Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие служебного контракта

Законодательство о государственной службе вместо привычного трудовому законодательству понятия «трудовой договор» использует термин «служебный контракт». Этот термин призван подчеркнуть специфику государственной службы как особого вида трудовой деятельности. По содержанию же служебный контракт мало чем отличается от трудового договора.

Согласно Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу. Такая формулировка этой нормы представляется нам не вполне корректной. Более удачной на наш взгляд является норма ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которой контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел. Аналогичным образом сформулирована и ст. 10 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. Специфика государственной службы заключается в том, что работодателем (нанимателем) в данном случае выступает государство, т.е. Российская Федерация или СУБЪЕКТ РФ орган государственной власти. Поэтому функции нанимателя от их имени реализует руководитель соответствующего государственного органа – представитель нанимателя, который, однако, не является стороной контракта.

Примерная форма служебного контракта гражданского служащего утверждена указом Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 г. Согласно этому указу руководителям государственных органов предписывается руководствоваться этой формой при заключении служебных контрактов после 31 января 2005 г., а также обеспечить в 3-месячный срок переоформление трудовых договоров, заключенных ранее.

Содержание служебного контракта – это совокупность его условий. Можно говорить о существенных и дополнительных условиях служебного контракта с одной стороны, а также производных и непосредственных условиях – с другой. Существенные или необходимые условия служебного контракта – это те условия, при отсутствии которых он не может быть заключен. В отличие от необходимых условий служебного контракта дополнительные условия могут включаться или не включаться в контракт по желанию сторон. Производные условия воспроизводят правила регулирования труда, закрепленные действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами, т.е. они «производны» от статьи нормативно-правового акта. В отличие от них непосредственные условия представляют собой результат согласования воли сторон трудового соглашения, т.е. включаются в служебный контракт непосредственно его сторонами и, как правило, закрепляют особенности регулирования труда в данном конкретном случае. В этой связи очевидно, что производные условия нет необходимости включать в содержание служебного контракта, поскольку их применение обусловлено общеобязательным характером юридической нормы. Иначе говоря, эти условия будут действовать и без специальной оговорки о их применении в служебном контракте.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. в ст. 24 закрепляет перечень существенных или необходимых условий служебного контракта.

Во-первых, к таким условиям законодатель относит наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

Во-вторых, к числу существенных условий служебного контракта относится условие о дате начала исполнения должностных обязанностей.

Существенным условием служебного контракта также являются права, обязанности гражданского служащего и должностной регламент. Отметим, что права и обязанности гражданского служащего в целом предусмотрены статьями 14, 15 и рядом других норм указанного закона. Представляется, что в отношении гражданского служащего служебный контракт должен содержать те права и обязанности, которые обусловлены выполнением должностных обязанностей по конкретной должности гражданской службы и связанные со спецификой данной должности. Такие права и обязанности гражданского служащего должны быть предусмотрены должностным регламентом.

Существенным условием служебного контракта являются виды и условия медицинского страхования гражданского служащего, а также иные виды его страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации регулируются Федераль­ным законом «Об основах обязательного социального стра­хования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.), а также рядом иных нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам социального страхования. Согласно действующему законодательству работодатели любой организационно-правовой формы и формы собственности обязаны осуществлять предусмотренные законом и иными нормативными актами виды социального страхования работающих у них лиц (медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.п.). Соответствующие отношении регулируются Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с последними изменениями); Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с последними изменениями); Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с последними изменениями) и др. Таким образом, в целом данное условие служебного контракта также относится к производным. Однако согласно нормам трудового законодательства обязательному включению в содержание трудового договора подлежат те виды и условия социального страхования, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. В этой связи следует отметить, что комментируемым законом предусмотрено медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. Указанные виды и условия медицинского страхования должны быть отражены в служебном контракте. Однако на сегодняшний день такой закон пока не принят.

Существенным условием служебного контракта являются также права и обязанности представителя нанимателя.

К числу существенных условий служебного контракта относятся и условия профессиональной служебной деятельности, а также компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.

Условие о режиме служебного времени и времени отдыха необходимо включать в служебный контракт только в том случае, если он для конкретного гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе. Служебный распорядок государственного органа устанавливается нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Такой нормативный акт утверждается представителем нанимателя с учетом мнения представительного органа гражданских служащих. Вместе с тем в отношении конкретного гражданского служащего могут быть установлены специальные правила режима труда и отдыха. Например, для отдельных категорий гражданских служащих может быть установлен ненормированный рабочий день. Кроме того, в соответствие с правилами трудового законодательства по соглашению между работником и работодателем может быть установлен неполный рабочий день.

Безусловно, относятся к существенным условия оплаты труда гражданского служащего. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. впервые предусматривает возможность установления по отдельным должностям гражданской службы особых условий оплаты труда гражданских служащих, отличных от общих условий. В частности, становится возможным дифференцировать оплату труда гражданского служащего в зависимости от показателей эффективности и результативности его служебной деятельности, ориентированных на конечный результат и зафиксированных в срочном служебном контракте.

Помимо рассмотренных существенных или необходимых условий в служебный контракт по соглашению сторон могут включаться и иные условия (дополнительные или факультативные). Так, в служебном контракте может быть предусмотрено испытание при поступлении на гражданскую службу. В содержание служебного контракта может включаться условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

Служебный контракт может быть двух видов:

1. срочный (1-5 лет);

2. служебный контракт, заключаемый на неопределенный срок

Основания расторжения служебного контракта. Общий перечень оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим закрепляется в ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.

Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами.

Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. При этом представитель нанимателя должен предупредить гражданского служащего в письменной форме о расторжении срочного служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего.

В строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя.

В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы – заключается новый контракт. В частности, такой перевод может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе. Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем, указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно части 1 ст. 28 перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе, и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, независящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить (это новелла закона), что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ, обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 закона.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. закрепляет и дополнительные (к общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством) основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта.

Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Служебный контракт на гражданской службе | Регламентация деятельности гражданских служащих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.