Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности деятельности дошкольника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Для младшего дошкольника — это конструктив­ная игра, для среднего и старшего дошкольного возра­ста — сюжетно-ролевая. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Игру называют «королевой детства» (Даниил Борисович Эльконин). При умелом использовании она может стать не­заменимым помощником взрослого в развитии ребен­ка. Игра — это особая сфера человеческой активно­сти, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия.

 

Игра высту­пает одновременно как бы в двух измерениях – в на­стоящем и будущем. С одной стороны она дарит сию­минутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой – она всегда направлена в бу­дущее, т. к. в ней либо моделируются жизненные ситу­ации, закрепляются свойства, умения, способности, несводимые к физической закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций.

Игра – средство многостороннее:

Ø это самостоятельная дея­тельность, способствующая развитию личности;

Ø это сред­ство сплочения детской общности;

Ø это метод организа­ции других видов деятельности;

Ø это способ общения.

Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умствен­ные операции. От мышления в предметном манипули­ровании они переходят к мышлению представлениями, развивая способность действовать во внутреннем плане, т.е. способность к умственным действиям.

На протяжении дошкольного возраста содержание игры качественно изменяется: если для младшего до­школьника основное содержание игры – воспроизве­дение чужих действий на основе подражания, то стар­ший дошкольник включается в роль, проигрывая отношения людей, интерпретируя их сообразно соб­ственному пониманию ситуации.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой иг­ре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбира­ют тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуто действие и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Как всякая творческая деятельность сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет сле­дующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая вос­производится детьми. Сюжет представляет собой от­ражения ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружаю­щих. При этом игровые действия малыша (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообраз­ны. Условно их делят следующим образом:

Ø бытовые (игры в семью, дет­ский сад),

Ø производственные, отражающие професси­ональный труд людей (игры в больницу, магазин),

Ø об­щественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).

На протяжении истории челове­чества сюжеты детских игр меняются, поскольку за­висят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные события, которые существенно отражались на жизни людей. Такие события всегда порождали но­вые сюжеты детских игр. Например, в течение многих лет дети нашей страны играли в войну, в партизан, современные дети в играх используют сюжеты боеви­ков. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и т.д. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных вре­мен и народов отличаются своим содержанием, как отличается все и в реальной жизни.

В зависимости от глубины представлений ребенка о действительности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повто­ряли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача при­бавились новые действия. Первоначально «схватыва­ется» в реальной жизни и отображается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действу­ет: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения смысла труда, в играх на­чинают отражаться взаимоотношения людей («чело­век – человек»), а сами предметы легко заменяются или только мысленно представляются.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, осо­бенностями развития воображения, мышления, речи. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми: покормили куклу — уложили спать. Однако на четвертом году жизни игры становятся более содер­жательными, что связано с расширением представле­ний детей об окружающем мире. Например, играющие начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта, из книг, которые им читали, из сюжетно-дидактических игр, иллюстра­ций в книгах, настольного театра. На пятом году жиз­ни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отображаемых событий.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощает­ся ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соот­ветствии с представлениями о нем. Всякая роль со­держит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его жизни. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполне­ния ролевых действий к ролям-образам. Так, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы-заместители. Ролевое взаимодействие между играющими детьми осуществляется посред­ством предметно-игровых действий. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в ти­пичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых взяты дру­гими детьми. В играх появляются ролевые диалоги.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит следующие этапы разви­тия игровой деятельности:

1) ознакомительная игра – ее содержание составляют действия-манипу­ляции: взрослый организует предметно-игровую дея­тельность малыша, используя разнообразные предме­ты (игрушки). К игрушкам младенец тянется уже с трех-четырех месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку, радуется, пытается повторить движение. В пять-шесть месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игруш­ку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игруш­кой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребен­ка, которая является предпосылкой развития целенаправленности.

2) отобразительная игра – в ней действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определенного эффекта. Ребенка учат играть с пред­метами в зависимости от их свойств и назначения. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия

3) сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно ото­бражать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для этого необходимо на­личие образных игрушек, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка устал, уложи его спать»; «Зайка хочет кушать, свари ему кашку»). Перед ребенком ставится условно-игро­вая цель деятельности, которую он достигает игровы­ми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрос­лого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, взрослый обыгрывает жизненные ситуа­ции, например, видоизменяет их. К концу этого периода меняется характер подражания: ребенок в игре передает действия взрос­лых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали.

Наряду с сюжетно-ролевой игрой дети дошколь­ного возраста осваивают продуктивные виды деятель­ности, также являющиеся фактором их развития. Важ­нейшей из них является рисование. Все дети любят рисовать. Вероятно, психологический смысл детского рисунка заключается в предоставлении возможности самовыражения. Освоение рисования как деятельнос­ти проходит ряд стадий:

1) стадия лишенных смысла штрихов (в течение третьего года жизни). На этой ста­дии ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, он лишь подражает дей­ствиям взрослых;

2) схематическая стадия (четвертый-пятый год) тянется долго, проходя ряд этапов. Человек на этой стадии, к примеру, изобража­ется вначале в виде головы на подпорках, за­тем наступает этап «ручки-ножки-огуречик»;

3) стадия правдоподобных рисунков – характеризуется постепенным отказом от схем и попытками воспроизвести действительный образ предмета: если это человек, то уже в ка­ком-либо действии, части его тела имеют изгибы, изображается одежда; непропорциональ­ность при этом сохраняется;

4) стадия правильных изображений. На этой стадии изображения в значительной степени теряют свою детскость, образы стано­вятся легко узнаваемыми, начинают выдержи­ваться пропорции, характерные для взрослых рисунков.

Подводя итог, выделить следующие основные причи­ны, обуславливающие специфику детских рисунков:

Ø несовершенство детского рисунка обусловлено недостаточнос­тью или своеобразием зрительных образов;

Ø нарисованные образы могут не совпадать с ре­альными объектами потому, что с ними не со­впадают образы памяти; эта неясность воспоминаний может быть связана как со слабостью самой детской памяти, так и с недостатками наблюдений;

Ø существенное значение могут иметь и слабость моторики мелкой мускулатуры, и недоразвитие зрительно-моторной координации;

Ø дети стремятся воспро­извести лишь общую идею предмета. Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает;

Ø художественная деятельность ребенка выполняет только выразительную функцию;

Ø вместе с тем детское художественное творче­ство тесно связано с общей активностью, явля­ясь одним из способов выражения стремления детей к деятельности. В этом смысле рисование сближается с игрой: оно, как и игра, должно быть абсолютно свободным и прино­сить удовольствие, исподволь оказывая влия­ние на психическое развитие.

Сказанное не означает, что взрослым вовсе не следует вмешиваться в техники детского рисования: корректное обучение способно выступить в качестве зоны ближайшего развития и усилить эффективность продуктивной художественной деятельности детей.

К продуктивной деятельности, помимо рисования, относятся конструирование, аппликация и лепка. На­равне с рисованием конструирование способствует развитию творческих способностей детей, выполняя при этом и дополнительную развивающую функцию – оно «работает» на становление таких умственных опе­раций как анализ и абстрагирование. Конст­руктивная деятельность требует специальных способов действий, расширяющих арсенал двигательных и когнитивных операций детей. В дошкольном возрасте дети осваивают три вида конструирования: по образ­цу, по условию, по замыслу.

Психологическое значение аппликации и лепки совпа­дает со значением художественно-изобразительной деятельности. При этом следует выделить особую их роль для развития мелкой мускулатуры кисти. Упражнения в аппликации и лепке наилучшим образом раз­вивают сенсо-моторную координацию ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности деятельности дошкольника | Когнитивное развитие в дошкольном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.