Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение в период юности. Дружба и любовь




Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями, при их поддержке и поддержке комсомола.

Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Уже подросток на основе пробуждающегося у него чувства взрослости пытается сбросить тяготящую его опеку и пере­строить отношения с родителями на основе равенства. Эта тен­денция продолжается и в юности. Взаимоотношения отцов н детей зависят от целой совокупности социальных условий, та­ких, как темп и характер социальных перемен, структура семьи, характер и способы поддержания дисциплины и т.д. Авторитар­ная система воспитания, не дающая простора собственным стремлениям формирующейся личности, действительно порож­дает конфликты.

Современная психология ставит вопрос об автономии вырос­ших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность я право иметь собственные привязанности, выбираемые незави­симо от родителей), моральную и ценностную автономию (по­требность и право на собственные взгляды и фактическое нали­чие таковых).

Раньше всего подростки добиваются поведенческой автоно­мии. Эмоциональная автономия сопровождается большими труд­ностями. Достаточно малейшей бестактности, чтобы внутренний мир старшеклассника надолго, если не навсегда, закрылся для родителей.

В сфере моральных установок и ценностных ориентации юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Разница между поколениями весьма заметна относительно вопросов моды, вкусов, способов развлечений. Но в том, что касается более глу­боких проблем – политических взглядов, мировоззрения, выбо­ра профессии, – авторитет родителей оказывается куда более значительным, перевешивая, как правило, влияние приятелей сверстников.

Общение со сверстниками в период юности. Ранняя юность – самый «коллективный» возраст. Старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным груп­пе, иметь в ней определенный престиж и авторитет.

Расширение диапазона общения и усложнение жизнедея­тельности старшего школьника приводят к тому, что число групп и коллективов, к которым он принадлежит (или ориентируется), значительно возрас­тает. Такая множественность групп создаёт определенные ролевые конфликты, ставя лич­ность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее (если приходится, например, выбирать между обязанностями по отношению к спортивному обществу или школе). Положение осложняется тем, что требования разных групп могут противо­речить друг другу.

Особенно важно в воспитательной работе учитывать влияние стихийных уличных групп и компаний. Некоторые педагоги склонны закрывать на них глаза или считать их чем-то случай­ным. Это опасное заблуждение.

Дружба. Наряду с возрастающей значимостью коллектив­ной групповой жизни, в ранней юности резко усиливается по­требность в индивидуальной интимной дружбе. Юношеская дружба на пер­вый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искрен­ность. Развитие самосознания и свойственные ему противоре­чия вызывают потребность «излить душу», по­делиться своими переживаниями. Отсюда понимание друга как собственного alter ego (другого «я»). Такая потребность впер­вые появляется именно в юности.

Alter ego, которое каждый ищет в друге, отражает неосозна­ваемые потребности собственного «я». Один ищет в друге пре­имущественно подтверждение своего «я»; другой для него – зеркало, в котором он видит свое отражение. Второй, наоборот, сам иден­тифицируется с другом, начиная жить его переживаниями, вплоть до потери собственной индивидуальности. Третий ищет в друге дополнение, образец для подражания и психологическую защиту и т.д. От этих неосознаваемых психологических потреб­ностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений с ними.

Юношеские представления о дружбе и реальная степень ее интимности неодинаковы у разных людей. У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Очень велики и индивидуальные различия. Одни признают исключительно парную дружбу и считают, что настоящий друг может, быть только один. У других бывает двое, трое и более друзей.

В большинстве случаев старшеклассники, как и люди всех других возрастов, предпочитают дружить со сверстником собст­венного пола. Возрастная разница редко превышает один-два года. Однако у многих, особенно у девушек, имеется потребность в дружеских отношениях со старшими. Многие юноши и девуш­ки охотно занимаются с ребятами младших возрастов, получая от этого большое удовлетворение. Если юноша или девушка при нормальном общем развитии выбирает ближайших друзей только из подростков младше себя, такой выбор чаще всего бывает вынужденным и компенсирует трудности общения со сверстни­ками. Причиной могут быть застенчивость, завышенные при­тязания или что-то иное.

Вопрос о различиях дружбы у юношей и девушек пока не­достаточно изучен. Психологические исследования не подтверж­дают идущих из древности представлений, будто женщины во­обще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повы­шенная общая чувствительность девушек, их склонность при­давать значение мельчайшим психологическим нюансам, «вы­яснять отношения» и т.д. делают поддержание устойчивых от­ношений труднее, чем в более сдержанной и «грубой» мужской дружбе, где довольствуются взаимопониманием в основном и главном.

 

Будучи первой, самостоятельно выбранной глубокой личной привязанностью, юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности лю­бовь.

Любовь и взаимоотношения полов. Взаимоотношения меж­ду мальчиками и девочками в ранней юности заметно активизируются. Расширяется сфера товарищеских отношений; наряду с одно­полыми компаниями все чаще появляются смешанные группы. Усиливается, особенно у девочек, потребность в смешанной дружбе. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, объяснения, иногда поцелуи), появля­ются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. Взаимоотношения по­лов становятся одной из главных воспитательных проблем.

Возможности общения и взаимопонимания затруд­няются и психологическими различиями, и темпами общего созревания полов. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы внутреннего мира и челове­ческих взаимоотношений.

Экспериментальные исследования показывают, что хотя и юноши, и девушки 15-18 лет испытывают психологические трудности, тревогу и напряженность в общении друг с другом, у юношей эта напряженность значительно выше, чем у девушек, которые чувствуют себя более уверенно. Отчасти это связано с их более ранним созреванием, отчасти с тем, что юноша, которому в соответствии с нашими культурными норма­ми принадлежит инициатива и активная роль в ухаживании, ис­пытывает затруднения, не зная, как именно он должен себя вести.

Более раннее половое созревание означает уве­личение числа и повышение степени серьезности школьных «ро­манов», предъявляя повышенные требования к педа­гогическому мастерству и такту учителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.