Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

Читайте также:
  1. A) Биологические особенности вегетативного размножения
  2. II. Особенности советского законодательства.
  3. III этап. Определение правовых отношений родителей и детей.
  4. IV. Состав, структура и функциональные особенности CASE-средств.
  5. Адресные пространства и модели оперативной памяти
  6. Адресом участка памяти считается адрес его первой ячейки.
  7. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  8. Акты толкования (интерпретационные): особенности, виды
  9. Аллергические заболевания у детей
  10. Алюминиевые сплавы, их свойства и особенности работы
  11. Анализ» и «синтез» как общенаучные методы познания, их роль и особенности
  12. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника

Характеристика внимания младшего школьника

Возрастная особенность внимания младших школь­ников – сравнительная слабость произвольного внимания. Воз­можности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими инте­ресными деталями.

Поскольку интерес – главная побудительная причина непро­извольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Однако, учеников надо постепенно приучать быть вниматель­ными и по отношению к тому, что не вызывает непосредствен­ного интереса и не является занимательным, иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному.

К возрастной особенности внимания относится и его сравни­тельно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второ­классники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. В результате дети могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Процесс обучения ставит ребенка в условия, требующий от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Активная деятельность на уроке, четкая организация его учителем – необходимые условия со­вершенствования внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной дея­тельности.

 

 

Память в младшем школьном возрасте под влияни­ем обучения развивается в двух направлениях:

– усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоми­нания (по сравнению с наглядно-образным);

– ребенок овладе­вает возможностью сознательно управлять своей памятью и ре­гулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, при­поминание).

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словес­но-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее со­храняют в памяти конкретные сведения, события, лица, пред­меты, факты, чем определения и объяснения. Младшие школь­ники (особенно в I и II классах) склонны к механическому за­поминанию, путем простого повторения, без осознания смысло­вых связей внутри запоминаемого материала. Это объясняется четырьмя обстоятельствами:



1) механи­ческая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно;

2) младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу за­помнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запомина­ния (что нужно запомнить дословно, а что – в самых общих чертах), а учитель часто не помогает ребенку в этом, ограничи­ваясь требованием воспроизводить материал правильно и доста­точно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно.

3) младшие школьники (особенно первоклас­сники и второклассники) еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими сло­вами.

4) многие младшие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать мате­риал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логиче­ский план текста.

Смысловая память – способность к запоминанию и воспроизведению смыс­ла, существа материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений – приходит постепенно, развива­ясь в процессе обучения. Учитель должен стимулиро­вать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его, изла­гать своими словами, сохраняя основное содержание.

Эффективность произвольного запоминания определяется сте­пенью интеллектуальной активности младших школьников, которая находится в прямой зависимости от овладения млад­шими школьниками средствами организации и управления запо­минанием. К числу таких средств относится прежде всего умение осознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. за­дачи запоминания:

– запомнить дословно, если это важное опре­деление или формулировка;

– запомнить суть, которую можно передать своими словами; не стараться запоминать вовсе, если это несущественная деталь, и т.д.

Многочисленные опыты показали, что продуктивность запоминания зависит от осозна­ния целей и создания соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказы­вают прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запо­минает один материал с установкой, что этот материал не пона­добится ему в дальнейшем обучении, а другой материал с уста­новкой, что он понадобится в скором времени, то во втором слу­чае материал запоминается быстрее, помнится дольше и будет воспроизведен точнее (опыты Т.Н. Баларич). Аналогично ска­зывается и установка на длительное запоминание (запомнить надолго, запомнить навсегда) (опыты Л.В. Занкова).

Задача учителя – формировать у учащихся определенные ус­тановки запоминания. Учителю необходимо и обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста как смысловой опоры запоминания, выделению своеоб­разных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопо­ставлению, связыванию отдельных частей.

Сензитивные для успешного запоминания периоды: 8-10 лет, 11-13 лет, 16 лет, 20-25 лет.

Исследование показало, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроиз­вести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или ме­нее самостоятельно младший школьник использует лишь один простейший прием запоминания – повторение.

Следует выработать у учащихся и приемы припоминания материала. Многочисленные исследования психоло­гов доказали, что младшие школьники вполне могут овладеть приемами осмысленного запоминания и припоминания учебного материала. Но если учеников младших классов (начиная со II) не обучать этим приемам, то дети надолго задерживаются на уровне непосредственного запечатления материала (опыты К.П. Мальцевой).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие сенсорно-перцептивной сферы младшего школьника | Развитие мышления и речи младшего школьника

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5063; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.