КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В старшем школьном возрасте
Трудовая деятельность и выбор профессии
Нельзя не сказать о роли общественно полезного труда в развитии личности старшеклассников. Труд учащихся важен не только (и не столько) своей вещественной результативной стороной. Правильно организованный труд школьников способствует формированию таких качеств личности, как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость. Участвуя в общем труде, ученики приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться. Общественное значение труда и общественная оценка его результатов – это одна из обязательных сторон психологической подготовки школьника к труду. Важным условием, при котором труд становится воспитывающим, являются коллективные формы его организации. Коллективный труд позволяет учащимся приобрести опыт трудовой взаимопомощи, взаимного контроля, формирует личную заинтересованность в общих результатах труда, привычку подчинять свое поведение интересам коллектива. Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудовой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее. Старший школьный возраст – это возраст жизненно-трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Социальный престиж некоторых профессий в глазах школьников очень велик, других – чрезвычайно низок. Проблема заключается в том, что часто эта престижность профессий никак не соответствует их реальному значению для общества. Подготовка растущего человека к выбору профессии проходит ряд этапов: 1 этап – это детская игра с принятием на себя разных профессиональных ролей; 2 этап – подростковая фантазия, с возможной переоценкой своих профессиональных возможностей; 3 этап – предварительный выбор профессии, оценка разных видов деятельности с точки зрения их интересности, затем — с точки зрения способностей, и еще позднее — с точки зрения ценностей; 4 этап – практическое принятие решения. Третий и четвертый этапы приходятся как раз на юношеский возраст. Важными факторами профессионального самоопределения являются уровень информированности и уровень притязаний, которые в свою очередь очень сильно зависят от социальных условий и от образовательного уровня родителей. Личностное и профессиональное самоопределение – центральное новообразование этого возрастного периода. Оно связано с выработкой мировоззрения и системы жизненных ценностей. Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов, определение смысла жизни. Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, временной перспективе весьма различны, это во многом зависит от их информированности и эрудиции. В этой связи важнейшей задачей взрослых становится расширение жизненного и научного кругозора юношей, углубления их понимания специфики и значимости разных сфер человеческой деятельности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |