КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III.Приемы развития гармонического слуха
1.Для развития гармонического слуха полезно играть аккорды и вслушиваться в них. Поэтому учащиеся, по роду своей специальности постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (например, пианисты, баянисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее. 2. Другая важная форма в развитии гармонического слуха – участие в создании многоголосия. Это - пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии, сочинение музыки, всякого рода импровизации. 1) Первое направление - начинать работу над двухголосием с пения канонов. Спеть двухголосный канон несложно, так как каждый голос поет свою мелодию. Однако занятый исполнением своей партии, учащийся может (а в большинстве случаев даже старается) не слышать другую партию и весь ансамбль и, следовательно, не слушать гармонию. В основе этого метода скорее лежит развитие мелодического слуха, а не гармонического. 2) Второе направление берет за основу воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях. С самого начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку. Это более трудный путь. Ему должен предшествовать период осознания двухголосия, выработки ощущения стройности, слияния разных звуков. 3) Методически наиболее целесообразен третий путь, который заключается в том, что изучения многоголосия начинается с народных песенподголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче и выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно. Работа над двухголосием и многоголосием необходима для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса. 3. Особое значении имеет установление связи мелодической линии сгармонией. Для этого можно использовать следующее упражнение: педагог играет гармоническую схему, не объясняя значения и названия аккордов. Детям предлагается найти по слуху путь своего голоса. Упражнения вначале поются без названий звуков, в разных тональностях, затем сольфеджируя. Схемы, последовательность аккордов постоянно меняются. 4.Очень полезна гармонизация мелодии по слуху. При этом на первый план следует выдвигать выразительность звучания образующегося многоголосия, а не исходить из каких-либо схем. В пособии Г. Фридкина «Чтение с листа» есть раздел, в котором дается задание – подобрать сопровождение к данным мелодиям, причем буквами указаны функции аккордов, которые следует использовать. При таком методе слух не проявляет достаточно активности. 5. Импровизация второго голоса – это тоже функция гармонического слуха поэтому эта форма работы на уроках сольфеджио очень полезна. IV .Дальнейшая работа над развитием гармонического слуха требует от педагога умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом (окраской), функциональными связями и голосоведением. 1.Психологическая основа ощущения фонизма – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Фоническая краска созвучий связана с их акустической природой, с явлениями диссонантности и консонантности. 2) Второй этап. Средний регистр. Определяется окраска интервалов и аккордов в зависимости от «ширины» расположения интервалов и созвучий. Например, секунда – диссонанс тесный, септима – диссонанс широкий, терция – консонанс тесный, секста – широкий и т. д. Аккорды: свободное, многоголосное изложение трезвучий и септаккордов. Определяется (расположение: тесное, широкое) группа аккордов. 3) Третий этап. Используются все регистры (вверх – вторая, третья октава, вниз – малая и большая). Определяется тоновая величина интервалов: большие и малые секунды и септимы, терции и сексты; чистые кварты, квинты, октавы. Аккорды: трезвучия мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное; септаккорды малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный. Для того, чтобы учащиеся не прибегали к мелодической проверке, следует чередовать интервалы и аккорды быстро один за другим. Эти упражнения проводятся путем устного опроса. Дальше нужно переходить к определению группы созвучий - «цепочки», начиная с двух – трех, а затем большего количества интервалов или аккордов. При этом можно использовать и письменные упражнения, рекомендованные А. Островским: педагог играет ряд интервалов или аккордов, учащиеся записывают их названия цифровкой. Вначале последовательность строится на сопоставлении акустически контрастных созвучий, а затем можно переходить к организованным в ладу более осмысленным последовательностям. Эти упражнения создают переход к определению окраски созвучий в примерах из музыкальной литературы, где логика функциональных связей, объединяясь с ощущением фонической окраски, создает возможность полного музыкального анализа слышимого. 2.Основа восприятия функциональных связей между аккордами тесно связана с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовое значение мелодических оборотов, должна быть использована на самых начальных этапах обучения, чтобы естественно и пока интуитивно воспитать чувство логики музыкального языка. Н. Римский-Корсаков назвал эту особенность восприятия «архитектоническим» слухом. Важно ознакомить учащихся с красочной стороной гармонических оборотов и других гармонических явлений: разрешений, тяготений. Примеры для ознакомления и запоминания должны быть яркими, выразительными и разнообразными. Путь развития восприятия идет от осознания наиболее общих черт к более детальным. Самое опасное – звучание стандартных схем. Если ученик будет слушать заученные схемы, его внимание будет направлено не на характер слышимого, а на задачу угадать, какой из выученных примеров сыгран. 3.В методике работы над чувством голосоведения возникают следующие задачи: 1) Необходимо выработать способность фиксировать внимание на линиикаждого голоса. В основе это й способности лежит тембровое различение голосов, поэтому учащимся легче выделить мелодию и бас. Линии средних голосов менее яркие по тембру (особенно при исполнении на фортепиано), и их труднее выделить (учащиеся должны помочь себе знанием основ гармонии). 2) При определении структуры аккорда нужно научить учащихся мысленно сводить звуки разных регистров у тесному расположению, как бы внутренне их пропевать. В работе над чувством голосоведения (как и вообще при развитии гармонического слуха) основной формой является слушание, слуховой анализ. В более подвинутых группах возможны диктанты – письменные и устные. Можно использовать запись линии одного какого-нибудь голоса. Для развития чувства голосоведения полезно пение в хоре, слушание многоголосного пения. V. В современной музыкальной практике признается нецелесообразным последовательное развитие сначала мелодического, а затем гармонического слуха учащихся, так как это существенно замедляет формирование внутренних слуховых представлений многоголосной музыки, навыков функционального анализа и вокального интонирования многоголосия (Е.В.Давыдова, В.В.Кирюшин, А.Л.Островский). Необходимо развивать гармонический слух в параллели с мелодическим с самого начала обучения музыке, так как уже в первом классе детской музыкальной школы учащимся приходится исполнять многоголосную музыку в классе хора, музыкального инструмента, ансамбля, что требует устойчивых музыкально-слуховых представлений, понимания строения многоголосной музыкальной ткани, слышания соотношения голосов в музыкальной фактуре и пр. В этот период важно накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха, так как первые впечатления особенно ярки и прочны При этом восприятие музыки может идти в параллели со зрительным ассоциативным рядом (картинки); изучение теоретического материала - с опорой на образно-семантическую трактовку элементов музыкального языка. Надо научить младших школьников воспринимать различные виды созвучий в музыке и давать им эмоционально-образную характеристику, анализировать на слух различные звуковые структуры и обозначать их теоретическими понятиями, воспроизводить простейшие виды гармонического многоголосия в индивидуальном и коллективном музицировании. Освоенный учебный материала может быть воспроизведен в игровых и музыкально-творческих формах деятельности. Параллельно с развитием чувства лада в первом классе учащиеся знакомятся с фонизмом звучания простых интервалов и разновидностей трезвучий. Привлекая ассоциативное восприятие (свойства детей младшего школьного возраста), даются характеристики звучания каждого интервала, при этом термины консонанс и диссонанс заменяются на понятия «хорошее звучание» и «не очень хорошее звучание». То же самое с трезвучиями. Ассоциативность при слушании интервалов очень помогает учащимся отличать их друг от друга При изучении интервалов и аккордов можно использовать рассказ в форме сказки. Например:
После такого знакомства со звучанием интервалов в первом классе, почти всем учащимся удается определять их на слух без качественной величины. То же самое при знакомстве с разновидностями трезвучий можно предложить такую сказку:
Выражение лица человечка дети изображают в рисунках и подписывают какое это трезвучие. Мажорное – веселое. Минорное – грустное. Уменьшенное – испуганное. Увеличенное – удивленное. После этого, учащиеся почти все слышат и отличают друг от друга трезвучия, в гармоническом звучании. Во втором классе, учащиеся знакомятся со звучанием интервалов больших малых и чистых. В третьем классе, больше внимания уделяют широким интервалам: секстам, септимам, их качественной величине. В этом же классе, учащиеся знакомятся с обращениями интервалов и обращениями трезвучий. В четвертом классе обращения трезвучий от звука закрепляются в слуховом анализе. Изучаются на устойчивые или не устойчивые интервалы, интервалы тонической, субдоминантовой, доминантовой функции. Это начало формирования функционального слуха.
В пятом классе продолжается развитие функционального слуха: происходит знакомство с названиями гармонических оборотов и спецификой их звучания. Т – S – T – плагальный оборот, мягкая неустойчивость в середине. T – D – T – автентический оборот, жесткая неустойчивость в середине. T – S – D – T – полный, функциональный оборот. T – T6 – T6/4 – перемещение. В слуховом анализе интервальных и аккордовых последовательностей в начале надо научить учащихся слышать и запоминать обороты, то есть звучание от одной устойчивости до следующей устойчивости (какой оборот) и лишь потом, определять и называть каждый интервал или аккорд. Продолжение воспитания фонического слуха – это знакомство с малыми септаккордами: в четвертом, пятом классах – с доминантсептакордом, в шестом классе - с обращениями D7, МVII7 и Ум.VII7, в седьмом классе – с II7. Это диссонирующие аккорды. Их крайние звуки образуют одинаковый интервал – малую септиму. Учащимся остается вслушиваться в звучание трезвучий входящих в состав септаккорда: мажорное, минорное, уменьшенное. Ярко и неустойчиво звучит малый мажорный септаккорд, малый минорный звучит несколько грустно, а малый уменьшенный – несколько загадочно, напряженно, уменьшенный – напряженно. В шестом классе учащиеся знакомятся с новой группой интервалов – «характерные», и продолжают занятия слуховым анализом по определению аккордов в аккордовых последовательностях. То есть совершенствуют качество функционального слуха. Последовательности усложняются по мере изучения новых аккордов. Принцип определения аккордов тот же. Сначала обороты, а затем все аккорды, желательно воспитывать гармоническую память, предлагая повторить обороты на фортепиано в той же или в другой тональности. Называть содержание последовательности по памяти после прослушивания. В седьмом классе все навыки совершенствуются. Благодаря слуховому анализу интервалов и аккордов от звуков совершенствуется фонический слух, а в последовательности интервалов или аккордов совершенствуются и функциональный и фонический слух. VI.Заключение. Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками определения разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть и записать ее. Для достижения этой цели необходимо:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |