Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности, самооценка и самосознание




Общение со сверстниками и взрослыми

Общение со взрослыми. Специфическими черта­ми общения младших школьников со взрослыми явля­ются подчинение поведения и действий ребенка опре­деленным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ре­бенку для принятия учебной задачи. Умение принимать учебную задачу предполагает способность выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия, и опи­раться не на наличную ситуацию, а на те логические отношения, которые отражены в условии задачи. Об­щая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила.

Общение со сверстниками. Общение со сверстни­ками очень важно, потому что тесно связано с учебны­ми действиями, и только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действо­вать в условиях обучения в школе.

Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как харак­теристика личности. Поэтому для младших школьни­ков типично позитивное отношение к хорошо успева­ющим детям. К третьему классу изменяется отношение к слову учителя, взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными, зависят от личных привя­занностей. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках. Личные отношения ста­новятся основой образования малых групп, в них по­являются лидеры, складываются особые нормы пове­дения, интересы. Лидерами, как правило, становятся веселые, живые, общительные или спокойные, добро­желательные дети. По мнению психологов, устойчивый социометрический статус младшего школьника в группе сверстников – залог положительных качеств взрослого человека. В целом тип общения определя­ется как кооперативно-соревновательный, т.е. устой­чиво удерживается отношение к партнеру как к со­пернику по совместной игре.

 

Согласно отечественной психологической теории, источником развития личности являются ее потребно­сти. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооцен­ке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их боль­шей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активно­стью, отражая готовность действовать без промедле­ния. Наиболее важными для младших школьников яв­ляется мотивы, связанные с миром взрослых и с новы­ми видами деятельности – дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чув­ствительными к оценке взрослых, побуждают выпол­нять их требования), а также мотивы личных достиже­ний (самолюбие, самоутверждение), которые проявля­ются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.

Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости.

К ним относятся:

Ø произвольность психических процессов и дей­ствий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов);

Ø внутренний план действий (как прогностичес­кая способность, проявляющаяся в умении пла­нировать и выполнять действия «про себя»);

Ø соподчинение мотивов деятельности (как доми­нирование мотива «надо» над мотивом «хочу»);

Ø рефлексия (как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соот­ветствия замыслу и условиям деятельности);

Ø самосознание (как проявление новой внутрен­ней позиции школьника) и его продукт – са­мооценка.

Центральной регулирующей функцией самосо­знания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практи­чески реализовать. Поступки и действия детей этого возраста могут мотивироваться достаточно осознанно какой-либо из пяти сфер:

Ø установлением эффектив­ного межличностного взаимодействия,

Ø общением,

Ø деятельностью,

Ø нормативным отношением к дей­ствительности,

Ø реально-практическим функциониро­ванием.

Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (выполнение поручений, помощь взрослым), соответственно – самый высокий уровень развития самосознания проявляют дети, мотивирован­ные ценностью установления эффективного межлич­ностного взаимодействия. Следует работать над осо­знанием ребенком его потребностей, не поощрять при­вычное функционирование-исполнительство, приучать контролировать соответствие выбранных средств реа­лизуемому намерению.

Показателем развития самосознания является са­мооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифферен­цируются, растет психологический словарь. В ней ребенок подчерки­вает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены следующие группы детей:

· с устойчивой адекватной самооценкой: дети общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможно­стям, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы.

· с завышенной самооценкой: дети характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, не­гативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке».

· с заниженной са­мооценкой: дети малоактивны, не­уверенны, склонны «уходить в себя». В коррекционной работе с ними эффективен прием «гарантированногоуспеха». Его суть – организация деятельности с гарантированным положительным результатом и по­ощрение ребенка за этот результат.

Самооценка зависит от успеха, которого ребенок до­бивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельно­сти, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом.

В значительной степени на са­мооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переносится ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхож­дение в группу сверстников. Так, дети с хорошим со­циометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьни­ков, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, само­стоятельнее. Причем оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует – плохо. Критерии самооцен­ки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают каче­ства, которые чаще оцениваются окружающими. Фор­мирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касаю­щиеся индивидуально-психологических качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.