Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели структуры психологического консультирования

Понятие структуры психологического консультирования.

Лекции 6-7. Виды психологического консультирования. Структура психологического консультирования.

Экономический рост или развитие экономики

Индустриальная политика.

§ Правительство берет на себя прямую активную роль в формировании промышленности для поощрения экономического роста.

§ Оно могло бы поспособствовать ускорению развития высокопроизводительных отраслей и перемещению в них ресурсов из низкопроизводительных.

§ Правительство могло бы увеличить расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.

Прежде всего, уясним существо дилеммы. Под эконо­мическим ростом здесь подразумевается простое уве­личение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Эко­номическое же развитие означает такое совершенствование производ­ства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социаль­но-экономических показателей. Речь идет, например, о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда, возвышении уровня потребностей и потребления.

Концепция «экономический рост без развития», при­менима к развивающимся странам. Низкий уровень экономического развития, отсутствие доступа к последним достижениям НТР, очень высокий ежегодный прирост населения, который по своим темпам значительно превосходит скорость хозяйственного развития, делает необходимым выбор в пользу экономического роста без нового качества рас­ширенного воспроизводства.

Концепция «экономическое развитие без роста» получила распро­странение в западных странах. Здесь широко освоены новейшие достижения НТР, обеспечен высокий уровень производства национального дохода в расчете на каждого человека, крайне низкие темпы прироста насе­ления, требования экологической безопасности сделали возможным особый путь воспроизводственного процесса: «нулевой экономический рост» (прекращение разрушающего воздействия производства на природу) при повышении качества жизни.

 

 

 

 

1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консуль­тант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой услов­ное деление, цель которого - понимание всего процесса кон­сультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий. Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

Ø специфические цели и задачи;

Ø временные аспекты;

Ø приемы и техники работы консультанта, особенности его по­ведения;

Ø особенности поведения и состояния клиента;

Ø уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.

Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в це­лом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

 

2. Существует несколько подходов в определении и структуриро­вании пространства психологического консультирования. Вы­деляются следующие модели структуры психологического консультирования:

Ø эклектическая модель Р. Кочюнаса;

Ø четырехступенчатая модель;

Ø шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

Ø этап исследования проблем клиента, предполагающий:

- установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне;

- формирование климата обоюдного доверия;

- поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

- поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рас­смотрение проблемы им самим;

Ø этап двумерного определения проблем, включающий:

- уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание сво­их интерпретаций и гипотез;

- определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

- в случае возникновения трудностей в точном определении про­блемы - возврат на стадию уточнения и прояснения;

Ø этап идентификации альтернатив, включающий:

- обсуждение всех возможных альтернатив решения данной про­блемы совместно с клиентом;

- побуждение клиента к самостоятельному продуцированию аль­тернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

Ø этап планирования, содержащий:

- сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

- осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

- составление плана реалистичного решения проблемы;

- разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

Ø этап деятельности, включающий:

- последовательную реализацию выбранного плана действий;

- учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятель­ства, временные и эмоциональные затраты;

- обсуждение возможности частичной или полной неудачи и спо­собов реагирования и действий клиента в этом случае, подведе­ние клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

Ø этап оценки и обратной связи, включающий:

- оценку клиентом совместно с консультантом полученного ре­зультата и уровня достижения поставленной цели;

- обобщение достигнутых результатов;

- анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных бо­лее глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.

Четырехступенчатая модель психологического консультирова­ния включает в себя следующие технические этапы:

Ø установление раппорта, «присоединение» консультанта к клиенту;

Ø ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации про­блемы;

Ø терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

Ø этап установления раппорта, характеризующийся:

- формированием доверия;

- частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент;

- использованием этого приема только на данном этапе;

Ø этап составления жалобы, включающий:

- анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием «все плохо»), явной, скрытой;

- стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

§ отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

§ отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (кон­сультант: «Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощу­щаете...»);

§ изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

Ø этап анализа проблемы, включающий:

- наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит про­блему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

- анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоцио­нальных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

- анализ истории возникновения проблемы, то есть время возник­новения, длительность протекания на данный момент, дина­мика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

- функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней пози­тивного для клиента;

- построение гипотез, их проверка и подтверждение;

- вербальную активность консультанта, использование различ­ных вопросов, техник «разговорения» клиента, побуждение кли­ента к осознанию своей проблемы;

Ø этап формулирования проблемы, включающий:

- подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы «Я понял», а не к пас­сивному восприятию им интерпретаций консультанта;

- выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа «Чего ты теперь хочешь?», детализация того, что конкретно хо­чет клиент;

- конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (напри­мер, покупка новой квартиры как решение конфликтов с ро­дителями не входит в компетенцию психолога);

Ø этап проработки проблемы, включающий:

- «движение» клиента в проблеме, расширение взгляда на пробле­му, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

- использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

- перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осу­ществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

- обратную связь по поводу результатов;

Ø этап завершения, характеризующийся «отсоединением» клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда кон­сультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть са­мостоятельным и обходиться без помощи специалиста.

 

Виды

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

§ Индивидуальное психологическое консультирование;

§ Семейное психологическое консультирование;

§ Групповое психологическое консультирование;

§ Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

§ Мультикультурное психологическое консультирование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика предложения | Контроль и прогнозы ситуации на рынках финансов, сырья и товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.