КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм
Отклонение темпов полового созревания
Первичный дефект – нарушение вегетативно-эндокринной регуляции – приводит к ретардации или акселерации темпов полового созревания, возникающих вследствие генетических особенностей, конституционально или под влиянием экзогенно обусловленной органической недостаточности нервной системы. В период полового созревания у детей отмечается недоразвитие моторики, медлительность, неуклюжесть, снижение эмоционально-волевой сферы, несамостоятельность, внушаемость, трусливость. Наблюдается дисбаланс моторики и эмоций. В речевом развитии отмечается чрезмерная речевая продукция – говорят стройно и красиво, это вступает в действие компенсаторный механизм. Акселерация приводит к одностороннему развитию интересов, раннему пробуждению сексуальности (не в 16, а У детей с отклонением темпов полового созревания ярко выражены дисгармония интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, диссоциация высших психических функций.
История изучения РДА. Аутизм впервые описал в 1943 г. Лео Каннер, через год Аспергер дал сходные сведения об этом состоянии. Аутизм до сих пор вызывает много споров по поводу концепций этиологии и патогенеза. Так, представители школы психоанализа Беттельхайм считают, что аутизм развивается в результате подавления ребенком его спонтанной эмоциональной активности холодными и безразличными, а также доминантными родителями (как правило, матерью). Ранний психический стресс и специфическая патология родительско-детских отношений приводит к патологическому развитию личности. В качестве основного дефекта рассматриваются трудности формирования устойчивой картины мира, которая в норме является результатом когнитивного и эмоционального развития. Характерный уход в себя – результат ранней психогенной травмы. Если мать подсознательно игнорирует и отвергает ребенка, то ребенок уходит в себя. Таким образом, этиология и патогенез аутизма – результат фиксации патологии симбиотической связи между матерью и ребенком. Симбиотическая связь изолирует ребенка от внешнего мира и препятствует формированию адекватных представлений о мире. Комплекс внешних проявлений может быть экзогенно обусловленным и иметь органическую природу, а также может быть вторичного психогенного происхождения. Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях: при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология ЦНС. В результате наличия синдрома аутизма ребенок оказывается вне социума, вне процесса социализации и не имеет возможности овладеть навыками и знаниями. Рассмотрим внешнюю картину поведения ребенка с РДА. аутизм как стержневой компонент патологии проявляется отсутствием или значительным сокращением контактов с окружающими, уходом в себя, в свой внутренний мир. Содержание внутреннего мира определяется возрастом, степенью сохранности интеллекта и особенностями течения болезни. Для таких детей характерно тщательное оберегание своего внутреннего мира от внешних вторжений, отсутствие эмоциональной дифференциации отношения к одушевленным и неодушевленным предметам, причем при наличии дифференциального отношения предпочтение отдается неодушевленным предметам. У ребенка обнаруживается отсутствие эмоциональной реакции на ситуацию, холодность и безразличие к близким. В то же время у него наблюдается повышенная ранимость и чувствительность к тону, громкости голоса. У детей с РДА обязательно присутствуют страхи: самые обычные вещи воспринимаются как несущие вредоносное воздействие. Страхи ригидны, они сохраняются годами, десятилетиями и во многом определяют нелепое поведение ритуального характера. Иногда страхи бывают генерализованными, возникает тотальный страх всего. При исследовании сферы восприятия отмечается гиперстезия к обычным раздражителям, яркости света, громкости звука. У больного с РДА среда – постоянный источник дискомфорта. Отгороженность от действительности, защитное реагирование направлены на избежание сильной сенсорной стимуляции, хотя вначале может создаваться впечатление сенсорного дефекта. Сверхсильным раздражителем является человеческое лицо, несущее огромное количество информации; уже младенцы двухмесячного возраста с большим интересом разглядывают человеческое лицо, предпочитая его другим стимулам. Ребенок с РДА не может переносить контакта глаз и всячески его избегает. Для таких детей характерно отсутствие самовосприятия, они не узнают себя в зеркале. Общаться с аутистом сложно, поскольку нет визуального контакта. У детей с РДА возможен большой спектр вариантов развития интеллекта: от умственной отсталости до чрезвычайной одаренности в каких-то областях (музыка, математика, шахматы). В литературе и в кинематографе тому имеется много иллюстраций (человек дождя, отличительные черты которого – феноменальная память, способность складывать в уме многозначные числа). Существует информация, что в компании Била Гейтца многие сотрудники, работающие программистами – аутисты. Интеллектуальная деятельность аутиста отличается определенными специфическими особенностями: нарушением целенаправленности, затруднением концентрации внимания, пресыщаемостью, вычурностью мышления, склонностью к символике; она оторвана от реальности и направлена на самого себя. Развитие речи может иметь широкий спектр: от тотального мутизма (никогда ни с кем не разговаривать), до большого словарного запаса, способности оперировать сложными грамматическими конструкциями и тонкой чувствительности к слову. Интеллектуальная деятельность и речь лишены коммуникативной функции, личные местоимения в речи появляются довольно поздно, ребенок говорит о себе во 2-м или Развитие моторики имеет следующие отличия: – произвольные движения неловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания; – непроизвольные движения могут быть пластичными и тонко выверенными; – движения вычурны, манерны; – ребенку свойственны гримасничанье, неожиданные жесты; – используются защитные ритуалы. Внутренний мир заполнен страхами и фантазиями, оторванными от реальности. Содержание фантазий вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности. Процент больных с РДА неуклонно растет, в течение нескольких лет он увеличился в 10 раз. Легкие стертые формы РДА наиболее распространены. Бывает трудно провести линию между РДА и шизоидной психопатией. Выделяют: 1) качественное нарушение реципрокного взаимодействия, проявляющееся в неспособности использовать для социального взаимодействия визуальный контакт, мимику и жестикуляцию; неспособность установления контакта со сверстниками; нарушение реакции на других людей, отсутствие коррекции поведения в зависимости от социальной ситуации, а также общих интересов с людьми; 2) качественные аномалии общения, проявляющиеся в задержке формирования или полного отсутствия спонтанной речи, неспособности начинать и поддерживать беседу, повторяющейся и стереотипной речи, отсутствии спонтанных ролевых и подражательных игр; 3) ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, которое проявляется в поглощенности стереотипными и ограниченными интересами; навязчивая привязанность к специфическим ритуалам; стереотипные моторные маневризмы (вычурные движения); повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (крутить колеса у машины, хлопать ботинками и т. п.). Аутизм формируется в младенческом возрасте. Испытав стресс рождения и необходимость привыкания к тембру и голосу матери, к режиму, ребенок застревает на стадии новорожденного и не развивается. Мать должна помочь ребенку в адаптации, хотя понять младенца трудно, так как вначале внешняя активность не дифференцирована. Дифференциация плача происходит постепенно, в результате чуткого реагирования матери. Специфика реакции матери формируется в процессе наблюдения и взаимодействия ребенка с матерью. В норме у ребенка проявляется убеждение, что его активность может повлиять на мир, изменить его. Важный этап в развитии ребенка – понимание того, что проявление его активности приводит к ответу взрослого. Отсутствие реагирования на ребенка создает ощущение, что ребенок не может изменить ничего, проявляя внешнюю активность, и он прекращает попытки влияния на среду, у него развивается защита от внешнего мира, самозабота, позволяющая избежать столкновения с угрозой гибели. Ребенок-аутист живет в мире, наполненном ужасами, поэтому у него возникают ощущения собственного бессилия (состояние, в котором аутист вынужден находится имманентно) и ярости (из-за паники). Даже перестановка предмета мебели вызывает реакцию злости. В поведении развиваются защитные ритуалы. Таким образом, аутизм можно рассматривать с позиции нежелания родителей иметь ребенка. Вклад в изучение аутизма внес системный подход (биология и кибернетика) Грегори Бейта. Антропологическое исследование природы шизофрении выявило феномен двойной связи. Аутизм обнаружен в семьях больных шизофренией. Человек по разным информационным каналам одновременно получает взаимно противоположные сообщения и не может понять, на какое из них следует отвечать, поскольку как бы он не ответил, он будет не прав, в результате он вынужден игнорировать одно из сообщений. Например, мать подзывает ребенка, говоря сквозь зубы: «А ну-ка, подойди сюда». В ее речи явно звучит угроза наказания, в то же время мать рассматривается как объект, обеспечивающий защиту. Постоянная неконгруэнтность матери создает невозможность выбора, и самый лучший выход для ребенка – перестать воспринимать источник информации, чтобы сохранить себя. Этим механизмом объясняется формирование и аутизма, и шизофрении. Этот подход подразумевает психогенную природу возникновения заболевания. Однако исследования показали, что не все матери детей с РДА проявляют подобные черты, наоборот, некоторые матери излишне эмоциональны. Ребенок не справляется с интенсивностью эмоциональных переживаний матери, что определяется органическими дефектами. Феномен эмоциональной связи в стилистике двойной связи используется людьми в повседневной жизни, но не у всех приводит к развитию аутизма. Биологические предпосылки формирования аутизма изучаются множеством других подходов. С позиции психофизиологического подхода заболевание является следствием нарушения определенных психофизиологических механизмов. С.С. Мнухин считает, что при аутизме имеется первичное снижение витального тонуса, а по мнению Римланда – нарушение уровня бодрствования. Орниц и Бендер предполагают первичную патологию вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия. С позиции клинического подхода при аутизме на первый план выступает слабость «Я», нарушение сознания и активности (Лудтц). Аспергер первичным считает врожденную инстинктивную недостаточность; Шесс – врожденную тревожность; Кревелин – недостаточность интуиции, не способность понимания переживаний других людей. Нейропсихологические гипотезы связывают аутизм с нарушением корковых функций преимущественно левого полушария (речевых зон) или с гипоактивностью правого полушария, переработкой образной и символической информации, оторванностью от реальности без опоры на реальные впечатления, изолированностью символов. Ни одна из концепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушений при аутизме, акцент делается на аффективных расстройствах. Выделяют две группы расстройств при РДА. Первая группа – причина проявлений аутизма лежит в эмоциональных нарушениях. В отечественной дефектологии наибольшее предпочтение отдается концепции Лебединского – Баянской, Никольской и Либлинг, считающих, что биологическая недостаточность создает особые условия, к которым вынужден приспосабливаться ребенок с аутизмом. Его развитие находится под влиянием двух патогенных факторов: 1) нарушения возможности активного взаимодействия со средой, проявляемого в снижении жизненного тонуса; 2) снижения порога аффективного дискомфорта в контактах с миром – гиперстезии и болезненной ранимости в контактах, что провоцирует усиление защитного поведения ребенка. Аутизм рассматривается как защитный компенсаторный механизм, позволяющий ребенку выжить во враждебном мире. Ранние эмоциональные нарушения определяют расстройство других высших психических функций: мышления, речи, моторики. Вторая группа – аффективные нарушения, производные от специфических когнитивных нарушений. В концепциях второй группы (Фриц, Лесли, Барон Кохем) нарушение когнитивной сферы отмечается повреждением фундаментальной способности понимать намерения других людей. Все дети в норме начинают сознавать, что и у других людей существуют желания, намерения, определяющие поведение. У детей с аутизмом этой способности нет, что приводит к нарушениям развития воображения и формирования социальных навыков. Динамика развития аутиста. При поздней постановке диагноза (после трех лет) информация анамнестических данных собирается у близких. Развитие аутизма включает пять стадий: 1) до 1 месяца отмечается недифференцированный плач как тотальный ответ на любой неблагоприятный стимул; 2) от 1 до 5–6 месяцев – стадия дифференциации плача; 3) с 6–7 месяцев – гуканье, ребенок внимательно слушает звуки речи, активно их продуцирует; 4) от 6 до 12 месяцев – лепет, активное повторение звуков, слов; 5) от 9 до 12 месяцев – эхолалии, ребенок повторяет звуки, которые слышит от находящегося рядом. Нарушение речевого развития у аутиста проявляется и на прелингвистическом этапе, плач долго остается недифференцированным, трудно интерпретируемым, гуканье ограниченно или необычно – напоминает крик, визг. Имитация звуков отсутствует, нет лепета. Речевые расстройства особенно заметны в возрасте после трех лет. Некоторые дети остаются аутичными всю жизнь. Развивающаяся речь продолжает быть аномальной, автономной (самостоятельные фразы не конструируются, а воспроизводятся ранее услышанные), нет коммуникативной функции. Речь зацикливается в своем развитии и теряет связь с другими функциями. Страдает не только активная речь, но и пассивная. Здоровые дети любят слушать доступные им рассказы. Ребенку с аутизмом все равно, что слушать – бытовые шумы, музыку, у него не формируется предпочтительное отношение к звукам человеческой речи. У детей с РДА даже с хорошим уровнем развития речи затруднено понимание речи. Это связано с тем, что они не улавливают подтекст, не понимают скрытый смысл, метафоры. Наблюдаются ранние специфические особенности развития личности. Дефект формирования невербальной коммуникации очевиден с раннего возраста. Как правило, у здоровых младенцев жестикуляция, мимика, вокализация и направление взгляда составляют единый комплекс. Уже в возрасте 9–12 недель движения рук связаны с другими поведенческими паттернами (указательный жест не сознателен). Контакт между ребенком с РДА и матерью нарушен, сложный комплекс невербального поведения не формируется. Особенности восприятия, гиперстезия наблюдаются на самых ранних этапах развития. Вначале возникает чрезмерная ориентировочная реакция на свет, звук, приводящая ребенка в состояние возбужденности. Затем быстро наступает фаза истощения, и привлечь внимание ребенка становится невозможно. Уже в раннем возрасте наблюдается отсутствие некоторых врожденных механизмов, поведенческих актов, характерных для большинства здоровых младенцев. Ребенок не может выделить определенные параметры среды и отреагировать на них соответствующим образом. Чем старше ребенок, тем заметнее явления аутизма, и к трем годам они становятся очевидны. Возникают стереотипные двигательные разряды, появляются стереотипные аутистические игры. Игровая деятельность надолго задерживается на стадии манипуляции с предметом, ребенок фиксируется на отдельных нефункциональных частях игрушек, использует вещи, не предназначенные для игр. Формирование сюжетных и ролевых игр носит аутистический характер: сюжет игры и ход полностью определяются ребенком, он не может играть по предложенным правилам, коллективная игра ему не доступна. Ярко выражены нетерпимость физической близости, нарушения психологического пространства. В возрасте пяти лет дети с РДА могут быть обучены навыкам самообслуживания. В дошкольном возрасте становятся наиболее заметны противоречия и разнообразные варианты аутизма, страхи окружающей действительности с проявлением сильной агрессивности и озлобленности. Такие дети избирательны в еде, но в то же время тянут в рот все, что попалось на глаза. Наиболее выражены нарушения в речи, могут возникать периоды мутизма. Поведение характеризуется повышением количества реакций негативизма и протеста, отказом от уже имеющихся навыков. Аутистам также свойственны дефицитарность, изоляция функций, парциальность и асинхрония развития. О.С. Никольской предложена классификация, основанная на анализе нарастания общемозговой симптоматики. 1. дети-катотоники – речи нет совсем, вокализация сводится к отдельным звукам и сочетаниям. Нет контакта. Поведение представляет бесцельную ходьбу и стереотипию движений. Интеллектульное развитие находится на уровне тяжелой олигофрении. 