Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики взрослого периода

Тема 9.4 Психологическая характеристика зрелости

Основные противоречия возраста

Известный исследователь Н. Левинсон счи­тал самым существенным для развития взрослого че­ловека именно период начинаний – от 17 до 33 лет. В качестве основных задач «периода начи­наний», по Левинсону, выступают:

Ø установление связи мечтаний и реальности;

Ø выбор наставника в жизни;

Ø обеспечение возможности карьерного роста (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределе­ния);

Ø установление интимных отношений (единствен­ный, особенный партнер по интимным отноше­ниям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости).

Решение задач возрастного развития в молодости предполагает разрешение основных противоречий развития. Среди них следует отметить социально-пси­хологические противоречия:

Ø между новыми требованиями, предъявляемы­ми вузом или местом работы, и сложившимися стереотипами поведения;

Ø адаптационные противоречия, связанные с вхождением в новые социальные группы (сту­денческую, производственную и т.п.);

Ø между стремлением к самостоятельности и ограничениями, связанными с экономической за­висимостью от родителей, а также ограничения­ми, устанавливаемыми тем или иным руководите­лем деятельности;

Ø между колоссальным количеством информа­ции и временными ограничениями для ее ус­воения и осмысления;

Ø между наступлением физической зрелости и отставанием личностной зрелости (современ­ные исследователи отмечают явление «запаздывания» развития самосознания — сегодня оно формируется к 23-25 годам, тогда как в середине прошлого столетия отмечалась его сформированность уже к восемнадцати годам. Вероятно, подобная инфантилизация сознания связана с удлинением периода обучения как подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности).

Учитывая такую сложную и довольно противоре­чивую картину индивидуальной психической жизни, следует уделять особое внимание именно молодым, находящимся на стадии психического и социального формирования.

Вопросы темы:

9.4.1 Основные характеристики взрослого периода

9.4.2 Характеристика «кризиса середины лет»

9.4.3 Основные изменения психических функций в зрелом возрасте

В развитых странах на период взрослости прихо­дится три четверти человеческой жизни. Условимся определять три ее периода:

Ø взрос­лость от 25-30 до 40-45 лет;

Ø зрелость от 40-45 до 55-60 лет;

Ø пожилой возраст от 60 до 75 лет;

Ø старость от 70-75 и далее.

старость Исследования доказывают, что мозг человека про­должает развиваться до пятидесяти лет, поэтому зре­лость следует рассматривать с точки зрения обрете­ния новых психических возможностей, в том числе и интеллектуальных. На психологические характерис­тики взрослого человека помимо биологических при­чин влияют этническая принадлежность, социоэкономический статус, место проживания, род занятий и прочие факторы. Интеграция биологических, психо­логических, социальных и экономических факторов обуславливают различные варианты развития взрос­лого человека. Рассмотрим харак­теристику вариантов развития, данную В.Н. Дружининым.

1. Жизнь начинается завтра. При таком варианте ре­альная жизнь воспринимается как подготовка к значимой будущей. Человек снисхо­дителен к своим ошибкам, не торопится принимать ответственные решения, многими своими проявле­ниями напоминает ребенка.

2. Жизнь как творчество, а творчество — как побуж­дение души. У таких людей происходит разделение на внешнюю и внутреннюю жизнь. Важнее – внут­ренняя жизнь, она приносит удовлетворение. В результате такие люди либо отго­раживаются от внешней жизни (богемная жизнь), либо ведут двойную жизнь, в которой преобладает жизнь духовная.

3. Погоня за горизонтом (жизнь как достижение). Че­ловек живет внешней жизнью. Ставит перед со­бой цели и достигает их. Цель требует постоянного напряжения, по достижении утрачивает привле­кательность и значимость, появляется новая, таким образом, человек постоянно устремлен в будущее. На пенсии погружаются в воспоми­нания — мемуары.

4. Жизнь – есть сон (жизнь как уход в иную реаль­ность). Идеал для таких людей – покой, они живут внутренним содержанием при полной внешней пассивности. Ухо­дят в секты, алкоголь, литературу, компьютер, телевизор.

5. Жизнь по правилам (жизнь как ритуал). Человеку гарантирован небольшой, но успех. Он живет «как все». Его главные ценности – здоровье, удобства, безопасность, порядок в обществе. Благополучным такой вариант может быть только в стабильном обществе.

При указанной вариативности жизненного пути выделим общие параметры, харак­теризующие взрослого человека:

Ø достижение профессио­нального мастерства и оформление карьеры. (Замече­но, что большая часть научных открытий приходится на период взрослой жизни людей – 35-45 лет.);

Ø статус взрослого человека связан с ответственностью за других;

Ø реализация задачи правильного воспитания детей;

Ø улучшение жилищных условий, мате­риального достатка.

