Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация научной деятельности в России




История науки и ее роль в жизни общества

 

В своем развитии во времени любая отрасль науки проходит три основных этапа:

- сбор фактов,

- качественное описание явлений,

- количественное описание и прогнозирование явлений.

Наука оказывала, оказывает и будет оказывать огромное влияние на развитие общества.

Судьба будущих поколений землян зависит от эффективности и оперативности научных исследований по решению различных проблем, например, следующих:

- обеднение озонового слоя Земли (озоновые дыры);

- потепление климата за счет парникового эффекта, обусловленного производственной деятельностью человека;

- ухудшение экологической обстановки на Земле;

- стремительный рост численности населения Земли;

- истощение резервов роста сельскохозяйственного производства продуктов питания;

- исчерпание трудновосполнимых ресурсов: металлических руд, нефти, природного газа, каменного угля и др.

 

В соответствии с законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в стране может осуществляться физическими лицами (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридическими лицами (организации, предприятия и т.п.).

Очевидно, что эффективная научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками финансирования научной деятельности в нашей стране являются:

- Государственный бюджет (госбюджет),

- средства юридических и физических лиц.

Для финансирования научной деятельности могут направляться средства из госбюджета различных уровней: федерального и местных (бюджет субъекта Российской Федерации, городской бюджет и т.д.). Для развития науки используются денежные и иные средства различных юридических и физических лиц: отечественных и зарубежных фондов, средства предприятий, организаций и фирм, личные средства отдельных людей. При этом для конкретной научной деятельности выделяются на конкурсной основе гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно.

Управление научной деятельностью в нашей стране осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Физические и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно определять все аспекты своей научной деятельности, не противоречащей законодательству страны.

Органы государственной власти в пределах своих полномочий, не нарушающих свободу научного творчества, выполняют следующие основные функции управления научной деятельностью:

- определяют приоритетные направления развития науки и техники;

- обеспечивают формирование и функционирование системы государственных научных организаций;

- координируют межотраслевую научную деятельность;

- разрабатывают и реализуют научные и научно-технические программы и проекты;

- развивают формы интеграции науки и производства;

- реализуют достижения науки и техники;

- контролируют эффективность использования субъектами научной деятельности предоставленных им государственных средств и имущества;

- контролируют подготовку научных кадров.

Структура управления научной деятельностью в России приведена на рис. 1.

Более детальная структура государственного управления научной деятельностью имеет свои особенности в рамках различных министерств и ведомств. Например, во многих вузах дальнейшая детализация этой структуры представляется схемой: ректор – проректор по научной работе – научно-исследовательская часть (сектор) – кафедры (лаборатории) – исследователи (преподаватели, научные работники, докторанты, аспиранты, студенты).

Зачем вам предлагается знакомство со структурой государственного управления научной деятельностью? Чтобы вы получили в руки путеводитель поиска госбюджетных средств для проведения своих научных исследований.

Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовые научные кадры готовят вузы.

Наличие высшего профессионального образования позволяет получить в вузе или научной организации послевузовское образование в аспирантуре (адъюнктуре в военных вузах) за 3-4 года по очной и заочной формам обучения и подготовить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук по различным научным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических наук и т.п.).

 

После успешного обучения в российском вузе можно получить квалификацию бакалавра или магистра наук (например "Бакалавр химии", "Магистр техники и технологий" по различным направлениям) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям.

Эти квалификации свидетельствует о соответствующих знаниях и умениях человека с высшим профессиональным образованием и в области науки.

Любой человек с высшим профессиональным образованием может претендовать на ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии подготовки и успешной защиты диссертации в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК).

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут получить ученую степень доктора наук по различным специальностям при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации в диссертационном совете.

Наличие у лиц ученых степеней (кандидата и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца.

Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в науке, но и в педагогике, ВАК присваиваются ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов или научных специальностей. Наличие у лиц ученых степеней профессора и доцента подтверждается аттестатами государственного образца.

В системе государственных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук.

Государство материально стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах. Для должностей, предусматривающих наличие ученых степеней и званий, устанавливаются соответствующие надбавки к заработной плате.

Для морального стимулирования научной деятельности и признания высокой научной квалификации органами государственной власти предусматривается присвоение работникам различных почетных званий, например:

заслуженный деятель науки Российской Федерации;

заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации.

В заключение данной темы можно сделать следующие выводы:

- наука имеет огромное значение для общества;

- научная деятельность является одной из самых перспективных и интересных видов деятельности человека;

- человек с высшим образованием значительную часть своей деятельности будет посвящать научным исследованиям независимо от специфики его служебной деятельности;

- научная квалификация специалиста закладывается во время обучения в вузе и повышается только в результате повседневной самостоятельной работы;

- уровень научной квалификации специалиста влияет на его имидж, положение в обществе и уровень материального благосостояния.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение терминов "наука" и "научные исследования".

2. Приведите примеры научных событий, оказавших, по Вашему мнению, значительное влияние на развитие общества, и оцените их значимость для сегодняшней жизни.

3. Предложите схему поиска финансовых средств для выполнения своих научных исследований.

4. Какие условия необходимо выполнить для получения ученой степени кандидата наук?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.