Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Входной тест




Выберите правильный ответ:

1. Информация – это ….

а) сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неосведомленности;

б) сведения об источнике, из которого можно узнать какие-либо сведения;

в) сведения о процессе восприятия, передачи каких-либо сведений.

Р=3

2. Технология обработки информации – это…

а) совокупность средств, методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества;

б) перенос данных с первичного документа на машинный носитель;

в) копирование информации из одной папки в другую.

Р=3

3. Что такое файл?

а) информация, которую мы видим на экране;

б) текст, распечатанный на принтере;

в) поименованная область на диске, предназначенная для хранения информации.

Р=3

1. Понятие информационной системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы отличаются друг от друга как по составу, так и по главным задачам.

Приведем примеры нескольких систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей:

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и т.д. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и т.д. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и т.д. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

В информатике понятие система имеет множество смысловых значений. Чаще всего она используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей.

В современном понимании информационной системы предполагается использование в качестве основного технического средства персонального компьютера. Следует точно понимать разницу между компьютером и информационной системой. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом операционной системы. Сама система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

2. Этапы развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-е годы. Они предназначались для обработки счетов и расчета зарплаты и реализовывались с помощью электромеханических бухгалтерских машин. Это позволяло несколько сократить затраты и время на подготовку бумажных документов.

60-е годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям потребовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций.

В 70-х – начале 80-х годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средств управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х годов концепция использования информационных систем вновь меняется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы, вовремя предоставляя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров и т.п.

Основные этапы развития ИС представлены в таблице:

Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 гг Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие информационные системы для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1980 гг Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений, системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения
1980-2000 гг Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы, автоматизированные офисы Выживание и процветание фирмы

3. Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения можно представить в виде схемы:

 


Свойства информационной системы:

· любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

· информационная система является динамичной и развивающейся;

· при построении информационной системы необходимо использовать информационный подход;

· выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

· информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе, как о системе, реализуемой на основе компьютерной техники, хотя в общем случае ее можно рассматривать и в некомпьютерном виде. Чтобы разобраться в работе информационной системы, нужно понять суть проблем, которые она решает, и организационные процессы, в которые она включена. Например, при определении возможности компьютерной ИС для поддержки принятия решений следует учитывать:

· структурированность решаемых управленческих задач;

· уровень иерархии управления фирмой, на которой решение будет принято;

· принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

· вид используемой информационной технологии.

Внедрение информационных систем может способствовать:

· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

· обеспечению достоверности информации;

· замене бумажных носителей на магнитные, что приводит к более рациональной организации переработки информации;

· совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота;

· уменьшению затрат на производство товаров и услуг;

· предоставлению потребителям уникальных услуг;

· отысканию новых рыночных ниш;

· привязке к фирме потребителей и поставщиков за счет развития системы скидок.

Тест самоконтроля

1. Выберите правильный ответ:

Информационная система – это…

а) аппаратная часть компьютера;

б) взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели;

в) компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами и оборудованием.

Р=3

2. Установите соответствие между периодом времени и видом используемых информационных систем:

1. 1950 1960 гг а) выработка наиболее рационального решения;
2. 1960-1970 гг б) повышение скорости обработки документов, упрощение процедуры обработки счетов;
3. 1970-1980 гг в) выживание и процветание фирмы;
4. 1980-2000 гг г) ускорение процесса подготовки отчетности

Р=4

Тема 2. Структура и классификация информационных систем

Форма проведения учебного занятия: модульный урок.

a b g t v
      0,5  

 

Изучив данный учебный элемент, вы будете:

иметь представление:

– о подсистемах информационной системы;

знать:

– структуру информационной системы;

– типы обеспечивающих подсистем;

– признаки классификации информационных систем.

Входной тест

1. Дополните схему недостающими элементами:

 


а) обработка информации;

б) вывод информации;

в) персонал организации или другая ИС.

Р=3

2. Выберите правильный ответ:

Система – это …

а) объект, предназначенный для достижения какой-либо цели;

б) любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое и как совокупность разнородных элементов, объединенная в интересах достижения поставленной цели;

в) объект, созданный для выполнения какой-либо работы.

Р=3

3. Установите соответствие между типом системы и ее главной задачей:

Система Главная цель системы
1. Фирма а) обработка данных
2. Компьютер б) передача информации
3. Телекоммуникационная система в) производство профессиональной информации
4. Информационная система г) производство товаров

Р=3

1. Структура информационных систем

Информационная система состоит из совокупности отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Структура информационной системы представлена на схеме:

 

Типы обеспечивающих подсистем

1. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

· ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления;

· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования;

· совершенствование системы документооборота;

· наличие и использование системы классификации и кодирования;

· владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

· создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

2. Техническое обеспечение

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

К настоящему времени сложилось две основные формы организации технического обеспечения: централизованное и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров. Децентрализация предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Наиболее перспективным подходом считается частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для всех подсистем.

3. Математическое и программное обеспечение

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты и техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и позволяющих решать типовые задачи обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств содержит описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

4. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

5. Правовое обеспечение

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В его состав входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные акты министерств, ведомств, местных органов власти.

Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:

· статус информационной системы;

· права, обязанности и ответственность персонала;

· правовые положения отдельных видов процесса управления;

· порядок создания и использования информации и др.

2. Классификация информационных систем

2.1. Классификация ИС по признаку структурированности задач

При создании или классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим или алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые), и частично структурированные.

Структурированная задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить связь между ними.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированной задачи является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. (Например, задача расчета заработной платы. Она структурирована, здесь полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений просты, но их объем очень велик.)

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационных систем невелики. Решение в таких случаях принимается человеком на основе опыта и косвенной информации из разных источников. (Например, невозможно формализовать взаимоотношения в вашей группе. Это связано с тем, что в данной задаче присутствуют психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.)

В практике любой организации существуют сравнительно немного полностью структурированных или неструктурированных задач. В большинстве случаев известна лишь часть элементов и связей между ними. Такие задачи являются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который играет определяющую роль. (Например, требуется решить задачу по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения какой-либо работы превышает их наличие. Можно найти несколько путей решения: 1. выделить дополнительное финансирование для увеличения численности рабочих; 2. отодвинуть срок выполнения работы на более позднюю дату и т.д.. Очевидно, что принятие решения зависит от человека, ИС может помочь тем, что предоставит информацию о ходе выполнения работ по всем параметрам.)

2.2. Классификации информационных систем

Информационные системы классифицируются также по степени автоматизации, по сфере применения, по характеру информации.

 


1. Классификация по степени автоматизации

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе переработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.

Автоматизированные ИС имеют различные модификации и могут быть классифицированы по характеру использования информации и по сфере применения.

2. Классификация по характеру использования информации

Информационно-поисковые ИС производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, поисковая система в библиотеке, железнодорожных или авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие ИС осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. (Например, существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное решение, чем предложено системой.)

3. Классификация по сфере применения

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управляющего персонала. Основные функции подобных систем: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление снабжением и сбытом и другие экономические и управленческие задачи. К этому классу относятся ИС управления как промышленными фирмами, так и гостиницами, банками и т.д..

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.