2. легкая степень катотонии – способны избирательно использовать слова, формируется избирательная привязанность. Поведение сводится к стереотипным действиям. 3. психопатоподобная симптоматика – развитие речи с аутистическими особенностями, отмечается патология влечений, высокий уровень агрессивности, фантазии. 4. неврозоподобная симптоматика – повышенная ранимость, неуверенность в себе, страхи, сильная симбиотическая связь с матерью. Основные дефекты, мешающие развитию аутиста: дефицит психической активности; нарушения инстинктивно-аффективной сферы, сенсорики, речи, двигательные нарушения; недостаточность регуляторных систем; поражение базального уровня полирегуляции, обеспечивающего тоническую основу функций – уровень бодрствования; психическая активность и побуждение к деятельности. Варианты РДА связаны с дефицитом психической активности. В норме психическая активность разворачивается таким образом: при действии стимула происходит мобилизация и поддержание активности, а при аутизме быстро наступает истощение. При РДА полностью редуцированы фазы реакции на стимул – всплеск активности (короткая фаза) и истощение. Резкий стимул ведет к перевозбуждению и истощению из-за недостаточности тонуса. В любой психической активности отсутствует приспособительная мобилизация. Как следствие, нарушается концентрация внимания и сразу наступает истощение. Дефицит психической активности проявляется в слабости моторного тонуса. Отмечается нарушение витального аффекта – любое переживание объекта сопровождается чувством неприязни. Аутостимуляция (яктация: раскачивание, прыжки, кружение, похлопывание, речевые стереотипы) помогает ребенку повысить психический тонус и избирательно стимулировать положительные эмоции. При многократном повторении движений ребенок получает удовольствие. Наблюдается тяга к огню и воде. Отрицательная эмоциональная домината – мир враждебен – провоцирует тревогу и страхи. Анализаторные нарушения корковой локализации тесно связаны с подкорковой патологией, двигательные нарушения при некоторых формах РДА похожи на эфферентную моторную апраксию: движения неловки, неуклюжи, толчкообразны. Это связано с дефектом моторики и нарушением программы движения. Также отмечаются нарушение временно-пространственной развертки операции, связь апраксических и гностических расстройств. Нарушения речи возникают не только в силу отсутствия потребности речевого общения, но и вследствие трудностей речевого праксиса. В процессе аномального онтогенеза формируются вторичные нарушения. Основным нарушением будет аутизм – комплекс внешних поведенческих характеристик. Первичный дефект создает неполноценность, и ребенок вынужден к ней приспосабливаться, стабилизировать среду своего существования, Вторично страдают социально детерминированные стороны психики: навыки опрятности, самообслуживания; характерны трудности формирования игры. Также страдают процессы восприятия, формирующиеся в ходе предметной деятельности, – планомерное исследование объекта, выделение признаков (искажено или не сформировано). Несмотря на взросление, в восприятии доминирует аффективный компонент. Критерий дифференциации изображений у детей с РДА – приятность (не приятность), что влияет на развитие речи. Проведение экспериментального исследования развития мышления и речи при РДА позволило сделать следующий вывод: у ребенка своевременно не складываются межцентральные взаимодействия – отдельные психические процессы развиваются в условиях изоляции, формируется диспропорция интеллектуального развития, когда значительные достижения в одних сферах сочетаются с недоразвитием других. Патологические особенности развития при РДА связаны с отдельными нарушениями психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, регуляторных систем, с затруднением социальной адаптации, асинхронией развития в целом – искажением нормального взаимодействия функций.
Задания для самостоятельной работы по теме «Искаженное и дисгармоническое развитие» 1. Определите место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка. 2. Подготовьте сообщение на тему «Аутичный ребенок». 3. Подготовьте материал для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений. Рекомендуемая литература: [10, 21, 54, 55, 56, 57].
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |