КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика подросткового возраста
Тема 9.1 Особенности психического развития подростков В ОТРОЧЕСТВЕ, ЮНОСТИ И ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ Задачи раздела: 1) определить особенности психического развития подростков; 2) рассмотреть особенности развития психики в период юности; 3) дать характеристику развития личности в период от 18 до 25 лет; 4) рассмотреть основные особенности психического развития в период взрослости. Основные понятия раздела: период «бури и натиска», парадоксальная ситуация, «чувство взрослости», пути взросления подростка, юность, механизм саморегуляции, саморазвитие, самоопределения, самоуважение, молодость, студенчество, стадиальность профессионального роста, идентичность, независимость, «период начинаний», взрослость, зрелость, пожилой возраст, старость, «кризис середины лет», геронтогенез, долгожительство, одиночество, физическое бессилие, материальные трудности. Вопросы темы: 9.1.1 Общая характеристика подросткового возраста 9.1.2 Анатомо-физиологические особенности развития подростков 9.1.3 Учебная деятельность и труд подростков 9.1.4 Развитие познавательных процессов у подростков 9.1.5 Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста. 9.1.6 Отношения мальчиков и девочек 9.1.7 Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка. 9.1.8 Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. 9.1.9 Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения.
Границы подросткового периода примерно совпадают е обучением детей в 5-9-х классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Подростничество – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности. Сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой, отражены в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Ведущей деятельностью данного возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Процесс становления нового зависит от многих условий и поэтому может происходить неравномерно. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости» и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двух родов: 1) тормозящие развитие взрослости: занятость детей только учением; стремление многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем; 2) овзросляющие: огромный поток разнообразной по содержанию информации; большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей, интенсивное развитие общения с товарищами; акселерация физического развития и полового созревания. Все это создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие взрослости, следовательно, существенные различия в развитии тех или иных ее сторон. Например, в 7 классе есть мальчики с еще детским обликом и интересами, но есть и очень взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам жизни взрослых; есть школьники с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; некоторые девочки думают только о модах и мальчишках, а у других это занимает скромное место; одни ребята стали настоящими помощниками дома, а другие избалованы до предела, не владеют даже элементарными бытовыми умениями. Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного «интеллектуала» книги и знания – главное в жизни, во многом же остальном он – «дитя»; другой – тоже «интеллектуал», но бездельничает на уроках, чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде. В этих вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена следующими обстоятельствами: 1) в это время происходят многочисленные качественные сдвиги, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и придает процессу развития скачкообразный, бурный характер. 2) происходящие изменения нередко сопровождаются, появлением у самого подростка значительных трудностей, а также трудностей в его воспитании (подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста: упрямство, грубость, негативизм, строптивость, скрытность, замкнутость).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |