Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.Приемы развития гармонического слуха

1.Для развития гармонического слуха полезно играть аккорды и вслушиваться в них. Поэтому учащиеся, по роду своей специальности постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (например, пианисты, баянисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений и гармонический слух у них развивается быстрее.
Ощущение краски аккордов и их функциональных связей особенно трудно дается учащимся, обладающим абсолютным слухом или хорошо развитым мелодическим слухом, например, скрипачам, виолончелистам. Задача педагога – обратить внимание на выработку умения слышать комплекс звуков, на фоническую окраску аккордов.

2. Другая важная форма в развитии гармонического слуха – участие в создании многоголосия. Это - пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии, сочинение музыки, всякого рода импровизации.
Главная задача в работе над созданием многоголосия – воспитание чувства строя. Основа чувства строя – это умение подстроиться, найти свое место в хоре или ансамбле, услышать общее звучание. Первые попытки создания многоголосия – это начало работы над двухголосием.
В практике работы над многоголосием существуют три разных направления:

1) Первое направление - начинать работу над двухголосием с пения канонов. Спеть двухголосный канон несложно, так как каждый голос поет свою мелодию. Однако занятый исполнением своей партии, учащийся может (а в большинстве случаев даже старается) не слышать другую партию и весь ансамбль и, следовательно, не слушать гармонию. В основе этого метода скорее лежит развитие мелодического слуха, а не гармонического.

2) Второе направление берет за основу воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях. С самого начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку. Это более трудный путь. Ему должен предшествовать период осознания двухголосия, выработки ощущения стройности, слияния разных звуков.

3) Методически наиболее целесообразен третий путь, который заключается в том, что изучения многоголосия начинается с народных песенподголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче и выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно.

Работа над двухголосием и многоголосием необходима для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса.

3. Особое значении имеет установление связи мелодической линии сгармонией. Для этого можно использовать следующее упражнение: педагог играет гармоническую схему, не объясняя значения и названия аккордов. Детям предлагается найти по слуху путь своего голоса. Упражнения вначале поются без названий звуков, в разных тональностях, затем сольфеджируя. Схемы, последовательность аккордов постоянно меняются.

4.Очень полезна гармонизация мелодии по слуху. При этом на первый план следует выдвигать выразительность звучания образующегося многоголосия, а не исходить из каких-либо схем. В пособии Г. Фридкина «Чтение с листа» есть раздел, в котором дается задание – подобрать сопровождение к данным мелодиям, причем буквами указаны функции аккордов, которые следует использовать. При таком методе слух не проявляет достаточно активности.
Существуют и другие приемы. Например, Р. Ромм предлагает отдельно выписывать аккорды для гармонизации мелодии, которые можно использовать по своему усмотрению там, где «подскажет ухо». Слуховая активность здесь больше, гармонические средства - более интересны и разнообразны, чем трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты.
В «Музыкальной грамоте» Е. Давыдовой и С. Запорожец применяется еще один прием: к мелодии даны ступени, на которых по слуху можно подобрать тот или иной аккорд или ограничится одним басовым голосом.
Наиболее полно методика подбора аккомпанемента у мелодиям изложена в пособии «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» Калугиной и Халабузарь.

5. Импровизация второго голоса – это тоже функция гармонического слуха поэтому эта форма работы на уроках сольфеджио очень полезна.

IV .Дальнейшая работа над развитием гармонического слуха требует от педагога умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом (окраской), функциональными связями и голосоведением.

1.Психологическая основа ощущения фонизма – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Фоническая краска созвучий связана с их акустической природой, с явлениями диссонантности и консонантности.
Акустические признаки интервалов и аккордов ярче всего выявляются в среднем регистре, в тесном расположении. Изменение тембра и регистра изменяет акустические признаки, окраску интервалов и аккордов. Поэтому в практике работы следует начинать с наиболее яркого звучания, то есть в среднем регистре и тесном расположении, и постепенно расширять диапазон и регистры. Чтобы краска аккорда была осознана более полно, аккорды надо играть в разных мелодических положениях, расположениях, с разным количеством голосов (более трех, четырех). Поскольку в развитии ощущения фонизма аккорда большую роль играет эмоциональное восприятие, следует избегать застывших стандартов в упражнениях и широко использовать контрастные сочетания.
В методике работы над развитием ощущения фонизма самым важным является воспитание правильной направленности слухового внимания учащихся. Педагог не должен допускать проверки и определения созвучий путем пропевания звуков. Воспитывая целенаправленное внимание, педагог должен соблюдать строгую последовательность в нарастании трудностей. Работу надо распределить по этапам:
1) Первый этап. Средний регистр. Определяется лишь понятия диссонанс и консонанс. Используются контрастные интервалы: секунды – октавы, терции – септимы. Аккорды: трезвучия мажорные и минорные в любых обращениях и расположениях. Септаккорды: малый мажорный, малый минорный, уменьшенный.

2) Второй этап. Средний регистр. Определяется окраска интервалов и аккордов в зависимости от «ширины» расположения интервалов и созвучий. Например, секунда – диссонанс тесный, септима – диссонанс широкий, терция – консонанс тесный, секста – широкий и т. д. Аккорды: свободное, многоголосное изложение трезвучий и септаккордов. Определяется (расположение: тесное, широкое) группа аккордов.

3) Третий этап. Используются все регистры (вверх – вторая, третья октава, вниз – малая и большая). Определяется тоновая величина интервалов: большие и малые секунды и септимы, терции и сексты; чистые кварты, квинты, октавы. Аккорды: трезвучия мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное; септаккорды малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный.

Для того, чтобы учащиеся не прибегали к мелодической проверке, следует чередовать интервалы и аккорды быстро один за другим. Эти упражнения проводятся путем устного опроса. Дальше нужно переходить к определению группы созвучий - «цепочки», начиная с двух – трех, а затем большего количества интервалов или аккордов. При этом можно использовать и письменные упражнения, рекомендованные А. Островским: педагог играет ряд интервалов или аккордов, учащиеся записывают их названия цифровкой. Вначале последовательность строится на сопоставлении акустически контрастных созвучий, а затем можно переходить к организованным в ладу более осмысленным последовательностям. Эти упражнения создают переход к определению окраски созвучий в примерах из музыкальной литературы, где логика функциональных связей, объединяясь с ощущением фонической окраски, создает возможность полного музыкального анализа слышимого.

2.Основа восприятия функциональных связей между аккордами тесно связана с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовое значение мелодических оборотов, должна быть использована на самых начальных этапах обучения, чтобы естественно и пока интуитивно воспитать чувство логики музыкального языка. Н. Римский-Корсаков назвал эту особенность восприятия «архитектоническим» слухом. Важно ознакомить учащихся с красочной стороной гармонических оборотов и других гармонических явлений: разрешений, тяготений. Примеры для ознакомления и запоминания должны быть яркими, выразительными и разнообразными. Путь развития восприятия идет от осознания наиболее общих черт к более детальным. Самое опасное – звучание стандартных схем. Если ученик будет слушать заученные схемы, его внимание будет направлено не на характер слышимого, а на задачу угадать, какой из выученных примеров сыгран.

3.В методике работы над чувством голосоведения возникают следующие задачи:

1) Необходимо выработать способность фиксировать внимание на линиикаждого голоса. В основе это й способности лежит тембровое различение голосов, поэтому учащимся легче выделить мелодию и бас. Линии средних голосов менее яркие по тембру (особенно при исполнении на фортепиано), и их труднее выделить (учащиеся должны помочь себе знанием основ гармонии).

2) При определении структуры аккорда нужно научить учащихся мысленно сводить звуки разных регистров у тесному расположению, как бы внутренне их пропевать.

В работе над чувством голосоведения (как и вообще при развитии гармонического слуха) основной формой является слушание, слуховой анализ. В более подвинутых группах возможны диктанты – письменные и устные. Можно использовать запись линии одного какого-нибудь голоса. Для развития чувства голосоведения полезно пение в хоре, слушание многоголосного пения.

V. В современной музыкальной практике признается нецелесообразным последовательное развитие сначала мелодического, а затем гармонического слуха учащихся, так как это существенно замедляет формирование внутренних слуховых представлений многоголосной музыки, навыков функционального анализа и вокального интонирования многоголосия (Е.В.Давыдова, В.В.Кирюшин, А.Л.Островский). Необходимо развивать гармонический слух в параллели с мелодическим с самого начала обучения музыке, так как уже в первом классе детской музыкальной школы учащимся приходится исполнять многоголосную музыку в классе хора, музыкального инструмента, ансамбля, что требует устойчивых музыкально-слуховых представлений, понимания строения многоголосной музыкальной ткани, слышания соотношения голосов в музыкальной фактуре и пр. В этот период важно накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха, так как первые впечатления особенно ярки и прочны

При этом восприятие музыки может идти в параллели со зрительным ассоциативным рядом (картинки); изучение теоретического материала - с опорой на образно-семантическую трактовку элементов музыкального языка. Надо научить младших школьников воспринимать различные виды созвучий в музыке и давать им эмоционально-образную характеристику, анализировать на слух различные звуковые структуры и обозначать их теоретическими понятиями, воспроизводить простейшие виды гармонического многоголосия в индивидуальном и коллективном музицировании. Освоенный учебный материала может быть воспроизведен в игровых и музыкально-творческих формах деятельности.

Параллельно с развитием чувства лада в первом классе учащиеся знакомятся с фонизмом звучания простых интервалов и разновидностей трезвучий. Привлекая ассоциативное восприятие (свойства детей младшего школьного возраста), даются характеристики звучания каждого интервала, при этом термины консонанс и диссонанс заменяются на понятия «хорошее звучание» и «не очень хорошее звучание». То же самое с трезвучиями. Ассоциативность при слушании интервалов очень помогает учащимся отличать их друг от друга

При изучении интервалов и аккордов можно использовать рассказ в форме сказки. Например:

 

Жили были в лесу добрые эльфы, а рядом по соседству злые гномы. В домике у эльфов жила семья и фамилия у них была Консонансы. Мама – Квинта (имя). Папа – Кварта, младшая сестренка – Терция, старшая сестренка – Секста. Все члены семьи очень красивы, правильные, любящие друг друга уважаемые остальными эльфами. А в домике гномов жила другая семья. У Папы и Мамы одинаковое имя – Тритоны, у младшего сына – Секунда, был очень плохой характер, он постоянно кричал и злился. У старшего сына – Септима, тоже был очень скверный характер и фамилия у всей семьи гномов была – Диссонанс.

После такого знакомства со звучанием интервалов в первом классе, почти всем учащимся удается определять их на слух без качественной величины.

То же самое при знакомстве с разновидностями трезвучий можно предложить такую сказку:

Жил был маленький человечек, однажды он пошел гулять в лес. Была хорошая погода, светило солнышко (мажорное трезвучие). Но вдруг, погода испортилась, солнышко спряталось, подул ветер (минорное трезвучие). Человечку стало страшно, загремел гром, полился дождик (уменьшенное трезвучие). Вдруг дождик прекратился, солнышко вышло, человечек пришел на полянку, где бежал ручей. На полянке было так красиво после дождя, что человечек очень удивился (увеличенное трезвучие).

Выражение лица человечка дети изображают в рисунках и подписывают какое это трезвучие. Мажорное – веселое. Минорное – грустное. Уменьшенное – испуганное. Увеличенное – удивленное. После этого, учащиеся почти все слышат и отличают друг от друга трезвучия, в гармоническом звучании.

Во втором классе, учащиеся знакомятся со звучанием интервалов больших малых и чистых.

В третьем классе, больше внимания уделяют широким интервалам: секстам, септимам, их качественной величине. В этом же классе, учащиеся знакомятся с обращениями интервалов и обращениями трезвучий. В четвертом классе обращения трезвучий от звука закрепляются в слуховом анализе. Изучаются на устойчивые или не устойчивые интервалы, интервалы тонической, субдоминантовой, доминантовой функции. Это начало формирования функционального слуха.

 

В пятом классе продолжается развитие функционального слуха: происходит знакомство с названиями гармонических оборотов и спецификой их звучания.

Т – S – T – плагальный оборот, мягкая неустойчивость в середине.

T – D – T – автентический оборот, жесткая неустойчивость в середине.

T – S – D – T – полный, функциональный оборот.

T – T6 – T6/4 – перемещение.

В слуховом анализе интервальных и аккордовых последовательностей в начале надо научить учащихся слышать и запоминать обороты, то есть звучание от одной устойчивости до следующей устойчивости (какой оборот) и лишь потом, определять и называть каждый интервал или аккорд.

Продолжение воспитания фонического слуха – это знакомство с малыми септаккордами: в четвертом, пятом классах – с доминантсептакордом, в шестом классе - с обращениями D7, МVII7 и Ум.VII7, в седьмом классе – с II7. Это диссонирующие аккорды. Их крайние звуки образуют одинаковый интервал – малую септиму. Учащимся остается вслушиваться в звучание трезвучий входящих в состав септаккорда: мажорное, минорное, уменьшенное. Ярко и неустойчиво звучит малый мажорный септаккорд, малый минорный звучит несколько грустно, а малый уменьшенный – несколько загадочно, напряженно, уменьшенный – напряженно.

В шестом классе учащиеся знакомятся с новой группой интервалов – «характерные», и продолжают занятия слуховым анализом по определению аккордов в аккордовых последовательностях. То есть совершенствуют качество функционального слуха. Последовательности усложняются по мере изучения новых аккордов. Принцип определения аккордов тот же. Сначала обороты, а затем все аккорды, желательно воспитывать гармоническую память, предлагая повторить обороты на фортепиано в той же или в другой тональности. Называть содержание последовательности по памяти после прослушивания.

В седьмом классе все навыки совершенствуются. Благодаря слуховому анализу интервалов и аккордов от звуков совершенствуется фонический слух, а в последовательности интервалов или аккордов совершенствуются и функциональный и фонический слух.

VI.Заключение.

Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками определения разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть и записать ее. Для достижения этой цели необходимо:
1) работать над развитием гармонического слуха в самого начала обучения;
2) формировать все три стороны гармонического слуха, работая сперва над каждой из них отдельно, затем сочетая их;
3) начинать с наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и детализируя их;
4) разнообразить приемы работы, избегая стандартов, использовать яркие контрастные звучания, широко привлекать примеры из музыкальной литературы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гармонический слух | Формирование государственной инновационной политики и методы ее реализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.