КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 7. Самостоятельные хоры русских композиторов
1. Хоровое творчество А.С. Даргомыжского 2. Хоровое творчество С.И.Танеева 3. Хоровое творчество В.С.Калинникова Даргомыжский Александр Сергеевич (2 февраля 1813- 5 января 1869 г.) - знаменитый русский композитор В 40-х годах Даргомыжский А.С. написал хоровой цикл «Петербургские серенады». Данный цикл рассчитан на исполнение небольшой группы певцов, ориентирован больше на любителей пения. Этот цикл родился на основе домашнего музицирования. В это время было популярным сольное и ансамблевое пение на открытом воздухе, во время прогулок, дуэты, вокальные ансамбли исполнялись без сопровождения. «Петербургские серенады» состоят из 12 номеров: Из страны, страны далекой (сл. Н. Языкова)- застольная Где наша роза (сл. А.Пушкина) – романс Ворон к ворону летит (сл. А.Пушкина) - баллада Приди ко мне (сл. А.Кольцова) – романс В полночь леший (сл. неизвест. автора) В прекрасный день, счастливый день (сл. А Дельвига) Буря мглою небо кроет (сл. А.Пушкина) – музыкальная картина Говорят есть страна (сл. А.Тимофеева) Вянет, вянет лето красно (сл. А.Пушкина) - позднее добавление Хоры написаны в жанре a‘ cappella в 3-х голосном изложении (для неполного состава) 8 партий написаны для Mеццо – S, T и Б 2 для S, T, Б 2 для T, Баритон и Бас Цикл «Петербургские серенады» - высоко художественное произведение. Его отличает: Выразительная мелодия Яркий гармонический язык Удобная тесситура Вокальность каждой хоровой партии Разнообразие хорового склада Богатство метрической структуры Почти все серенады написаны в куплетной форме. «Петербургские серенады» являются переходным элементом в салонной камерной, ансамблево-хоровой музыки к самостоятельным концертным хоровым произведениям. (Камерное произведение (лат. сamera - камера) вид музыкального исполнительства, предназначена для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования). Все хоры цикла исполняются без сопровождения, и написаны для разных хоровых составов. Здесь есть мужские хоры (тенора, баритоны, басы) и неполные смешанные (альты, тенора, басы или сопрано, тенора, басы). Анализ произведения «Буря мглою небо кроет». Это произведение написано на стихи А.Пушкина. Рассчитано на исполнение небольшим хором S, T, Б – форма – 3-5 частная. 1 часть - изложена в тональности с-moll. Она имеет взволнованный характер. Allegro – скоро. Непрерывность движения, голосов (при скором темпе) способствуют передаче образа природы- бури. 2 часть – изложена в спокойном размеренном движении, в тональности As-dur. Рисуется образ няни. Он проникнут теплотой и сердечностью. Движение более спокойное, в отличие от 1 части использованы крупные длительности. 1 часть, чередуясь со 2 частью, исполняется трижды с одним и тем же текстом. 2 часть проходит дважды с различным текстом. Произведение заключает в себе немало трудностей. Хроматические ходы в мужских голосах трудные для исполнения в скором темпе. Высокая тесситура у басов (то как путник запоздалый) Трудности дикции: 1 часть рассчитана на виртуозную технику произношения. Глоссарий. Серенада – вечерняя приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент струнных щипковых инструментов. Возникла в Италии. Серенады разнообразны по содержанию и по характеру: лирические, веселые, жизнерадостные, психологические и комические. Романс. Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. в романсе слышна более тесная, детальная связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы Баркаролы. Первые, народные, баркаролы — песни венецианских гондольеров, они так и назывались — «гондольерами», «песнями на воде». Им были свойственны мягкая колеблющаяся мелодия монотонный ритм музыкального сопровождения, напоминающий удар весел, покачивание лодки на волнах, минорный лад; размер народных баркарол 6/8. Баллада. В средние века в странах романского языка народная тандевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды. Цикл «Петербургские серенады» сыграл значительную роль в становлении жанра самостоятельных хоровых сочинений, т.к русские композиторы до Даргомыжского А.С. писали в основном оперные хоры. Хоры из цикла «Петербургские серенады» отличаются выразительной мелодией и ярким гармоническим языком, в том числе смелыми модуляциями и сопоставлениями далёких тональностей. Этот цикл роль в становлении жанра хоровой миниатюры в творчестве русских композиторов. Сергей Иванович Танеев (1856 – 1915) русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 года в дворянской семье. В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 году с золотой медалью по классам фортепиано Н. Г. Рубинштейна и композиции П. И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано. Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений П.И. Чайковского, исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 годы С.И.Танеев работал в Московской консерватории (с 1881 профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 директор. В 1905 году, в знак солидарности с Н. А. Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Танеев был признан лучшим полифонистом в России. П.И. Чайковский говорил о нем: - «Это лучший контрапунктист России». Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна): Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Задерацкий, Борис Яворский. Он возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIIIвв. жанр — хоры a’cappella (автор более 37 хоров). В ранних хорах полифонический принцип еще широко не использовался, применялся в основном гомофонно – гармонический склад. Хоры этого периода по содержанию и форме близки хоровым миниатюрам Шуберта, Шумана, Мендельсона, Чайковского. Большинство хоров связаны с образами природы: раскрытие через образы природы глубоких размышлений о смысле жизни, мечты о счастье, стремлению к познанию самого себя. 2-ой период (датируется 1891 г.) начался с создания хоровых произведений полифонического склада. В этот период Танеев становится зрелым мастером полифонического письма. Открывается период созданием хора «Восход солнца». Основная идея от мрака к свету, победа справедливости – одна из центральных тем Хор начинается в миноре, а заканчивается в мажоре. Этот прием будет использоваться в хорах «Звезды», «Альпы», На корабле». В 1909 г. С.И.Танеевым создан большой хоровой цикл a`cappella на слова Я. Полонского из 12 хоров. Цикл состоит из 3 тетрадей. В 1 тетради хоры для 4 голосного смешанного хора Во 2 тетради – 5 голосного смешанного хора В 3 тетради – 6-8 голосного смешанного хора Этот цикл стал вершиной хорового творчества Танеева С.И. В цикл вошли: · Вечер · Посмотри какая мгла · Развалины башни, жилище, орла · Увидал из-за тучи утес · На могиле · По горам две хмурых тучи · Прометей · Из вечности музыка родилась · Молитва · Звезды · В дни, когда над сонным морем В них он обращается к образам природы. Хоры написаны для различных смешанных составов (4,5, 6-8 голосов). Анализ произведения «Вечер» «Вечер» - пейзажная зарисовка южного вечера. Композитор создает настроение, рожденное любованием человека природой. Средствами музыки достигается как бы зримость образа – рисуется каждая деталь картины – вечерняя заря, затихающий звон бубенчиков, песня погонщиков, покачивание морской пены. Форма 3-х частная с зеркальной репризой для 4 голосного смешанного состава: тональность B-dur. В 1 части основная тема изложена гомофонно-гармонически. На фоне органного пункта тему ведут женские голоса в баркарольном ритме 6/8. Далее эта тема получает полифоническое развитие, проходя имитационно у Т, Б и С Вторая тема 1 части – сквозит лучезарное море. Звучит в е-moll, затем переходит в B-dur между С и Т образуется дуэт (как бы две волны), рисующие оттенки моря. 1 часть завершается фрагментом «Затих». С, А, Т звучат параллельными аккордами: staccato и в нюансе рр создают впечатление перезвона бубенчиков. 2 часть продолжается изобразительные приемы. Эпизоды: песня погонщиков, мелькнувшая чайка, качающаяся морская пена, капли росы, повисшие на листьях каштана. Средняя часть звучит - b-moll – сожаление исчезающих видений. Кульминацией произведения является завершение 2 части «И в каждой тропинке трепещет» (mf и f) (E-dur). Реприза – звучит сначала 2 тема, и в конце произведения вступает 1 тема у S и T (А и Б) – тонический органный пункт. Идея - преклонение перед красотами природы, гармония человека с природой. После смерти Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни - как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера, и симфония, и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева - поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927) – русский советский композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Родился в селе Воин Орловской губернии в семье чиновника. Детство провел в музыкальной обстановке. Отец в прошлом хоровой организатор и дирижер. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью по классу гобоя и композиции, а также со званием свободного художника. В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище по классу гобоя, контрапункта, фуги и теории музыки. В 1922-26 г.г. - профессор теории музыки в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах. Помимо педагогической деятельности он: · Руководил хоровым пением в городских училищах Москвы · Управлял оркестром студентов Высшего технического училища · Редактировал различные сборники народных песен · Играл в разных театральных оркестрах, в 1899–1901 заведовал музыкальной частью Художественного театра Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. Хоры В. Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура: «Звезды меркнут», «Утром зорька», «Лес», «Зима», «Осень», «Жаворонок». Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, на стихи которых писал Калинников очень разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой. 15 хоров a' capella – это · "Элегия"; "Осень " - стихи А.С. Пушкина · "Зима" - сл. Е.Баратынского · "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова · "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого · "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина · "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева · "На старом кургане" - сл. И. Никитина · "Утром зорька" - сл. А. Скитальца · "Кондор" - сл. И. Бунина · "Жаворонок" - сл. В. Жуковского · "Проходит лето" · "Спесь" - сл. А. Толстого · "У приказных ворот" - сл. А. Толстого · "Лес" - сл. А. Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров «Вниз по матушке по Волге». Детские песни в сопровождении фортепиано, несколько духовных хоров «Тень-Тень». Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра. Калинникова называют создателем жанра хорового романса. Его произведения отражают те настроения, которые свойственны романсной лирике – романтическая взволнованность,горечь воспоминания, особая сладостная грусть. Анализ произведения «Зима» Хор «Зима» написан на стихи Е.Баратынского «Где сладкий шепот», которое пронизано чувством одиночества и опустошенности. Свои чувства поэт связывает с состоянием природы. Через образ зимы- холодной, злой и недоброй, автор текста передает свои душевные страдания. Калинников не случайно обращается к стихам Баратынского, возможно он сам переживал душевные потрясения. Настроение данного стиха было созвучно его состоянию. «Зима» - a' cappella для 4-голосного смешанного хора, тональность d- moll, размер переменный. Форма хора- период, состоящий из 3 предложений. 1 предложение– написано в темпе Allegro non troppo, состоит из 5 тактов. Все голоса вступают на 1-ю долю половинкой длительности в динамике f. Автор музыки и текста как бы задают себе вопрос: «Где, куда девалось ощущение полноты жизни, с ее радостями и внутренней гармонией?». Не случайно предложение заканчивается замедлением (rit) и задержанием теноров на фоне выдержанных голосов хора, образуя доминантную функцию на фермато, т.е. вопрос повисает – остается без ответа (функционального разрешения). 2 предложение состоит из 11 тактов. Композитор раскрывает образ зимы с ее серыми и мрачными красками. Тональность – размер 2/4, темп - Meno mosso. На фоне выдержанных альтов и баритонов в октавном унисоне «ре» на р тему проводят Т и Басы в очень низком регистре. Между голосами образуется интервал квинта – который передает пустое звучание. Пустота образно передает состояние скованности и оцепененности. В 6 такте на фоне октавных унисонов у С и Басов вводятся в мелодию А и Т хроматические элементы. Музыка как бы застывает, леденеет. Проводится параллель с душой композитора, которая так же застывает и цепенеет. 3 предложение– звучит в первоначальном темпе. 1 такт звучит как последний всплеск, как отчаяние перед безысходностью человека, (risoluto) стремительное движение к f и постепенный спад динамики завершает произведение в пессимистическом настроении. Силы не те у человека, чтобы справиться с безысходностью. Хор у Каллиникова – инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Большинство его хоров – лирические произведения, рисующие картины родной природы. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встает»), то прощальную красу осени («Осень»), то дикий и скалистый берег океана («Кондор»). Хоры В. Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. Композитор чутко относится к поэтическому тексту. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |