КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение экологию. Связь экологических знаний с деятельностью человека
В 1866 году немецкий биолог-естествоиспытатель Э. Геккель предлагает определение, которым характеризует взаимоотношения живых существ с окружающей средой.
Предметом экологии является изучение совокупности и структуры связей между организмами и средой. Основываясь в первую очередь на разделах биологии, она все шире проникает и использует знания небиологических наук: химии, физики, математики, наук о Земле, инженерных наук, формирует и предъявляет новые требования к другим отраслям знаний. В качестве примера инженерных наук можно выделить прежде всего природообустройство, технологию производства различного вида работ, а также строительство. Таким образом, экология превращается из раздела биологии в своеобразную гипернауку, в комплекс фундаментальных дисциплин, в так называемую мегаэкологию, т.е. «большую экологию», или «макроэкологию». В центре знаний экологии находится понятие организма.
Организмы – это растения, грибы, животные (в том числе человек) и различные микроорганизмы (например, бактерии). Организмы являются самостоятельными живыми единицами с одной стороны независимыми друг от друга, а с другой – влияют друг на друга, развиваются в связи друг с другом и окружающей их среде.
На Земле существует четыре основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и среда, создаваемая образуемая самими живыми организмами. В более общем смысле к окружающей среде относится вся природная и техногенная среда. Природная среда существует на Земле независимо от человека. Она определяется совокупностью естественных условий существования организмов. Природная среда включает в себя растительный и животный мир, а также океаны, леса, горы, реки и т. д. Прямо или косвенно она влияет на состояние и свойства организма. Техногенная среда создана человеком, она включает в себя дома, производства, машины и т. д. Таким образом, именно понятие природы как окружающей человека среды определяет его действия: именно он изучает природу, именно он ею пользуется и обустраивает для своих нужд. Сегодня человечество для удовлетворения своих потребностей использует огромные объемы природных веществ и энергии. Отсюда рождается одна из самых насущных проблем человечества – проблема обеспечения природными ресурсами. В то же самое время запасы природных ресурсов не безграничны, а это значит, что для предотвращения их истощения необходимы установления гармоничного взаимодействия человечества с окружающей средой, рациональное и комплексное природопользование, поиски новых источников сырья, топлива и энергии. Проблемы рационального природопользования и охраны природы в целом носят глобальный характер, и для их решения необходимо широкое международное сотрудничество. Специфическая черта современных отношений человека и природы – понимание того, что от неограниченной эксплуатации природы и ее безграничного преобразования следует переходить к экономии природных ресурсов и осторожному изменению природной среды жизни. Человек уже сейчас отказывается от позиций антропоцентризма, когда он считал себя всемогущим «хозяином» природы. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов. Другая, противоположная крайность – идеология экологизма, которая заключает в себе призыв к прекращению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной частью природы, призывает человека к слиянию с ней. В действительности, и антропоцентризм, и экологизм утопичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении иллюзорна, т. к. в конце концов оборачивается экологическим кризисов, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека исключительно частью биосферы, он по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует суверенитет человеческой личности. Человек должен идти по пути экологически безопасного и экономически эффективного коридора создания техноприродных или социоприродных систем, который обеспечил бы гармонический синтез изменений природных систем с возможностью их дальнейшего функционирования, наиболее полной продуктивностью, без потери устойчивости и тем более без разрушения компонентов природы.
Существуют различные схемы классификации экологических факторов. Приведем пример традиционной схемы, согласно которой экологические факторы делятся на живой (биотические, биогенные), неживой или косной (абиотические, абиогенные) природы и антропогенные. К факторам живой природы относятся движущие силы совершающихся процессов или влияющие на эти процессы условия, связанные с живыми организмами, характеризуют влияние одних организмов на другие: зоогенные (воздействие животных); фитогенные (воздействие растений); микробогенные (воздействие микробов); и т. д. К косным факторам относят все компоненты неживой природы: физические (климатические, космические, почвенные и др.); химические (компоненты воды, воздуха, почвы, кислотность, примеси и др.); и т. д. Антропогенные экологические факторы связаны с влиянием деятельности человека на природную среду. Человек загрязняет и тем самым разрушает природную среду. антропогенные факторы находятся во взаимосвязи с косными факторами и факторами живой природы: загрязнение атмосферы и водной среды; осушение болот; заболачивание, засоление почв; уничтожение животных; строительство плотин, зданий и сооружений; и т. д. Таким образом деятельные отношения человека и окружающей его природы можно разделить на природоведение, природопользование и природообустройство. В этих двукорневых словах присутствует понятие «природа» и указаны активные действия человека по отношению его к окружающей среде: ведение (изучение), пользование, обустройство. Неслучайно возникает такая дисциплина как экология в строительстве.
Итак, задача современно строителя состоит в том, чтобы таким образом вписать будущее здание или сооружение в окружающую среду (природную или техногенную), чтобы минимизировать антропогенное влияние на эту среду, и при этом учесть и согласовать требования природы и человека. Чтобы учесть эти требования в строительстве необходимо соблюсти ряд условий: · соблюдение законов, СНиП, ГОСТ, ТР и других нормативных документов в строительстве; · проведение предпроектных инженерных изысканий (экологическая экспертиза, инженерно-геологические и инженерно-мелиоративные изыскания и т. д.) и получение разрешения о возможности реализации проекта намечаемой деятельности (строительства зданий и сооружений); · перед проектированием и тем более перед сдачей объекта в эксплуатацию проверить наличие, а при необходимости создать инженерные сооружения, отвечающие за безопасность эксплуатации зданий и сооружений по отношению к биотическим (в том числе к человеку) и абиотическим факторам; · использование экологически безопасных ресурсов и строительных материалы при ремонте или возведении зданий и сооружений; · минимум отчуждаемой пощади под размещение временных зданий и сооружений; · включение в строительный проект экологической инфраструктуры (звукопоглощающие и пылеудерживающие экраны, создание на крышах зданий автономных генераторов на основе энергии ветра и солнца и т. д.); · соблюдение санитарно-экологических требований к строительству (сохранение растительного покрова и озеленение прилегающей территории, обязательная рекультивация территории после строительства и т. д.); · другие условия.
Задания для самостоятельной работы студентов (темы докладов): 1. Экологическая экспертиза 2. Звукоизоляционные экраны в городах
Лекция № 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |