Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция раннего детского аутизма




Читайте также:
  1. Автоматическая коррекция радиуса инструмента и длины инструмента
  2. Вопрос 33. Коррекция иммунитета
  3. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма
  4. Коррекция дефицитарного развития
  5. Коррекция индивидуального пищевого рациона
  6. Коррекция недостатков личностного развития детей.
  7. Коррекция нервно-психических нарушений у детей
  8. Коррекция с использованием неединичной обратной связи
  9. Коррекция с помощью КУ с отставанием по фазе
  10. Коррекция с помощью ПИ-регулятора
  11. Коррекция свойств САУ изменением параметров звеньев

Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза

 

В структуре дисгармонического отногенеза главным выступает дефект эмоционально-волевой сферы, обусловленной личностной и социальной ситуацией развития. Как правило, интеллект сохранен. Требуется нивелирование негативных характерологических особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации ребенка, обучение контролированию собственных эмоций. При декомпенсированной психопатии необходимы просвещение родителей об истоках поведения ребенка, коррекция родительско-детских отношений, обучение техникам и методам наиболее адекватного обращения с ребенком.

 

При коррекции раннего детского аутизма коррекционные воздействия преимущественно ориентированы на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы; любое психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления, но и на целостность проявления. Ориентация направлена на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии работы, позволяет дать точный прогноз динамики состояния и поведения ребенка. Осуществляются поиск места данного симптома в иерархии аффективной дезадаптации, выявление патологической иерархии внутри системы аффективной организации. Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы обеспечивает приток необходимых аффективных впечатлений. Работа направлена на коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и способность адекватно эмоционально контактировать с миром. Ведется работа по налаживанию взаимоотношения ребенка с близкими.

Этапы работы при РДА: выявление глубины аффективной дезадаптации; проведение качественной диагностики (выявление сохранных уровней регуляции для опоры при коррекции).

Коррекционная работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для этого используются самые разные средства: опосредованный непрямой контакт (через игрушку); наблюдение за внешней активностью ребенка (следуя за ним и называя предметы до тех пор, пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд). Параллельно идет работа, направленная на повышение тонуса ребенка. Нужно расширить сферу положительных эмоций и заблокировать отрицательные – через всевозможные манипулирования со светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Необходимо выяснить, какие объекты вызывают страх, чтобы убрать их из пространства психотерапии; при их наличии вызывать у ребенка позитивные эмоции трудно.



Для снятия двигательного возбуждения проводится стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы. Важное значение имеет коррекция негативных эмоциональных переживаний (страхи и агрессия). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов являются десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация – метод коррекции аффективных нарушений, заключающийся в том, что наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если ребенок пугается – опять релаксация до полного отсутствия страха, увеличение интенсивности стимула, разыгрывание не с ребенком, а с объектом (на куклах). При коррекции агрессии применяется техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов, включает агрессию в контекст игры, либо устанаавливает запрет ребенку на агрессивное поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии допускается до ее позитивного завершения.

Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации ме­тодом холдинг-терапии Марта Веми: приласкать адекватно ситуации. Матери взять ребенка на руки и удерживать его на руках. Мама должна в мак­симальной степени использовать средства убеждения, а не физическую силу. Желательно присутствие отца, поддерживающего маму в сложной ситуации, иногда отец берет ребенка к себе, предоставляя матери возможность отдохнуть. Задача психолога – поддержать обоих. В начале холдинг-терапии ребенок бурно сопротивляется и вырывается, поэтому необходимо убедить ребенка в том, что его любят, что он важен и что ему хо­тят помочь. Через некоторое время, когда он успокаивается и ведет себя адекватно, у него появляется возможность смотреть в глаза и разговаривать с сидящим рядом. С каждым следующим сеансом первая фаза сокращается, а вторая удлиняется, в поведении прослеживается амбивалентность. По мере освоения этой техники родители смогут проводить ее дома, а в центре осуществляется контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от
15 минут до 1,5–2 часов. Хороший контакт позволяет заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка, создается возможность привить навыки общения, игры. Возможна и интеллектуальная коррекция. Трудности в работе с детьми с РДА, связанные с формированием функции внимания, памяти, развития мышления, преодолеваются совместно со взрослым в деятельности (лепка, рисунок). Длительность эффекта выше при проведении терапии не менее года. Прекращение работы может свести результаты на нет, необходимая частота – 3 раза в неделю.

 

Задания для самостоятельной работы по теме

«Психологическая коррекция в специальной психологии»

 

1. Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

2. Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии?

3. Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом?

4. Определите место коррекционной работы в системе специального обучения.

5. Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия.

6. Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога».

Рекомендуемая литература: [58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным методологическим принципом специальной психологии выступает представление о том, что качественные различия между разными типами развития существуют, и их понимание заложено в выводах Л.С. Выготского о первичных, вторичных и последующего порядка недостатках развития. Рассмотренная в настоящем конспекте лекций свойственная каждому типу нарушенного развития система недостатков создает своеобразную (т. е. присущую только данному типу недостаточности) структуру развития вопреки индивидуальным колебаниям отдельных показателей.

Практический психолог и педагог должны четко понимать, что именно своеобразное сочетание нарушений первичных, вторичных и последующих порядков определяет специфическую структуру развития, их учет позволит им различать детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи или легкой степенью умственной отсталости, несмотря на их сходство по многим проявлениям.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Агнозия – нарушение восприятия при сохранении ощу­щений (или на фоне сохранения ощущений).

Актиципация – способность предвосхищать события.

Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Аномия отсутствие четкой связи между образом и сло­вом.

Апперцепция – влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.

Апраксия – расстройство действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.

Асоматогнозис полное или частичное невосприятие собственного тела.

Аудиальный – относящийся к органам слуха.

Аутuзм крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных пережи­ваний.

Афазия – частичная или полная потеря речевых способ­ностей.

Афферентация – постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних ор­ганов (интерорецепция).

Афферентный (от лат. afferens приносящий) – несу­щий к органу или в него; передающий импульсы от рабо­чих органов (желез, мышц) к нервному центру.

Вариабельность – изменчивость реальных объектов и про­цессов.

Вербальный (словесный) – обозначение форм знаково­го и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный – относящийся к органам зрения.

Гештальт целостная единица сознания, полная струк­тура.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый кон­троль побуждений.

Гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напряжeниe мышц.

Гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость.

Глиальные клетки (нейроглия) – клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность пере­дачи нервных импульсов.

Гнозис (от греч. gnosis знание, познание, узна­вание) – адекватное, осознанное восприятие информации.

Девиантное поведение поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.

Декстрастресс стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

Дендрит – ветвящийся отросток нейрона, воспринимаю­щий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит не­рвные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) – недостаточная востребован­ность социальной среды.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внима­ние на чем-либо, что необходимо усвоить в течение опре­деленного отрезка времени.

Дивергентное мышление мышление, нацеленное на вы­работку возможно большего числа вариантов решения про­блемы.

Дизартрия (от греч. arthroo издаю членораздельные звуки) – расстройство речи (артикуляции) при поражениях продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры го­ловного мозга и др.

Дисграфия (аграфия) – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дискалькулия (акалькулия) – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недораз­вития или дисфункции коры головного мозга.

Дислекция (алекция) – частичное расстройство процес­са овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлен­ное несформированностью психических функций, участвую­щих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие полушарие, преобладающее в активности.

Зеркальное отражение – нарушения зрительно-простран­ственного восприятия, право-левой ориентировки, зритель­но-моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивная речь – внутренняя речь, понимание устной и письменной речи.

Индивидуальный латеральный профuль (профиль латераль­ной организации) – индивидуальное сочетание функцио­нальной асимметрии полушарий, моторной и ceнсорной асимметрии.

Инертность – «застревание» одной из выбранных так­тик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности оши­бок одного и того же типа.

Инсайт внезапное понимание, мысленное схватыва­ние тех или иных отношений и структуры ситуации в це­лом, невыводимое из прошлого опыта человека.

Интроверсия (интровертированность) – характеристи­ка индивидуально-психологического склада человека, ори­ентированного на свой внутренний субъективный мир.

Истощаемость – «затухание» тактических приемов так­тической деятельности, отсутствие завершенности и конт­ролируемого результата.

Квазипространство – упорядоченность в системах зна­ков и символов, выработанная человечеством для обобще­ния представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, простран­ство мыслительных процессов и т. д.).

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий обмениваться информа­цией; происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетический – тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатле­ния и эмоции; чувство равновесия.

Комиссуры нервные волокна, осуществляющие взаи­модействие между полушариями.

Комфабуляция – вымыслы, принимающие форму вос­поминаний, или галлюцинации памяти; заполнение пауз додумыванием.

Конвергентное мышление нацеленное на одно, един­ственно правильное решение проблемы.

Конвергенция – схождение глаз на цели.

Контаминация (от лат. contaminatio соприкосновение, смешение) – взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаще всего слов или словосо­четаний), приводящее к возникновению, не всегда зако­номерному, новых единиц или к развитию у одной из единиц нового значения; например, контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приводит к неправильному выражению «играть значение».

Кортиколuзация – развитие коры больших полушарий.

Креативность – творческие возможности и способнос­ти, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Лабильность мыслительной деятельности – импульсив­ное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.

Латералuзация – процесс, посредством которого опре­деленные функции локализуются в левом или правом полушарии.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полуша­рий мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формируюшийся в он­тогенезе.

Миелинuзация – процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пyти центральной нервной системы. Миелиновые оболочки по­вышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способнос­тей.

Модальность – ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария; обеспечивает целостность работы головного мозга.

Морфогенез – морфологическое созревание мозга.

Моторная асимметрия – асимметрия рук, ног, лица, тела.

Невроз выраженное нарушение функционального со­стояния нервно-психической сферы.

Невротизация – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

Нейроны – клетки, образующие нервную систему; фор­мируются в пренатальный (дородовой) период, но про­должают расти и образовывать отростки в течение всей жиз­ни человека.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейро­психологических особенностей ученика и учителя.

Нейротрансмиттер (от лат. transmitto передаю) – био­логические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека от зача­тия до конца жизни.

Парафазия (речевая асимволия) – замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу.

Паттерн – структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

Персеверация – навязчивое, цикличное повторение од­них и тех же движений, мыслей, переживаний, застрева­ние на звуке или слоге.

Перцептивная (от лат. perceptio представление, воспри­ятие) то же, что восприятие.

Писчий спазм – невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

Половые дихотомии – половые различия.

Праксис способность осуществлять сложные целена­правленные движения и действия.

Пренатальный период развития человека до рождения.

Перинатальный – период развития человека во время рождения.

Постнатальный – период развития человека после рож­дения.

Просодия – интонация устной речи.

Псевдореминисценции – искаженные воспоминания, иллюзии памяти.

Резонерство – разглагольствования по несущественно­му поводу; обычно банальные нравоучения, морализован­ные истины, известные изречения.

Релаксация – состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.

Реминисценция – более полное и точное воспроизведе­ние сохраненного в памяти материала по сравнению с ма­териалом, первоначально заученным.

Ригидность – невозможность изменять собственные цели­, программы в соответствии с изменяющимися условиями.

Сенсорная асимметрия – асимметрия зрения, слуха, ося­зания, обоняния, вкуса.

Сенсорная система – нервный аппарат восприятия, ана­лиза и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зри­тельную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестети­ческую и другие сенсорные системы.

Сигнальная система первая – система условно-рефлек­торных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Сигнальная система вторая – система способов регуля­ции психической активности, связанная с речью.

Симпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам про­водятся импульсы, вызывающие повышение обмена ве­ществ, учащение сердцебиения, сужение сосудов, расши­рение зрачков и др.

Симптом – внешний признак какого-либо явления.

Симультанные функции – одновременные функции.

Синапс (от греч. synapsis соединение) – область кон­такта нейронов друг с другом и с клетками исполнитель­ных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение переда­ется посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другим способом (смешан­ный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4–20 тыс. синапсов, некоторые нейроны – только по од­ному.

Синдром – определенное сочетание признаков (симпто­мов), имеющих общий механизм возникновения.

Синектика – процесс, в котором метафоры использу­ются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знако­мым, а общеизвестное – незнакомым.

Синкинезии – дополнительные движения, которые ис­полняются либо преднамеренно, либо автоматически (на­пример, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции – последовательные функции.

Тонкая моторика – способность выполнять точные дви­жения малой амплитуды.

Филогенез – эволюционное развитие человека.

Флюктуация внимания – неустойчивость концентрации внимания.

Фонемы – смыслоразличимые звуки речи.

Функциогенез – созревание психических функций.

Функциональная асимметрия полушарий – неравноценность, качественное различие того «вклада», который де­лают правое и левое полушария мозга в каждую психичес­кую функцию.

Холистическое обучение целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.

Экспрессивная речь внешняя устная и письменная речь.

Экстраверсия (экстравертированность) – характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориен­тированного на внешний мир, коллектив.

Элиминация – исчезновение.

Эмбриогенез – внутриутробное развитие плода.

Эмоциональная лабильность импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.

Энурез – ночное недержание мочи ребенком после 3 лет.

Эфферентация – поток нервных импульсов, поступаю­щих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).

Эфферентный (от лат. efferens выносящий) – вынося­щий, выводящий, передающий импульсы от нервных цен­тров к рабочим органам (например, эфферентные, или цен­тробежные, нервные волокна).

Эхолалия – повторение услышанных звуков.

Эхопраксии подражательные движения.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.015 сек.