Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старших школьников

Учебная деятельность и умственное развитие

Учебная деятельность старших школьников значительно отли­чается по своему характеру и содержанию от учебной деятель­ности подростков. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усва­ивать программу, необходимо развитие теоретического мышле­ния. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях.

Движущей силой умственного развития старших школьников явля­ется противоречие между уровнем учебной деятельности, ко­торый сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах. Противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной деятельности, связан­ный с развитием теоретического мышления, навыков самообу­чения.

Отношение старших школьников к учению тоже изменяется. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Старшеклассники отчетливо сознают, что не­обходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и на­выков. Потребность в знани­ях – одна из самых характерных черт современного старше­классника.

Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Та­кой интерес в старшем школьном возрасте приводит к форми­рованию познавательно-профессиональной направленности лич­ности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфическо­го интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной области.

Кружки, специальные школы и классы, научные секции, фа­культативные курсы, олимпиады предоставляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен для развития не только художест­венно-изобразительных, музыкальных способностей, но и мате­матических, литературных, конструктивно-технических.

Остановимся на развитии познавательных процессов в стар­шем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальней­шее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Наблюдение становится еще более целенаправленным и сис­тематичным. Развивается такое качество личности, как наблю­дательность.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преоблада­ет произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно приобре­тает специфический характер, связываясь с познавательно-профессиональными интересами.

Все это с полным ос­нованием можно отнести и к характеристике внимания старших школьников. Дифференцированность интересов определяет изби­рательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания. Наряду с этим возрастает значение произвольного внимания. Заметно развивается и совершенствуется способность к пере­ключению и распределению внимания. Последнее, в частности, сказывается в формирующемся умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести запись лекции-беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Старшие школьники больше, чем подростки, способны противостоять отвлекаю­щим раздражителям, действующим на них в процессе учебной работы. Еще одна особенность внимания, ха­рактерная для старших школьников,— его избирательность. Из­бирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что, воспринимая учебный материал, они всегда стараются оценить его значение, воспринять его через призму практической значимости.

Под влиянием специфической организации учебной деятель­ности существенные изменения происходят в мыслительной дея­тельности старших школьников, в характере умственной работы. Мыслитель­ная деятельность характеризуется более высоким уровнем обоб­щения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинно­му объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубо­кие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критич­ность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, за­конов природы и общественного развития.

С развитием мышления растет культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложня­ется структура речи, обогащается словарь.

Как следствие постепенного приобретения опыта общественно­го поведения, роста морального сознания, изучения основ наук, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение.

Эмоции и чувства. Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно раз­витие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиями. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования, но в отличие от подростков эмоцио­нальные состояния становятся более устойчивыми. Юноши и де­вушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфе­ре, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противопо­ложных чувств побеждают чувства более высокого уровня. По­этому старшие школьники часто нуждаются в моральной под­держке более опытных и зрелых людей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика юности | В старшем школьном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.