Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы психодиагностики дошкольников

Для начала определим цель и предмет психодиагностики детей дошкольного возраста.

Текст под запись:

Целью психодиагностики является выявление уровня актуального развития ребенка и специфики его развития. На основе анализа полученных данных возможна постановка психического диагноза и определения вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка, составление рекомендации по развивающей и коррекционной работе. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности дошкольников, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Чем раньше начинается психолого-педагогическая работа, тем эффективнее может оказаться коррекция, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Вопрос: на Ваш взгляд, как Вы считаете, можно выделить особенности, специфику в психодиагностике дошкольников? И в чем заключается эта специфика?

Давайте запишем, отметим специфику диагностики дошкольников.

Текст под запись:

Специфика диагностики детей дошкольного возраста заключается:

1) в методах диагностики (преобладают малостандартизированные методы; среди них ведущим является наблюдение);

2) в формах диагностики (приоритет отдается индивидуальной диагностике; к диагностике привлекаются родители и педагоги);

3) в целях и задачах (они связаны с задачами возрастного развития детей). Возрастная адаптация - основное требование к методическим средствам в психодиагностике дошкольников.

4) в особенностях постановки диагноза (он носит лишь вероятностный характер) и др.

Психодиагностика детей опирается на ряд основополагающих принципов.

Текст под запись:

Давайте запишем общие подходы к диагностики психического развития детей (Л.С.Выготский):

1 ) комплексный подход к диагностике – это означает всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка, охватывающее познавательную деятельность, поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;

2) целостное и системное изучение ребенка – это предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение причин, и установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в развитии; это принцип системного структурно-динамического изучения псих. развития ребенка, который опирается на представления о системном строении психики и предполагает анализ результатов психического развития ребенка на каждом из этапов;

3) динамическое изучение ребенка – принцип динамического изучения опирается на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальным и потенциальном, т.е. зоне «ближайшего развития». Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия;

4) учет возрастных особенностей развития – это значит необходимо ориентироваться при изучении ребенка на возрастную периодизацию. В отечественной психологии признана определенная последовательность стадий развитии, которые не могут опережать друг друга и которые отличаются один от другого качественной структурой новообразований

5) необходимость раннего диагностического изучения ребенка, это дает возможность оптимально рано выявить проблемы;

6) единство диагностической и коррекционной работы.

Главной целью диагностики должно быть определение адекватной коррекционно-педагогической работы.

Качественный анализ результатов диагностики – его содержание определяют такие параметры как:

– отношение ребенка к заданиям;

– способы ориентировки в условиях задания;

– характер его ошибок;

– отношение к результату своей деятельности.

При этом необходимо определить уровень психического развития ребенка и его личностные особенности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, и они выступают во взаимосвязи.

Для диагностики детей дошкольного возраста чаще всего используют лонгитюдную стратегию изучения.

Важно в диагностике использовать историю ребенка (анамнез):

- о семье, состав семьи

- знание о здоровье (протекание беременности и родов, здоровье матери, факторы рисков, хронические заболевания)

- особенности воспитания ребенка (где, с кем, перемены в обстановке, например, развод, смерть)

- развитие ребенка с рождения (речь, поведение, любимые игры, конфликты, требование, активность, эмоциональное поведение).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение наземной стереофотосъёмки в практике маркшейдерских работ | Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.