуется незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, снижением продуктивности при хорошем интеллекте, неспособностью к длительной целенаправленной деятельности, сенсорной жаждой, потребностью ярких впечатлений, неспособностью к борьбе с трудностями. Такие дети склонны к побегам из дома, бродяжничеству, безответственны и повышенно внушаемы, легко попадают в асоциальные группы. Трудности диагностики связаны с тем, что неустойчивые черты присущи любому ребенку, поэтому диагноз не ставят до достижения 15-летнего возраста. В психиатрии постановка диагноза опирается на биологические и средовые факторы, оказывающие влияние на формирование психопатии. Декомпенсация может быть спровоцирована психотравмирующей ситуацией, соматической патологией, кризисными возрастными периодами.

Рассмотрим модель патологического формирования личности.

Этиология. Неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация, которая накладывается на органическую церебральную недостаточность негрубого резидуального характера, дисгармоническое протекание периода полового созревания.

Патогенез. Формирование идет через два механизма: 1) закрепление патологических реакций, которые постепенно становятся личностными реакциями; 2) непосредственное воспитание патологических черт характера, копирование родителя (возбудимость, неустойчивость, истеричность) в результате отрицательной стимуляции.

Систематика:

– аффективно-возбудимая форма формируется в том случае, если в семье складывается длительная конфликтная ситуация и семейная жизнь наполнена ссорами и агрессией, жестоким обращением (как правило, в семьях алкоголиков). Характеризуется аффективной взрывчатостью, разрядами раздражительности вовне, конфликтностью;

– истероидный тип характерен для девочек, формируется при конфликтных ситуациях в семье, гиперопеке и воспитании ребенка по типу кумира семьи. Таким детям свойственны кокетство и демонстративность;

– психическая неустойчивость формируется в ситуации гипоопеки и безнадзорности. Характеризуется безответственностью, отсутствием чувства долга, слабоволием, лабильностью аффекта, импульсивностью и повышенной внушаемостью;

– тормозимый тип формируется в ситуации доминирования гиперопеки. Характеризуется зависимостью и безынициативностью, пассивностью, неуверенностью, робостью и обидчивостью;

– невротический тип формируется в качестве хронизации невроза у соматически ослабленных детей при неблагоприятных условиях. Характеризуется боязливостью, страхом, ипохондричностью.

Невропатия. Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Может быть конституциональной и органической. Дефект вегетативной нервной системы проявляется в нарушении сна, аппетита, терморегуляции, метеочувствительности; эмоциональные нарушения вторичны. Г.В. Сухарева выделяет два типа невропатии:

астенический – характерна пассивность, чувствительность, впечатлительность, ранимость, истощаемость. Эти обстоятельства способствуют подверженности невротическим проявлениям в виде страхов, энуреза, тиков, заикания;

возбудимый – наблюдается раздражительность, двигательная расторможенность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.