Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности старшего школьника




Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, этому способствует появление новых вопросов о себе. В юности расширяются временные представления, включающие будущее, лич­ные и социальные перспективы.

Социальная ситуация развития определяется стрем­лением к взрослости и самостоятельности. Старшекласс­ник стремится удовлетворить эту социально значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию. Таким обра­зом, самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.

Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий) утверждают, что самосознание это­го периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Усложняется структура самосознания юноши, в ней оформляются следующие элементы (по BольфуCоломоновичу Мерлин) :

Ø своя тождественность;

Ø образ «Я»;

Ø психические свойства и качества;

Ø социально-нравствен­ные самооценки.

Между элементами са­мосознания устанавливается функциональная и генети­ческая связь, благодаря чему обогащение одного из элементов видоизменяет другие, да и все самосознание в целом. Возрастает интерес к своему внутреннему миру и потребность в самоанализе. В этом возрасте форми­руется достаточно устойчивый многокомпонентный об­раз «Я», включающий:

Ø «Я»-реальное (есть сейчас);

Ø «Я»-динамическое (стараюсь быть);

Ø «Я»-идеальное (должен стать);

Ø «Я»-фантастическое (мог бы быть).

Следует от­метить, что указанные компоненты довольно динамич­ны: юноша самоопределяется. Показателем нормаль­ного развития является расхождение «идеального» и «реального Я» (адекватная самооценка юноши). Формирующийся образ «Я» влияет на самоуважение юноши.

Образ собственного тела. В ранней юности часто проявляется повышенный интерес к своему физическому облику, своему те­лу. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность, юно­ши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Образ собственного теля – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормаль­ного развития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы».

Осознание и самооценка личных качеств. Чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на са­мооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоцио­нальной оценки и социального сравнения (свои ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки:

1) соизмерить уровень своих притяза­ний с достигнутым результатом («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный»). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку.

2) социальное соревнование, сопо­ставление мнений о себе с мнением окружающих о себе.

Иногда юноша пытается познать себя путем самонаб­людения, самосозерцания. Рост рефлексии, повышенного инте­реса к себе вообще типичен для ранней юности. Это обнаружи­вается и в появлении интимных дневников (у девушек значи­тельно чаще о раньше, чем у юношей), и в «примерке» к себе образов художественной литературы, (если подросток идентифи­цируется с поступками персонажей, то юноша – с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе к внутреннему миру других людей.

Некоторые психологи склонны отрицательно относиться к юношеской рефлексии, усматривая в ней опасность самоизоля­ции, ухода от действительности в воображаемый мир мечты. Однако реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей с чертами невротизма; или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, пло­хие человеческие контакты). Хороший учитель может эффек­тивно помочь таким ребятам, незаметно включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения.

Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозер­цанием. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я? Ка­кой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), ас другой — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоз­зренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ ста­новится элементом социально-нравственного самоопределения.

Самоуважение и его функции. Важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, – само­уважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его.

Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно от­носится к себе. Низкоесамоуважение, наоборот, означает по­стоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в соб­ственные силы.

Юноши и девушки с пониженным самоуваже­нием часто испытывают трудности в общении и стремятся за­крыться от окружающих. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собствен­ные силы.

Формирование мировоззрения. Ранняя юность – решаю­щий возраст формирования мировоззрения. Первый показатель становления мировоззрения – рост по­знавательного интереса к наиболее общим принципам мирозда­ния, универсальным законам природы и человеческого бытия.

Выработка мировоззрения не сводится к познавательной активности. Центральное место в этом процессе занимает реше­ние коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.