Ø включение чело­века во все многообразие общественных отношений;

Ø активизация желания внести вклад в обществен­ное развитие, повлиять на следующее поколение че­рез собственных детей.

Сказанное характеризует взрослый период как продуктивный. Обобщая сказанное, можно выделить главные мо­менты, служащие одновременно направлениями раз­вития взрослого человека и критериями его ценности: это – профессионализм, исполнение родительского долга, генеративность и продуктивность. Развитость данных параметров квалифицирует нормативное раз­витие взрослого человека. Важным критерием взрос­лости служит способность реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям, позитивно ре­шать противоречия и трудности, возникающие в жизни.

9.4.2 Характеристика «кризиса середины лет»

Этот кризис переживается людьми в 40-45 лет: он заключается в переоценке всего, что было достигнуто в жизни к этому времени. Человек нередко отвергает или разрушает то, чего добивался годами, во что вкладывал немало сил. Либо человек начинает остро переживать свою несостоятельность: как правило, к сорока годам осознается расхождение между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет – это время исполнения обещаний, данных когда-то давно.

Острота этого кризиса зависит от нескольких факторов. Люди амбициозные, с высоким уровнем притязаний переживают кризис середины жизни острее других. Но важнее всего то, насколько был разрешен предыдущий кризис – тридцатилетия. Многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости – и именно это служит причиной неврозов. Ведь к сорока годам начинается заметное убывание физических сил, снижение жизненной энергии, уменьшение сексуальной привлекательности.

Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными.

Приходит осознание того, что и собственная жизнь проходит: жизнь перестала выдавать кредиты под будущее. Одним тяжело от понимания того, что всех вершин все равно не покорить. Другие страдают от боязни не проявить себя в чем-то важном, остаться нереализованными, считают, что жизнь дает им последний шанс: именно во время кризиса середины жизни люди отчаиваются на неожиданные поступки, которые окружающие характеризуют как «седина в бороду – бес в ребро».

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

Кризис середины жизни легко может стать плацдармом для нового взлета, так называемого второго пика жизненной активности. Он способствовал становлению многих великих людей. Гоген начал карьеру художника в 39 лет, после того, как бросил свою работу в банке. Для Гете путешествие по Италии, предпринятое между 37 и 39 годами, полностью поменяло состояние души, что сказалось и на его произведениях. Микеланджело в критическом возрасте изменил стиль и качество своих работ. И мы знаем много таких примеров – одни из науки или предпринимательства идут в политику, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи искусством и т.д.

Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто.

Личностная зрелость, достигаемая во взрослом периоде жизни, побуждает человека к рефлексии. Ана­лизируя свои жизненные планы, воз­можности и реальные успехи, человек оценивает ре­зультативность собственной жизни. Понимание того, что время, отпущенное на достижения, оказалось про­жито с меньшим коэффициентом полезности, осозна­ние необратимости времени и упущенных возможно­стей способны вызвать явление, называемое кризисом середины жизни. По сути, он является кризисом смыс­ла жизни. Переживание этого кризиса может быть довольно драматичным.

Наиболее распространенным проявлением кризи­са является переживание неприятия собственного соматического старения. Морщины, мышечная дряб­лость, лысина, седина, увеличение объемов, снижение остроты зрения, угасание сексуальности и т.п. становятся симптомами прохождения середины жиз­ненного пути. Одних людей эти изменения беспокоят меньше, других – больше. Это зависит от субъектив­ного отношения к старению.

Другим знаковым явлением кризиса середины жизни может стать явление «опустевшего гнезда». Обретенный взрослыми людьми житейский и роди­тельский опыт может, однако, стать невостребован­ным. Возникает парадок­сальная ситуация — в зрелой семье со сложившимися ценностями и отношениями начинается поиск новых смыслов.

Третья сторона кризиса связана с переживани­ем профессиональной несостоятельности. Некоторые обнаруживают неудовлетворенность профессиональ­ной карьерой, отсутствие любимого дела, неустроен­ность взаимоотношений на рабочем месте и т.п. По­добные открытия становятся более травмирующими для мужчин, ибо эмоциональное благополучие большей части женщин связано все же с семьей. Таким обра­зом, названные три сферы могут вызвать кризис сере­дины жизни.

Кризис середины жизни – один из самых мощных, от требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвинуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, – кризис конца жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Молодость как время установления близости | Старение. Типы старения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.