Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В старшем школьном возрасте




Трудовая деятельность и выбор профессии

 

Нельзя не сказать о роли общественно полезного труда в развитии личности старшеклассников. Труд учащихся важен не только (и не столько) своей вещественной результативной стороной. Правильно органи­зованный труд школьников способствует формированию таких ка­честв личности, как коллективизм, любовь к труду на общую поль­зу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость. Участвуя в общем труде, ученики приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться.

Обществен­ное значение труда и общественная оценка его результатов – это одна из обязательных сторон психологической подготовки школь­ника к труду.

Важным условием, при котором труд становится воспитываю­щим, являются коллективные формы его организации. Коллектив­ный труд позволяет учащимся приобрести опыт трудовой взаимопомощи, взаимного контроля, формирует лич­ную заинтересованность в общих результатах труда, привычку подчинять свое поведение интересам коллектива.

Под влиянием перспективы перехода к самостоятельной трудо­вой жизни формируется характерная для старшего школьного возраста направленность на будущее. Старший школьный возраст – это возраст жизненно-трудового самоопределения, когда начинаются серьезные поиски своего трудового призвания, возни­кает стремление наметить свою будущую профессию.

Характерной особенностью старшего школьника является резко избирательное отношение к профессиям. Социальный престиж некоторых профессий в глазах школь­ников очень велик, других – чрезвычайно низок. Проблема заключается в том, что часто эта престижность профессий никак не соответствует их реальному значению для об­щества.

Подготовка растущего человека к выбору профессии проходит ряд этапов:

1 этап – это детская игра с принятием на себя разных профессиональных ролей;

2 этап – подростковая фантазия, с возможной переоценкой своих профессиональных возможностей;

3 этап – предварительный выбор профессии, оцен­ка разных видов деятельности с точки зрения их интересности, затем — с точки зрения способностей, и еще позднее — с точки зрения ценностей;

4 этап – практическое принятие решения.

Третий и четвертый этапы приходятся как раз на юношеский возраст. Важными факторами профессио­нального самоопределения являются уровень инфор­мированности и уровень притязаний, которые в свою очередь очень сильно зависят от социальных условий и от образовательного уровня родителей.

Личностное и профессиональное самоопределе­ние – центральное новообразование этого возрастно­го периода. Оно связано с выработкой мировоззрения и системы жизненных ценностей.

Характерная черта ранней юности – формирова­ние жизненных планов, определение смысла жизни. Жизненные планы старшеклассников как по содержа­нию, так и по степени их зрелости, временной перс­пективе весьма различны, это во многом зависит от их информированности и эрудиции. В этой связи важней­шей задачей взрослых становится расширение жиз­ненного и научного кругозора юношей, углубления их понимания специфики и значимости разных сфер че­ловеческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.