Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики возраста

Раннее детство – сензитивный период для речевого развития. Отмечаются два основных механизма разви­тия речи – подражание и словотворчество. Богатая речевая среда, постоянное общение с ребенком дают ему обширный материал для подражания. Причем дети повторяют не только слова взрослых, но и интонации, манеру говорить. Словотворчество проявляется в при­думывании, наполнении смыслом и активном употреб­лении собственных слов. Речевое развитие осуществ­ляется поэтапно:

1) назывательный этап характеризует­ся произнесением отдельных слов-понятий, усво­ением их значений;

2) сочетательный этап отличается комбини­рованием слов во фразы без соблюдения правил грамматики родного языка;

3) грамматический этап дает усвоение паде­жей и других изменяющихся форм, максимально приближает детскую речь к взрослой. В основе овладения грамматикой родного языка лежит ори­ентация в его фонематической системе. К концу раннего детства ребенок овладевает практически всеми граммати­ческими конструкциями, имеющимися в языке.

Параллельно пере­менам в когнитивной и речевой сферах развивается двигательная сфера. К концу возрастного периода на­чинает развиваться фонематический слух, обеспечива­ющий способность к звукоразличению, что лежит в основе звукового анализа при письме и чтении. Фонематический слух опережает артикуляцию: ребенок сначала научается слышать и различать зву­ки, а затем – произносить их.

В три года появляются зачатки эгоцентрической речи как переходной ступе­ни речевого развития к уровню внутренней речи. Ре­акция ребенка на речевые инструкции взрослых ста­новится достаточно выраженной. Способность адекватного восприятия речевой инструк­ции свидетельствует о формирующейся произвольно­сти действий.

Речевое развитие в раннем детстве столь интенсивно, что словарный запас возрастает с полуто­ра лет до трех в сто пятьдесят раз – от тридцати-ста слов до полутора тысяч.

Раннее детство продолжает оставаться сензитивным периодом и для развития восприятия. Дети начи­нают ориентироваться в мире предметов по их форме, размеру и цвету. Восприятие имеет ярко выраженный эмоциональный характер: детей привлекают выделя­ющиеся признаки (громкость, яркость).

К трем годам начинает функционировать опера­тивная память, позволяющая детям выполнять и усва­ивать действия (некоторое время они удерживают действие в сознании), способность запоминать и вос­производить действия обеспечивает долговременная память. Каждый человек помнит себя примерно с трех лет именно благодаря ее появлению.

Долговременная память дает запас представлений, из которых проду­цируются образы воображения. Функция воображе­ния тоже является приобретением раннего детства.

Активное познание мира осуществляется детьми этого возраста через практические действия с предме­тами на уровне наглядно-действенного мышления. При этом диапазон когнитивных возможностей детей расширяется. Согласно Ж. Пиаже, ребенок в раннем детстве активно исследует свое окружение, пытаясь осмыслить новую информацию в соответствии с теми схемами (образцами понимания), которыми он оперирует. Ребенок, благодаря пользованию символами, выхо­дит в своих мыслях за рамки наличной ситуации. Так, дети могут считать, что все движущиеся объекты живые – эту особенность Пиаже назвал анимизмом. Анимизм черпает себя из эгоцентричности детского мышления – такой познавательной позиции ребенка, которая допус­кает единственно возможную точку зрения – свою. Дети еще не могут отделить сферу своего существова­ния и собственные возможности от внешнего мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы развития в раннем детстве | Начальные формы самосознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.