КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности, самооценка и самосознание
Общение со сверстниками и взрослыми Общение со взрослыми. Специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми являются подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. Умение принимать учебную задачу предполагает способность выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия, и опираться не на наличную ситуацию, а на те логические отношения, которые отражены в условии задачи. Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила. Общение со сверстниками. Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях обучения в школе. Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Поэтому для младших школьников типично позитивное отношение к хорошо успевающим детям. К третьему классу изменяется отношение к слову учителя, взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными, зависят от личных привязанностей. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках. Личные отношения становятся основой образования малых групп, в них появляются лидеры, складываются особые нормы поведения, интересы. Лидерами, как правило, становятся веселые, живые, общительные или спокойные, доброжелательные дети. По мнению психологов, устойчивый социометрический статус младшего школьника в группе сверстников – залог положительных качеств взрослого человека. В целом тип общения определяется как кооперативно-соревновательный, т.е. устойчиво удерживается отношение к партнеру как к сопернику по совместной игре.
Согласно отечественной психологической теории, источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников является мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости. К ним относятся: Ø произвольность психических процессов и действий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов); Ø внутренний план действий (как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия «про себя»); Ø соподчинение мотивов деятельности (как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу»); Ø рефлексия (как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности); Ø самосознание (как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт – самооценка. Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практически реализовать. Поступки и действия детей этого возраста могут мотивироваться достаточно осознанно какой-либо из пяти сфер: Ø установлением эффективного межличностного взаимодействия, Ø общением, Ø деятельностью, Ø нормативным отношением к действительности, Ø реально-практическим функционированием. Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (выполнение поручений, помощь взрослым), соответственно – самый высокий уровень развития самосознания проявляют дети, мотивированные ценностью установления эффективного межличностного взаимодействия. Следует работать над осознанием ребенком его потребностей, не поощрять привычное функционирование-исполнительство, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению. Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены следующие группы детей: · с устойчивой адекватной самооценкой: дети общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностям, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. · с завышенной самооценкой: дети характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». · с заниженной самооценкой: дети малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя». В коррекционной работе с ними эффективен прием «гарантированногоуспеха». Его суть – организация деятельности с гарантированным положительным результатом и поощрение ребенка за этот результат. Самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переносится ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так, дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует – плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают качества, которые чаще оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |