Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие умственных способностей и речевых навыков

Умственные способно­сти и речевые навыки ребенка в течение первого года жизни претерпевают целый ряд изменений, в процес­се которых они постоянно совершенствуются. Умствен­ное развитие и усвоение языка неотделимы друг от друга, т. к. язык является средством выражения мыслей. Новорожденные «думают» примитивным спосо­бом, связывающим их ощущения и двигательные акты, они общаются с помощью самых про­стых звуков. Вскоре в коммуникативном репертуаре мла­денца появляются различные формы крика и гуление. С самого рождения значительный участок левого по­лушария головного мозга столь развит, что позволяет младенцам воспринимать речь и реагировать на нее. К концу первого года ребенок «мыслит» целенаправ­ленно и пользуется первыми словами.

Согласно Н. Хомскому, человек обладает врожден­ными языковыми структурами. Врожденный Меха­низм Овладения Языком позволяет де­тям избирательно перерабатывать получаемую извне языковую информацию. Слыша речь других людей, дети бессознательно выводят из услышанного грам­матические правила и в соответствии с ними строят собственные высказывания. Этот процесс имеет оп­ределенную стадиальность: вначале усваиваются про­стейшие речевые формы, и только на их основе — более сложные, соответствующие нормам граммати­ки усваиваемого языка.

 

Дети с рождения включаются в процесс общения. Основные механизмы речевого развития в младенчестве:

Ø подражание лежит в основе овладения звуковым богатством языка и его словарным запасом.

Ø подкреп­ление выступает как сильно действующий компо­нент научения – дети будут прибегать к использова­нию тех речевых средств, которые помогли им достичь желаемого результата.

В два-три месяца ребенок начи­нает экспериментировать с гласными звуками, «пропевая» их: «о-о-о», «а-а-а». Исследователи утверждают, что оно появляется тогда, когда дети чувствуют себя ком­фортно. Шестимесячный ребенок постепенно расши­ряет число произносимых звуков, начиная со случай­ного лепета и добавляя к доязыковым навыкам неко­торые согласные звуки. Теперь ребенок комбинирует гласные и согласные звуки, произнося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да». Эти звуки имеют важное значение, поскольку благодаря им дети развивают звукопроизношение. К восьми месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки род­ного языка.

Стадия усложнения ле­пета продолжается примерно до года. К этому времени они осваивают звуки родного языка и их могут воспроиз­водить. Данный этап рече­вого развития получил название автономной детской речи. Особенностями автономной речи являются ее ситуативность и многозначность. Это значит, что одним словом дети обозначают целую ситуацию и употребля­ют его в нескольких значениях. Слова автономной речи могут отдаленно напоминать взрослую речь («ням-ням», «бай-бай»). Взрослым не следует поощрять авто­номную речь и самим ею пользоваться.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сенсорно-перцептивное развитие младенца | Ребенок и взрослый
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.