Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности деятельности дошкольника

Общая характеристика возраста.

Тема 7.3 Психическое развитие дошкольника

Отношения ребенка со взрослым

 

Отношение со старшим возникает у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливаются отношения ребенка с ровесниками.

Первоначально мы наблюдаем прямую зависимость ребенка от старшего. Уже с младенческого возраста он настойчиво до­бивается положительных отношений.

Характер взаимоотношений со сверстниками в большой мере зависит от характера взаимоотношений взрослого с ребенком. Если взрослый обеспечивает эмоционально приемлемые способы отношений с ребенком, то ребенок активно вступает в общение и со сверстниками.

На фоне прямой зависимости ребенка от старшего происходит усвоение первичных правил. Ребенок становится спо­собным усваивать элементарный набор социальных норм. Эти нормы запоминаются, усваиваются и становятся руководством к поведению во всех ситуациях обыденной жизни. Таким образом, ребенок психологически входит в мир постоянных вещей. Предметы выступают для него как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ упо­требления. Он узнает о существовании предметов совершенно определенного, одно­значного способа употребления (одежда, орудия, посуда, ме­бель). Нарушение способов употребления рассматривается как нарушение правил поведения. Следовательно, когда ребенок психологически обращен в предметную деятельность, его соци­альное развитие сводится к усвоению элементарной нормы по­ведения в мире постоянных вещей и в мире взаимоотношений с людьми по поводу этих вещей. Нормы, которые преподносятся ребенку раннего возраста, однозначны и определенны. Эти правила взрослый и в вербальной, и в реальной жиз­ненной ситуации представляет всегда однозначно — он является истинным носителем правил, образцом поведения с предметом. Именно поэтому правило на фоне эмоционального одобрения со стороны взрослого интериоризируется и становится сущно­стью, определяющей поведение ребенка.

 

 

Вопросы темы:

7.3.1 Общая характеристика возраста. Особенности деятельности дошкольника.

7.3.2 Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

7.3.3 Развитие личности дошкольника

 

В дошкольном возрасте ребенок быстро растет и увеличивается в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерны. В связи с удлинением туловища и конечностей изменяются про­порции тела. Увеличивается мышечная масса, дошколь­ники становятся более мускулистыми и худощавыми, чем младшие дети.

Интенсивно протекают процессы окостенения ске­лета. Однако в дошкольном возрасте они еще не завер­шаются. Совершенствуется деятельность опорно-дви­гательного аппарата, это выражается в повышении скорости и скоординированности деятельности мышц: развиваются физические качества – ловкость и уве­ренность движений.

К концу возрастного периода завершается миелинизация нервных волокон, что повышает пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Происходит дальнейшая дифференциация клеток коры мозга. Поведение дошкольника принимает более орга­низованный и регулируемый характер, чем у младших детей.

В личностном плане дошкольник становится более самостоятельным и независимым. Таким обра­зом, продолжается автономизация от взрослого. Но при этом связи со взрослыми обогащаются, становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальных функций, которые становятся по­сильны дошкольнику.

Дошкольный возраст характеризуется появлением следующих новообразований:

1. Происходит стремительное развитие психических свойств, которые время от времени прерывается. Во время этих остановок ребенок воспроизводит достигнутое.

2. Выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции.

3. Появляется личная жизнь в познавательной и эмоционально-мотивационной сферах.

4. Воображение, мышление и речь соединяются в единый процесс, то есть возникает синтез внешних и внутренних действий, появляется творческий процесс.

5. Завершается процесс формирования речи как средства общения.

6. Происходит усвоение нравственных норм, правил поведения, возникают личностные качества.

7. Вершина развития дошкольного возраста – развитие самосознания и индивидуальности ребенка, что позволяет говорить о нём как о личности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Начальные формы самосознания | Особенности деятельности дошкольника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.