КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Молодость как студенческая пора
Основные характеристики возраста Тема 9.3 Характеристика развития личности в период от 18 до 25 лет Вопросы темы: 9.3.1 Основные характеристики возраста 9.3.2 Молодость как студенческая пора 9.3.3 Молодость как время установления близости 9.3.4 Основные противоречия возраста
Первый взрослый период в возрастной психологии – молодость, он начинается по окончании средней школы, включает время профессиональной подготовки и завершается с обретением человеком финансовой и социальной самостоятельности. Таким образом, возрастные границы молодости условно можно определить 17(18)-25 годами. Молодость – пора выбора и определения: в профессии, в брачном партнерстве, в социальной ориентации. Ведущей деятельностью большинства молодых людей является учебно-профессиональная; социальная ситуация развития квалифицируется социализацией, в ходе которой формируются мировоззренческие установки, задающие устойчивые свойства личности. Молодость — период достижения пика физического развития: в самом расцвете репродуктивная способность, выносливость, физическое самочувствие, энергичность. Когнитивное развитие взрослых людей, в сравнении с периодом обучения в школе, не имеет четко выраженных периодов. Тем не менее, некоторые исследователи убеждены в его продолжении на протяжении всей жизни, в результате чего люди к старости приобретают значительный багаж информации. Обязательность и ответственность выступают как особенности взрослого мышления. Смыслом развития взрослых становится не изменение когнитивной структуры, а гибкое использование интеллекта в разные возрастные периоды. А главным критерием когнитивной зрелости молодых людей можно считать способность к самостоятельному принятию решений. Молодость – пора незнакомых ранее переживаний и чувств, которые приносит любовь. Непередаваемые и неиспытанные ранее чувства приносит родительство, особенно материнство. Родительские чувства представляют собой динамичный эмоциональный комплекс от умиления до холодящего страха и безмерной ответственности. Обретение этих чувств делает человека абсолютно взрослым. Для значительного количества молодых людей на период молодости выпадает замечательная студенческая пора. Студенчество – особая веха, хранимая памятью человека на протяжении всей жизни. Уникальность студенчества как жизненного периода сделала это слово нарицательным для ряда социальных и психических явлений (в психологии встречается даже определение типа памяти – студенческая). Это время романтичное и рациональное одновременно. Романтизм ему придают особая студенческая дружба «навеки» и нежная влюбленность, а рационализм – серьезная подготовка к профессии, когда упущенные возможности делают затруднительным последующий карьерный рост. Понять место студенчества в профессиональном становлении поможет представленная Д. Супером стадиальность профессионального роста. 1. Первая стадия кристаллизации приходится на юношеский возраст, в котором происходит выбор привлекательного профессионального направления, порой вне зависимости от реальных способностей. 2. Вторая стадия спецификации приходится на начало молодости (студенчество) – пору обучения профессии. 3. Третья стадия реализации у многих молодых людей совпадает с возрастом 23-24 года: они поступают на работу, меняют ее, еще не привязаны к месту, пребывают в состоянии поиска. 4. Четвертая стадия стабилизации – 24-35 лет, в это время происходит профессиональный рост в какой-либо области. 5. Пятая стадия консолидации продолжается с 35 лет до ухода на пенсию. Человек добивается наивысших результатов, становится мастером в выбранном деле. Таким образом, студенчество представляет стадию обучения профессии, что требует существенных интеллектуальных и физических затрат. Студенчество – период неоднородный по своим характеристикам. Так, интеллектуальные и коммуникативные возможности студентов младших курсов уступают соответствующим характеристикам выпускников. В исследованиях обнаружен ряд трудностей общения первокурсников. В их числе: Ø трудности установления взаимоотношений с людьми старшими по возрасту; Ø трудности выступления перед большой аудиторией; Ø трудности построения аргументации. Первокурсники обнаруживают склонность к воспроизведению деятельности по образцу. Несмотря на длительный период школьного обучения, ряд студентов не владеет отдельными учебными действиями, в частности – не умеет выделить в качестве предмета запоминания собственно познавательное содержание текста и запоминает сюжет; не умеет аргументированно выстраивать ответ и т.п. Существуют и определенные различия в мотивации учебной деятельности студентов. Позитивным стимулятором учения является мотив достижения. Он переживается как стремление к успеху, готовность к интеллектуальному напряжению для его достижения. Другая категория студентов мотивирована избеганием неудачи. Важным мотивом выступает мотив аффилиации, понимаемый как открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Наряду с традиционными мотивами студенчества следует отметить те, что стали специфичными в современном российском обществе. Речь в данном случае идет о несколько неадекватной мотивации, побуждающей молодых людей учиться в вузах без особого на то желания, а лишь для того, чтобы избежать призыва в армию. Отсутствие познавательного интереса превращает годы учения в отбывание, сессии сдаются посредственно, студенческая жизнь не приносит радости. Нельзя уйти и от явления дискредитации высшего образования, связанного с повсеместным открытием негосударственных учебных заведений, где плата за обучение становится почти полной гарантией получения диплома. Указанные явления известны сегодня всем, и игнорировать их нельзя. Они требуют решения на государственном уровне.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |