КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие личности старшего школьника
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, этому способствует появление новых вопросов о себе. В юности расширяются временные представления, включающие будущее, личные и социальные перспективы. Социальная ситуация развития определяется стремлением к взрослости и самостоятельности. Старшеклассник стремится удовлетворить эту социально значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию. Таким образом, самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте. Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий) утверждают, что самосознание этого периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Усложняется структура самосознания юноши, в ней оформляются следующие элементы (по BольфуCоломоновичу Мерлин) : Ø своя тождественность; Ø образ «Я»; Ø психические свойства и качества; Ø социально-нравственные самооценки. Между элементами самосознания устанавливается функциональная и генетическая связь, благодаря чему обогащение одного из элементов видоизменяет другие, да и все самосознание в целом. Возрастает интерес к своему внутреннему миру и потребность в самоанализе. В этом возрасте формируется достаточно устойчивый многокомпонентный образ «Я», включающий: Ø «Я»-реальное (есть сейчас); Ø «Я»-динамическое (стараюсь быть); Ø «Я»-идеальное (должен стать); Ø «Я»-фантастическое (мог бы быть). Следует отметить, что указанные компоненты довольно динамичны: юноша самоопределяется. Показателем нормального развития является расхождение «идеального» и «реального Я» (адекватная самооценка юноши). Формирующийся образ «Я» влияет на самоуважение юноши. Образ собственного тела. В ранней юности часто проявляется повышенный интерес к своему физическому облику, своему телу. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность, юноши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Образ собственного теля – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормального развития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы». Осознание и самооценка личных качеств. Чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свои ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим). Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки: 1) соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный»). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. 2) социальное соревнование, сопоставление мнений о себе с мнением окружающих о себе. Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения, самосозерцания. Рост рефлексии, повышенного интереса к себе вообще типичен для ранней юности. Это обнаруживается и в появлении интимных дневников (у девушек значительно чаще о раньше, чем у юношей), и в «примерке» к себе образов художественной литературы, (если подросток идентифицируется с поступками персонажей, то юноша – с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе к внутреннему миру других людей. Некоторые психологи склонны отрицательно относиться к юношеской рефлексии, усматривая в ней опасность самоизоляции, ухода от действительности в воображаемый мир мечты. Однако реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей с чертами невротизма; или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). Хороший учитель может эффективно помочь таким ребятам, незаметно включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения. Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозерцанием. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), ас другой — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Самоуважение и его функции. Важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, – самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно повышать или понижать его. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно относится к себе. Низкоесамоуважение, наоборот, означает постоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в собственные силы. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. Формирование мировоззрения. Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения. Первый показатель становления мировоззрения – рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам природы и человеческого бытия. Выработка мировоззрения не сводится к познавательной активности. Центральное место в этом процессе занимает решение коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |