КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели структуры психологического консультирования
Понятие структуры психологического консультирования. Лекции 6-7. Виды психологического консультирования. Структура психологического консультирования. Экономический рост или развитие экономики Индустриальная политика. § Правительство берет на себя прямую активную роль в формировании промышленности для поощрения экономического роста. § Оно могло бы поспособствовать ускорению развития высокопроизводительных отраслей и перемещению в них ресурсов из низкопроизводительных. § Правительство могло бы увеличить расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Прежде всего, уясним существо дилеммы. Под экономическим ростом здесь подразумевается простое увеличение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Экономическое же развитие означает такое совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей. Речь идет, например, о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда, возвышении уровня потребностей и потребления. Концепция «экономический рост без развития», применима к развивающимся странам. Низкий уровень экономического развития, отсутствие доступа к последним достижениям НТР, очень высокий ежегодный прирост населения, который по своим темпам значительно превосходит скорость хозяйственного развития, делает необходимым выбор в пользу экономического роста без нового качества расширенного воспроизводства. Концепция «экономическое развитие без роста» получила распространение в западных странах. Здесь широко освоены новейшие достижения НТР, обеспечен высокий уровень производства национального дохода в расчете на каждого человека, крайне низкие темпы прироста населения, требования экологической безопасности сделали возможным особый путь воспроизводственного процесса: «нулевой экономический рост» (прекращение разрушающего воздействия производства на природу) при повышении качества жизни.
1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консультант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой условное деление, цель которого - понимание всего процесса консультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности: Ø специфические цели и задачи; Ø временные аспекты; Ø приемы и техники работы консультанта, особенности его поведения; Ø особенности поведения и состояния клиента; Ø уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств. Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в целом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.
2. Существует несколько подходов в определении и структурировании пространства психологического консультирования. Выделяются следующие модели структуры психологического консультирования: Ø эклектическая модель Р. Кочюнаса; Ø четырехступенчатая модель; Ø шестишаговая модель А. Блазера. Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы: Ø этап исследования проблем клиента, предполагающий: - установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; - формирование климата обоюдного доверия; - поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики; - поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим; Ø этап двумерного определения проблем, включающий: - уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез; - определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением; - в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы - возврат на стадию уточнения и прояснения; Ø этап идентификации альтернатив, включающий: - обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом; - побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы; Ø этап планирования, содержащий: - сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению; - осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем; - составление плана реалистичного решения проблемы; - разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения; Ø этап деятельности, включающий: - последовательную реализацию выбранного плана действий; - учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты; - обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий; Ø этап оценки и обратной связи, включающий: - оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; - обобщение достигнутых результатов; - анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы. Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы: Ø установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту; Ø ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы; Ø терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы. Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы: Ø этап установления раппорта, характеризующийся: - формированием доверия; - частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент; - использованием этого приема только на данном этапе; Ø этап составления жалобы, включающий: - анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием «все плохо»), явной, скрытой; - стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую: § отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы); § отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (консультант: «Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощущаете...»); § изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом; Ø этап анализа проблемы, включающий: - наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит проблему и интерпретации консультанта и замкнется в себе; - анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоциональных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента; - анализ истории возникновения проблемы, то есть время возникновения, длительность протекания на данный момент, динамика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью; - функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней позитивного для клиента; - построение гипотез, их проверка и подтверждение; - вербальную активность консультанта, использование различных вопросов, техник «разговорения» клиента, побуждение клиента к осознанию своей проблемы; Ø этап формулирования проблемы, включающий: - подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы «Я понял», а не к пассивному восприятию им интерпретаций консультанта; - выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа «Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хочет клиент; - конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (например, покупка новой квартиры как решение конфликтов с родителями не входит в компетенцию психолога); Ø этап проработки проблемы, включающий: - «движение» клиента в проблеме, расширение взгляда на проблему, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений; - использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента; - перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осуществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования); - обратную связь по поводу результатов; Ø этап завершения, характеризующийся «отсоединением» клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда консультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть самостоятельным и обходиться без помощи специалиста.
Виды Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности): § Индивидуальное психологическое консультирование; § Семейное психологическое консультирование; § Групповое психологическое консультирование; § Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование; § Мультикультурное психологическое консультирование.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |