Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы развития в раннем детстве




Тема 8.2 Психологическая характеристика раннего детства

 

Вопросы темы:

8.2.1 Факторы развития в раннем детстве

8.2.2 Основные психологические характеристики возраста

8.2.3 Начальные формы самосознания

8.2.4 Отношения ребенка со взрослым

 

Ведущей деятельностью в раннем детстве являет­ся предметная, социальная ситуация развития ква­лифицируется как начало нарушения слитности со взрослым, в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость» (Л.И. Божович). Психологи называют трех­летний возраст серединой пути психического разви­тия. По своим психическим возмож­ностям трехлетний ребенок достаточно функционален:

Ø способен к самообслуживанию;

Ø владеет элементар­ными формами поведения и речевого общения;

Ø умеет вступать в контакт;

Ø понятен окружающим.

Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная про­грамма растущего человека.

 

Главными факторами раз­вития являются:

Ø прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расши­ряет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей.

Ø предметная деятель­ность складывается из следующих действий:

– операциональные действия — это действия, задан­ные функциональным назначением предметов. Благо­даря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры.

– соотносящие действия развивают сенсорно-перцеп­тивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на коор­динацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным на­правлениям:

Ø эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного.

Освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним дей­ствие (например, так детей учат пользоваться лож­кой) – ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие – взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На дан­ном этапе у ребенка появляется осознание цели дей­ствия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполне­ние действия на основе показа. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указа­ние, все остальные действия ребенок выполняет само­стоятельно. Такова последовательность освоения пред­метного действия ребенком, позволяющая в последую­щем выполнять его самостоятельно.

Ø развитие средств и способов ориентации ре­бенка при выполнении предметного действия.

Ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением. Параллельно ребенок усваи­вает возможность переноса действия с одного пред­мета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее – пере­нос действия на новые ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.