Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младших школьников и их учет в учебно-воспитательном процессе

Индивидуально-типологические особенности

Характерологи­ческие проявления младших школьников не следует всегда рассматривать как устойчивые и за­крепленные формы поведения. Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчи­востью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибоч­но принять временные психические состояния.

В поведении младших школьников более отчетливо и про­зрачно проявляются типологические особенности высшей нерв­ной деятельности, которые позднее обычно перекрываются привычными формами сло­жившегося в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть непосредственным проявлением слабости нервной сис­темы, импульсивность, невыдержанность – проявлением слабо­сти тормозного процесса, замедленность реакции и переключе­ния с одной деятельности на другую – проявлением малой под­вижности нервных процессов. Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задачи воспитания: нервная система, как указывал И.П. Павлов, весьма пластична и способна к некото­рым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, за типологическими проявлениями возможен конт­роль со стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников.

Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями:

импульсивность — склон­ность незамедлительно действовать под влиянием непосредст­венных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не по­думав и не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потреб­ность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплини­рованностью.

общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) еще не умеет дли­тельно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

капризность, упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Объясняются недостат­ками семейного воспитания: ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись.

отзывчивость, лю­бознательность, непосредственность, доверчивость.

подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты лич­ности через личный пример, с другой – таит и некоторую опас­ность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.

подат­ливость и известная внушаемость школьников,огромный авторитет, которым поль­зуется учитель в их глазах.

К началу обучения в III классе, под влиянием возрастающих требований, под влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы, у младшего школьника формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, появляется умение сдерживать себя и контролиро­вать свои поступки, не поддаваться непосредственным импуль­сам, растет настойчивость, умение преодолевать трудности

По отношению к младшему школьнику, для которого посту­пление в школу означает начало нового ответственного этапа формирования его личности, особенно важно единство требова­ний, школы и семьи. С начала школьного обучения ребенок на­чинает подвергаться воспитательному воздействию с двух сто­рон, и чрезвычайно важно, чтобы эти воздействия шли в одном и том же направлении. Отсутствие такого единства приведет либо к полному разладу в поведении школьника, либо к фор­мированию двойственных форм поведения: одна манера пове­дения будет проявляться в школе, другая (иногда совершенно противоположная) – дома.

 

 

РАЗДЕЛ 9. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики эмоций, чувств и воли | Общая характеристика подросткового возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.