Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонический слух

I.Гармонический слух - это способность воспринимать многоголосную музыку, воспроизводить ее в музыкально-слуховых представлениях, осуществлять фонический и функциональный анализ созвучий, определять структурные компоненты аккордов (тоны, интервалы, группы тонов и интервалов), их высотное положение и соотношение друг с другом. также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре.
Восприятие созвучий может быть тембровым и гармоническим. При тембровом восприятии созвучие воспринимается как один звук определенного тембра, как краска. При гармоническом восприятии созвучие воспринимается как несколько высот в одном тембре, как тембровое единство и высотное множество одновременно.
Гармонический слух в своем развитии может сильно отставать от мелодического и даже отсутствовать на начальном этапе развития музыкального слуха. На этом этапе находятся большинство детей дошкольного возраста и некоторые взрослые, обычно не музыканты. Для таких людей характерно тембровое восприятие созвучий и отсутствие слухового анализа. Это просто тембровый слух. Например, они не различают фальшивый аккомпанемент от правильного. Для них звуковысотное движение остается одноголосным, несмотря на наличие сопровождения. Они слышат мелодию в той или иной тембровой окраске. Гармоническое восприятие возникает тогда, когда созвучие или аккорд слышатся как несколько высот в одном тембре.
Нельзя развить слуховой анализ в работе над одним созвучием, взятым вне музыкального движения. С одной стороны, слуховой анализ созвучий сводится к выделению музыкальной высоты, отчлененной от тембра. С другой стороны, у огромного большинства людей ощущение музыкальной высоты возникает лишь при восприятии звуковысотного движения, тогда как отдельные звуки воспринимаются темброво. Только обладатели абсолютного слуха слышат музыкальную высоту отдельных звуков.
Отсюда вывод, что подлинный слуховой анализ отдельного созвучия (выделение слухом отдельных звуков), взятого вне музыкального движения, возможен только для обладателей абсолютного слуха.
Лица, не имеющие абсолютного слуха, вычленяют слухом не отдельные звуки в изолированном созвучии, а отдельные звуковысотные линии, отдельные голоса из многоголосного музыкального движения. Слуховой анализ может начинаться с того, что человек в многоголосном потоке услышит две одновременно движущиеся мелодии, заранее известные и представляемые им себе (но никак не с того, что он должен услышать в неподвижном созвучии отдельные компоненты).
Отсюда вывод, что для развития гармонического слуха решающую роль играет работа над полифонической музыкой, потому что тембровое восприятие созвучий по отношению к полифонической музыке – бессмыслица. Человек на уровне такого восприятия не может понять выразительное содержание полифонической музыки и музыкально ее исполнить. Работа над полифонией требует гармонического восприятия, выделения слухом нескольких одновременно звучащих мелодических линий, и в этой работе такое восприятие может легче всего развиваться.

Если гармонический слух должен начинаться с выделения слухом нескольких одновременно звучащих мелодических линий, то музыка гомофонного склада не может дать материал для начального развития гармонического слуха. Неразвитый гармонический слух воспринимает гармоническое сопровождение темброво. При достаточном ладовом чувстве и чувстве консонанса такое восприятие может дать учащемуся полное удовлетворение и позволять справляться с исполнительскими задачами. Но гармонический слух так развиваться не может, так как всякая функция развивается в процессе только такой деятельности, которая без него не может осуществляться. Работа над полифонией и есть для гармонического слуха такая деятельность.

Гармонический слух развивается при работе над многоголосной музыкой, в частности полифонического склада, при наличии достаточно развитого ладового чувства и достаточно устойчивых и ярких слуховых представлений.
Предпосылками гармонического восприятия являются следующие:
1.Хорошо слышать мелодию, иначе невозможно одновременное слышание нескольких мелодий. Слышание мелодии зависит от ладового чувства.
2. Уметь ясно представлять себе мелодию, иначе нельзя ее выделить из многоголосной музыки.

Таким образом, гармонический слух имеет те основы, что и мелодический слух: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Он развивается при условии достаточно развитого мелодического слуха, и представляет собой дальнейшую ступень в развитии музыкального слуха.

II.Большую сложность представляет работа над воспроизведением услышанного многоголосия и над закреплением внутренних многоголосных представлений. Внутренние представления в начальном периоде развития слуха бывают слабыми и неясными; их состояние требует проверки и уточнения звучанием. Такой проверкой является мысленное пение. Причем движения голосового аппарата помогают уточнить внутренние представления. При многоголосии такая проверка для одного учащегося исключается, и внутренние многоголосные представления, не проверяемые пением, должны базироваться только на слуховом образе, закрепленным в памяти. Это так же осложняет работу над воспроизведением многоголосия.

Существующий в педагогической практике прием определения аккорда путем пропевания его звуков и последующего осознания сочетания этих звуков – неполноценен, так как основан лишь на одной стороне гармонического слуха. При этом аккорд воспринимается не гармонически, как комплекс, а мелодически. Такой прием легче, так как предыдущая работа над развитием мелодического слуха уже подготовила базу при изучении интервалов, ступеней лада, но он не воспитывает другие стороны гармонического слуха. Только при очень развитом гармоническом слухе, при ясном внутреннем слышании краски всего аккорда можно рекомендовать пропевание отдельных составляющих его звуков в любом расположении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международный факторинг | III.Приемы развития гармонического слуха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.