Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины и определения. В ст. 2 закона РФ № 127-ФЗ от 23.08.96 О науке и государственной научно-технической политике термин наука не определен




ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Тема 1

 

О НАУКЕ [1]

 

 

 

В ст. 2 закона РФ № 127-ФЗ от 23.08.96 "О науке и государственной научно-технической политике" термин "наука" не определен, но приведены понятия, относящиеся к научной деятельности людей.

Научная деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки – деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научные исследования – термин часто используется в научно-технической литературе и в средствах массовой информации, подразумевает все процессы от зарождения идеи до ее воплощения в виде новых теорий, веществ, материалов, процессов, технологий, устройств, образцов техники и объединяет в себе понятия терминов "научная деятельность", "научно-техническая деятельность" и "экспериментальные разработки".

" Наука " – относительно этого термина нет единства мнений. По-мнению профессора Назарова И.В [1, 2], разные определения науки подчеркивают ее определенные аспекты (компоненты):

наука – это форма деятельности людей по производству новых знаний о действительности и о самом познании с целью открытия объективных законов. В этом аспекте она представляет собой явление духовной жизни общества, форму отражения в сознании внешнего мира. Научная деятельность направлена на получение и применение новых знаний об этом мире;

наука – это система постоянно обогащающегося знания о мире, развивающаяся на основе общественно-исторической практики.Со временем в этой системе изменяются элементы, структура и взаимосвязь элементов между собой. В этом аспекте подчеркивается результат научной деятельности в форме фактов, законов, теорий;

наука представляет собой особого рода социальный институт. Ее обслуживает ряд научных учреждений: научно-исследовательских институтов, академий, учебных заведений, конструкторских бюро, осуществляющих научные исследования. После того, как наука сформировалась в социальный институт, занятие наукой стало самостоятельной сферой человеческой деятельности, стало профессией;

наука все более становится непосредственной производительной силой. Она значительно влияет на орудия и средства труда и самого человека, увеличивая его власть над природой. Производство все более становится полем применения научных достижений, практического использования научных знаний;

мне же больше импонирует следующее определение науки. Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний законов создания, функционирования и развития человека, общества и окружающей их природной среды, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Хочу обратить ваше внимание на то, что целями науки являются:

- не вся совокупность знаний, а знание законов природы и общества;

- не только получение новых знаний, но и их применение для нужд человека и общества.

Основные потребности в науке для человека заключаются в следующем:

- объяснение явлений, происходящих в природе и обществе;

- прогнозирование поведения (развития) объектов природы и общества;

- создание новых объектов.

Двигателем развития науки является практика. Практические потребности человека направляют развитие науки, а ее ценность определяется, в основном, подтверждением на практике научных прогнозов.

Классификация научных исследований

 

По номенклатуре научных работников в России науку делят на отрасли науки, затем на группы специальностей и отдельные научные специальности. Например, выделена отрасль науки "Физико-математические науки", в состав которой входит группа научных специальностей "Математика", состоящая из научных специальностей "Математический анализ", "Дифференциальные уравнения" и др. В отрасль науки "Технические науки" входит научная специальность "Технология и оборудование химической переработки биомассы дерева; химия древесины". Отрасль "Химические науки" состоит из научных специальностей "Неорганическая химия", "Органическая химия", "Высокомолекулярные соединения" и др.

Научные исследования подразделяется на два вида: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных законах строения, функционирования и развития человека, общества, природы (законы физики, химии, биологии, механики, социологии и др.).

Прикладные научные исследования – исследования, направленные на изучение частных явлений в рамках общих законов и на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Поскольку после окончания вуза большинству из вас придется решать в первую очередь конкретные практические задачи, то будем в дальнейшем, из-за дефицита учебного времени, рассматривать специфику только прикладных научных исследований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.