КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики возраста
Раннее детство – сензитивный период для речевого развития. Отмечаются два основных механизма развития речи – подражание и словотворчество. Богатая речевая среда, постоянное общение с ребенком дают ему обширный материал для подражания. Причем дети повторяют не только слова взрослых, но и интонации, манеру говорить. Словотворчество проявляется в придумывании, наполнении смыслом и активном употреблении собственных слов. Речевое развитие осуществляется поэтапно: 1) назывательный этап характеризуется произнесением отдельных слов-понятий, усвоением их значений; 2) сочетательный этап отличается комбинированием слов во фразы без соблюдения правил грамматики родного языка; 3) грамматический этап дает усвоение падежей и других изменяющихся форм, максимально приближает детскую речь к взрослой. В основе овладения грамматикой родного языка лежит ориентация в его фонематической системе. К концу раннего детства ребенок овладевает практически всеми грамматическими конструкциями, имеющимися в языке. Параллельно переменам в когнитивной и речевой сферах развивается двигательная сфера. К концу возрастного периода начинает развиваться фонематический слух, обеспечивающий способность к звукоразличению, что лежит в основе звукового анализа при письме и чтении. Фонематический слух опережает артикуляцию: ребенок сначала научается слышать и различать звуки, а затем – произносить их. В три года появляются зачатки эгоцентрической речи как переходной ступени речевого развития к уровню внутренней речи. Реакция ребенка на речевые инструкции взрослых становится достаточно выраженной. Способность адекватного восприятия речевой инструкции свидетельствует о формирующейся произвольности действий. Речевое развитие в раннем детстве столь интенсивно, что словарный запас возрастает с полутора лет до трех в сто пятьдесят раз – от тридцати-ста слов до полутора тысяч. Раннее детство продолжает оставаться сензитивным периодом и для развития восприятия. Дети начинают ориентироваться в мире предметов по их форме, размеру и цвету. Восприятие имеет ярко выраженный эмоциональный характер: детей привлекают выделяющиеся признаки (громкость, яркость). К трем годам начинает функционировать оперативная память, позволяющая детям выполнять и усваивать действия (некоторое время они удерживают действие в сознании), способность запоминать и воспроизводить действия обеспечивает долговременная память. Каждый человек помнит себя примерно с трех лет именно благодаря ее появлению. Долговременная память дает запас представлений, из которых продуцируются образы воображения. Функция воображения тоже является приобретением раннего детства. Активное познание мира осуществляется детьми этого возраста через практические действия с предметами на уровне наглядно-действенного мышления. При этом диапазон когнитивных возможностей детей расширяется. Согласно Ж. Пиаже, ребенок в раннем детстве активно исследует свое окружение, пытаясь осмыслить новую информацию в соответствии с теми схемами (образцами понимания), которыми он оперирует. Ребенок, благодаря пользованию символами, выходит в своих мыслях за рамки наличной ситуации. Так, дети могут считать, что все движущиеся объекты живые – эту особенность Пиаже назвал анимизмом. Анимизм черпает себя из эгоцентричности детского мышления – такой познавательной позиции ребенка, которая допускает единственно возможную точку зрения – свою. Дети еще не могут отделить сферу своего существования и собственные возможности от внешнего мира.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |