КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Светотеневая моделировка предметов
Предметы на рисунке должны выглядеть реалистически; для этого их нужно не только правильно построить, но и передать объем, т. е. найти общий светотеневой строй. Свет и тень, или светотень – это средство изображения предметов действительности, их объем и положение в пространстве. В рисунке светотеневая моделировка выполняется при помощи штриховки, в живописи – цветом, красками. ^ Свет – освещенная часть предмета, куда лучи света падают под прямым углом. Блик – отраженный источник света, самое яркое место на предмете. Ярко выделяется на глазурованных, стеклянных, металлических предметах. На рисунке блик не штрихуется. Полутень – часть плоскости предмета со скользящими лучами света, плавный переход от света к тени. ^ Тень собственная – часть плоскости предмета, куда лучи света совсем не попадают, самое темное место на предмете. Рефлекс – светлая полоса в тени предмета, это отраженный от других предметов и поверхностей свет, падающий на теневую сторону поверхности тела. ^ Тень падающая – от предмета на горизонтальную или вертикальную плоскость, всегда бывает темнее собственной тени. При выполнении светотеневой моделировки предметов карандашом штрихи наносятся по форме предмета. На вертикальной поверхности со стороны света предметов фон всегда темнее, а со стороны тени – светлее. Вертикальную плоскость лучше штриховать вертикальными линиями, а горизонтальную – горизонтальными или наклонными. 8. Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью. Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы. ^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета. Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д. Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света через трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан». Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цветов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге. ^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло. ^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоциируется в нашем представлении с холодом, прохладой. Цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета. Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет. Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными: красный – зеленый; синий – оранжевый; желтый – фиолетовый. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст. Основные характеристики цвета У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. ^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, желтый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким. Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую природу, а краска – химическую.
Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется накладывать не более трех слоев. Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета. В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, накладывая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе. Невозможно правдиво изобразить предмет или тематическую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы. Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. При выполнении работы нужно учитывать следующие законы воздушной перспективы. 1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими деталями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей. 2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных – мягко. 3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – плоскими. 4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – одноцветны. 5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый. При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.
1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность. 2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников. а) возрастные особенности в рисунках детей, б) содержание занятий. 3.Особенности рисования на темы: а) рисование фигуры человека, б) рисование портрета, в) рисование деревьев. Литература: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1967. 2. Кузин В.С. Психология.- М.: 1982, 1997. 3. Курочкина Н.Н. Детям о книжной графике.- СПб.: 1997. 4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: 1998. 5. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: 1979. 6. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 1996. 1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность. Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В процессе обучения школьников решаются актуальные задачи художественного образования, духовной культуры личности, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию. В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы. Основной документ, с которого мы начинаем вплотную знакомиться с тематикой занятий по любому предмету - это программа. Для достижения успехов в работе, учителю необходимо знать какой объем знаний, умений и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте. В основном эта задача уже решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ. Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности. Большинство школ работают по программе Владимира Сергеевича Кузина, Бориса Михайловича Неменского и Татьяны Яковлевны Шликаловой. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий: 1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе; рисование с натуры со 2 класса; включает в себя -рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.), -живопись акварелью, гуашью. Программа 2006 г. с-2. 2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная. С-4. 3.Декоративное рисование. С-6. 4.Лепка из пластилина и глины. С-7. 5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций). С-7. 6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. С-7. Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе. Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка. Что нужно усвоить ребенку в 1,2,3,4 классах? Проработать самостоятельно по программе В.С.Кузина: 1 класс с.-23, 2 класс с-39,3 класс с-57, 4 класс с-71. В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры. Изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. В настоящее время, когда многие школы работают по вариативным программам, не возможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, поэтому к этому процессу надо относиться творчески. Даже действующие государственные программы существенно отличаются друг от друга. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (Кузин В.С.). В программе Неменского Б.М. акцент ставится на эмоциональном развития школьника. В программе Шпикаловой Т.Я. занятия построены на углубленном изучении народного искусства. Мы считаем, что одна из основных задач обучения изобразительному искусству - искать не отдельные точки соприкосновения с ребенком, а стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект, который находится в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, с активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый, окружающий мир. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания, плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений. Изучение изобразительной грамоты с 1 по 4 класс является азбукой, основой любого визуального и предметного творчества. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |