Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис лидерства как социального процесса

Лекция 4. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО

План.

1. Генезис лидерства как социального процесса

2. Менеджер и лидер - сходство и отличие

3. Понятия «руководство» и «лидерство»

В настоящее время в ряде работ по проблемам лидерства высказывается мнение, что теория лидерства сформировалась в ХХв. Однако, с этим нельзя согласиться, опираясь на такие фундаментальные источники мудрости, как Библия и Коран, которые построены на образцах поведения и личностных качествах лидера (Бога) и его взаимоотношениях с группами людей в построении справедливого (в высшем понимании) общества. А они написаны полторы-две тысячи лет назад! Также, мы не можем забывать о книге Г. С. Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей», написанной 18 веков назад, летописи Киевской Руси, «Слове и полку Игореве», т.к. все эти ценнейшие источники содержат явные образцы лидерского поведения.

Очевидно, что теория лидерства начала создаваться не менее двух тысяч лет назад и частично применялась для воспитания политических и военных деятелей. Но в общественно-экономических формациях, построенных на методах принуждения, рабском труде имело место неэффективное лидерство, основанное преимущественно на отношениях «хозяин-раб». И только с развитием рыночной экономики, процесса демократизации общества стали возможными отношения «лидер-последователь». Становление в мире частного бизнеса, поиск путей интенсивного развития компаний, исчерпание резервов административного управления, с одной стороны, и создание теории управления, построенной на психологии поведении людей, - с другой, определили социальный заказ на развитие теории лидерства.

Эмпирическое изучение социально-психологических проблем руководства началось с 20-х годов текущего столетия, и к настоящему времени число работ по этой тематике стало огромным.

Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства (теория великих людей), лучшие из руководителей обладали определенным набором общих для всех личных качеств.

В 40-х годах ученые стали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Но, не смотря на множество проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В 1948г. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства и отметил, что изучение лидерских качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что, как правило, лидеры отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Стогдилл сделал вывод, с которым согласны и сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств... структура качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двухфакторная теория Ф. Герцберга | Менеджер и лидер - сходство и отличие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.