КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Молодость как время установления близости
Успешность жизни взрослого человека определяется его семейным положением и результатами профессиональной деятельности. Следовательно, развитие взрослого человека могут квалифицировать три образа: 1: образ «Я»; 2: образ члена семьи; 3: образ профессионала. Согласно Эрику Эриксону, для формирования образа «Я» необходимо достижение собственной идентичности, как соответствия внутреннего мира человека и его внешнего проявления. Идентичность обусловлена достижением близости с другими людьми, в том числе — интимной близости с противоположным полом. Эриксон был убежден, что развитие близости есть важнейшее достижение молодости. Неспособность сформировать близкие отношения приводит к переживанию одиночества, затруднениям социальной адаптации, подозрительности и прочим признакам кризисного развития. Согласно исследованиям, более 90% взрослых людей определяли себя через свои семейные роли и обязанности. Собственная семья обеспечивает молодому человеку важнейшее социально-психологическое качество – независимость: эмоциональную независимость от родительской семьи и окружения, функциональную независимость как способность содержать себя, аттитюдную независимость как самостоятельность при определении ценностей и установок. Обретаемая и развиваемая в семье любовь обуславливает актуализацию всех человеческих потребностей. Согласно Роберту Стернбергу, любовь имеет три составляющих: Ø интимность (близость и общность интересов, проявляющиеся в любовных отношениях); Ø страсть (как побуждение, приводящее к сексуальному поведению); Ø обязательства в части сохранения близости, в части ответственности за любимого и т.д.). Как социальная группа и явление семья должна выполнять определенные функции и развиваться по определенным законам. «Западание» каких-либо функций семьи становится ощутимым для ее членов и ведет к напряженности в отношениях. Функциональный дефицит семьи чаще всего становится причиной семейных конфликтов и распада семьи. Традиционно выделяют следующие функции семьи: Ø Обеспечение личного счастья – это главное, ради чего люди сходятся и начинают жить вместе; Ø Продолжение рода – не менее важно для реализации первой функции, а также важнейшей человеческой потребности; Ø Воспитательная – естественно следует за второй, но адресована она не только детям, но и друг другу (ибо предполагает изменение поведения, «пристройки» к супругу); Ø Хозяйственно-экономическая – направлена на получение и рациональное распределение финансовых и прочих ресурсов семьи; Ø Досуговая – связана с организацией свободного времени, полноценного отдыха членов семьи. Молодым супругам полезно помнить и о так называемых «критических периодах» в развитии семьи, когда ее функциональная недостаточность ощущается наиболее остро. Первым кризисом семейных отношений психологи считают Кризис первого года жизни, когда повседневное общение неминуемо требует «притирки» к особенностям партнера. В психологии описаны так называемые конфликтные модели семейных отношений, актуализируемые супругами в данном кризисе. · Модель «шлейф прежнего образа жизни» – партнеры не могут поступиться привычками из прежней холостяцкой жизни («девичники — мальчишники», походы в баню, длительные телефонные разговоры и т.п.). Неудовольствие супруга в связи с привычками другого рассматривают как посягательство на права. Подобные вещи могут стать причиной распада семьи. Очевидно, что супругам необходимо договориться, не исключено, что кому-то придется пожертвовать «холостяцкими увлечениями» ради мира в семье. · Модель «дидактизм» – такая модель характеризуется обоюдным или односторонним стремлением поучать. · Модель «маменькин сынок – папенькина дочка» – при такой модели супруги постоянно обращаются к мнению своих родителей, не принимают самостоятельных решений. Опасность этой модели состоит в том, что фактически молодые супруги не формируют личный опыт построения взаимоотношений. · Модель «озабоченность» – при этой модели в семье постоянно присутствует нерешенная проблема. Таким семьям следует научиться оставлять неприятности за порогом дома. · Модель «готовность к бою» – супруги находятся в состоянии напряжения в ожидании подвоха, они как бы испытывают необходимость отражать атаки друг друга, оттачивают свое искусство противостояния. Психологически оправдан запрет на следующие десять выражений: «сколько раз надо повторять», «неужели так трудно запомнить...», «неужели ты не видишь...», «неужели тебе не понятно...», «ты стал таким... грубым, скучным...», «все люди.., а ты...», «что ты пристал (пристала)», «ты такой (такая) как твои родители», «тысячу раз уже говорил».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |