КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы младшего школьника
Младших школьников Тема 7.8 Развитие познавательных процессов и личности
Вопросы темы: 7.8.1 Развитие сенсорно-перцептивной сферы младшего школьника 7.8.2 Характеристика внимания младшего школьника 7.8.3 Особенности памяти детей младшего школьного возраста 7.8.4 Развитие мышления и речи младшего школьника 7.8.5 Специфика развития воображения на данном возрастном этапе 7.8.6 Общение со сверстниками и со взрослыми 7.8.7 Потребности, самооценка и самосознание 7.8.8 Основные характеристики эмоций, чувств и воли 7.8.9 Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в учебно-воспитательном процессе
Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по математике, родному языку, природоведению. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе, высокие общественные мотивы учения. Охарактеризуем познавательные процессы младшего школьника и развитие их в процессе учебной деятельности.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, относительным преобладанием первой сигнальной системы. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако восприятие это в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности. Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы (путают буквы «ш» и «щ», слова «поставил» и «подставил», изображения на картинке ржи и пшеницы, пятиугольники и шестиугольники). Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Однако не следует думать, что учащиеся I и II классов вообще не способны к анализу, к вычленению признаков, деталей. Порой младшие школьники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого.
Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается. Таким образом, имеет место самое общее, глобальное «схватывание» предмета, связанное с его узнаванием, и па этом фоне совершенно случайное восприятие отдельных и часто несущественных деталей и особенностей. Характерный пример: первоклассникам показали красочное изображение белок, убрали изображение и предложили нарисовать белку. Оказалось, что первоклассники очень многого не заметили на картинке, хотя рассматривали ее с большим интересом. Они спрашивали, есть ли у белки усы и брови, какие у нее глаза, какого цвета шерсть, какие уши и т.д. Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника. Восприятие на данном уровне психического развития еще не является в полной мере особой деятельностью, имеющей свои специальные познавательные цели. Для восприятия учащихся I-II классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. «Эмоционально нейтральное» восприятие детям этого возраста малодоступно. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения. Восприятие наглядного изображения может, например, затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения (например, в период первоначального обучения чтения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыка чтения, так как подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов). Процесс обучения требует развития произвольности и осмысленности восприятия, ориентировки на эталон. Методика развития восприятия заключается в формировании сенсорных эталонов и в развитии действий восприятия. Выделяют следующие действия восприятия: – целостное восприятие образа; – соотношение его с уже знакомым образом – отнесение к определенному виду; – восприятие элементов, составляющих образ; выделение отличительных свойств; – адекватное восприятие данного образа. Развитие восприятия как познавательного процесса предполагает овладение процедурой наблюдения. Перед взрослыми стоит задача обучения младших школьников операциям анализа, сравнения свойств предметов, выделения существенного и выражения его в слове. Необходимо учить детей сосредотачиваться на предметах, независимо от их внешней привлекательности, это ведет к избирательности восприятия по содержанию, а не по внешней форме.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |