КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности памяти детей младшего школьного возраста
Характеристика внимания младшего школьника Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. Поскольку интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Однако, учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным, иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха. Процесс обучения ставит ребенка в условия, требующий от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Активная деятельность на уроке, четкая организация его учителем – необходимые условия совершенствования внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.
Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях: – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); – ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Младшие школьники (особенно в I и II классах) склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Это объясняется четырьмя обстоятельствами: 1) механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно; 2) младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу запомнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что нужно запомнить дословно, а что – в самых общих чертах), а учитель часто не помогает ребенку в этом, ограничиваясь требованием воспроизводить материал правильно и достаточно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно. 3) младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. 4) многие младшие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Смысловая память – способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений – приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Учитель должен стимулировать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его, излагать своими словами, сохраняя основное содержание. Эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников, которая находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками средствами организации и управления запоминанием. К числу таких средств относится прежде всего умение осознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. задачи запоминания: – запомнить дословно, если это важное определение или формулировка; – запомнить суть, которую можно передать своими словами; не стараться запоминать вовсе, если это несущественная деталь, и т.д. Многочисленные опыты показали, что продуктивность запоминания зависит от осознания целей и создания соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказывают прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запоминает один материал с установкой, что этот материал не понадобится ему в дальнейшем обучении, а другой материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то во втором случае материал запоминается быстрее, помнится дольше и будет воспроизведен точнее (опыты Т.Н. Баларич). Аналогично сказывается и установка на длительное запоминание (запомнить надолго, запомнить навсегда) (опыты Л.В. Занкова). Задача учителя – формировать у учащихся определенные установки запоминания. Учителю необходимо и обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей. Сензитивные для успешного запоминания периоды: 8-10 лет, 11-13 лет, 16 лет, 20-25 лет. Исследование показало, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует лишь один простейший прием запоминания – повторение. Следует выработать у учащихся и приемы припоминания материала. Многочисленные исследования психологов доказали, что младшие школьники вполне могут овладеть приемами осмысленного запоминания и припоминания учебного материала. Но если учеников младших классов (начиная со II) не обучать этим приемам, то дети надолго задерживаются на уровне непосредственного запечатления материала (опыты К.П. Мальцевой).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |