Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1. Кузова автомобилей

Читайте также:
  1. Александр Солженицын. Нобелевская лекция по литературе. 1972
  2. Аналіз конструкції кузова та його обладнання
  3. Аналіз конструкції несучої системи та кузова
  4. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
  5. Вводная лекция
  6. Вводная лекция
  7. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
  8. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. ЯМА.
  9. ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
  10. Динамические модели автомобилей в виде систем с конечным числом степеней свободы.
  11. Дополнения к лекциям.
  12. Лекция (1я часть) 16.10.2013 магистранты 1 курс

Украиной ратифицировано 62 Конвенции Международной организации труда (МОТ), реализовано около 20 общих проектов, часть из них продолжает реализовываться и сейчас. Благодаря конструктивному сотрудничеству с МОТ правитель-ство Украины и социальные партнеры имеют возможность получить большой международный опыт в сфере реформиро-вания социально-трудовых отношений.

Конвенция также предусматривает предоставление необходимой информации органам общественного контроля за охраной труда, проведения учеб и консультаций. В соответ-ствии с требованиями документа работодатель обязан разра-батывать мероприятия и средства по предупреждению произ-водственного травматизма и проводить расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

МОТ, одна из самых давних международных организаций, созданная в 1919 г. Она является основным международным координирующим органом в отрасли охраны труда. Украина является членом МОП с 1954 г. Значительное количество документов, принятых МОТ, ратифицировано в Украине. Среди них – важнейшие нормативные акты, которые касаются основополагающих прав человека в процессе труда. В МОТ действует система контроля за выполнением в странах-членах требований конвенций и рекомендаций. В Украине реализуется проект МОТ "Мобилизация предприятий и работников на предотвращение злоупотребления вредными веществами".

В рамках программы TACIS с целью сотрудничества в области охраны труда Украины с Европейским Союзом созданы "Проект содействия в обеспечении охраны труда в Украине (с целью повышения уровня эффективности) ", которым предусматривается усовершенствование нормативной базы, основания Информационного центра из агитации и пропаганды и отработки механизма экономических расчетов на предприятиях, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда для работающих.

Украина является членом Международного агентства из атомной энергетики ((МАГАТЭ), Международной Организации Здравоохранения (МООЗ) и других специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и выполняет одобренные ими нормативные акты и рекомендации относительно здравоохранения и жизни работающих.

Украина заинтересована в дальнейшем сотрудничестве и получении международной технической и экспертной помощи. Такая помощь нужна для развития эффективной системы социального диалога, в частности путем его институализации и правового обеспечения, реформирования трудового законодательства и приведения его в соответствие к международным трудовым нормам, а также для развития системы государственной инспекции труда.

 

1. Кузова легковых автомобилей и их типы.



Кузов легкового автомобиля выполняет две функции: 1) образует замкнутое пространство для размещения водителя, пассажиров и багажа; 2) целиком или частично (при наличии рамы) служит не­сущей системой.

 

Рис. 19.3. Лонжеронные рамы:

в — с прямыми лонжеронами; б — с усилителями; в — с изогнутымилонжеронами;

г — переменной ширины; д — с крестообразной поперечиной

Кузов можно представить состоящим из двух частей: верхней, или собственно кузова, и нижней—основания, включающего в себя панель пола и образующего вместе с порогами, усилителями И рамой (при ее наличии) базу для крепления двигателя, транс­миссии и ходовой части.

По конструктивным особенностям кузова легковых автомоби­лей делят на каркасные и несущие. Каркасный кузов представляет собой пространственную стержневую систему, выполненную из замкнутых тонкостенных профилей, к которым прикреплены на­ружные и внутренние панели.

Каркас несущих кузовов жестко соединен с панеля­ми электродуговой сваркой в 6...10 тыс. точек. Такой кузов имеет неразъемный стальной корпу, к которому прикреплены капот двигателя, передние и задние двери и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т. д.).

 

Корпус кузова представляет собой жесткую сварную конструк­цию. Она состоит из предварительно собранных узлов: основания, левой и правой боковин с задними крыльями, передних кры­льев, крыши и задней части корпуса. Основание кузова уси­лено продольными балками и поперечинами. С основанием со­единены передняя и задняя части кузова. Боковины и крыша цельноштампованные. Кузова в основном изготовляют из низко­углеродистой стали толщиной 0,6... 1,5 мм, имеющей хорошую штампованность и свариваемость. Для этой цели используют так­же алюминиевые сплавы и пластмассы.

 

Рис. 19.7 Кузов автомобиля ВАЗ-2121:

1 – корпус; 2- капот двигателя; 3 -задняя дверь; 4 -багажное отделение; 5 -передняя дверь, 6- переднее крыло; 7- боковина; 8- крыша; 9- задняя часть корпуса; 10- основание

2. Кузова автобусов.

Кузов автобуса состоит из стержневого каркаса и листовой об­шивки. Элементы обшивки соединены с соответствующими эле­ментами каркаса, образуя плоские или изогнутые панели. Про­дольные элементы каркаса бортов кузова называют поясами. При этом выделяют подоконный, надоконный и нижний обвязочный пояса. Пояса продолжаются на передних и задних частях кузова. Вертикальные элементы каркаса бортов, передней и задней частей кузова называют стойками.

Кузова автобусов классифицируют по способу восприятия ста­тических (изгибных) нагрузок: рамный (статическая нагрузка и реакции подвески воспринимаются рамой, эластично-соединенной с кузовом); с несущим основанием (статическая нагрузка и реакции воспринимаются преимущественно основанием, жестко связан­ным с кузовом); несущий (статическая нагрузка полностью распре­деляется по всем его элементам).

Масса кузова с оборудованием составляет 47...53 % снаряжен­ной массы автобуса.

Преимущество рамной конструкции — возможность унифика­ции с грузовым автомобилем, недостаток — большая собственная масса. Переход от рамной конструкции к несущему кузову обеспе­чивает уменьшение массы автобуса на 1000...1400 кг.

При изготовлении кузовов автобусов часто используют “сэндвич”-панели. Они состоят из двух параллельных тонких пластин (из стали, алюминиевых сплавов или пластмассы) и расположен­ного между ними среднего слоя — наполнителя (из древесины, пропитанной и формованной бумаги, пенопласта). Все слои соединяют специальным клеем.

 

3. Кузова грузовых автомобилей

Кузов грузового автомобиля состоит из двух раздельных элемен­тов: кабины водителя и кузова для груза. Конструкция кабины каркасно-панельная. Фундаментом служит каркас основания (пола), выполненный из штампованных панелей толщиной до 1,5 мм. Дверной проем выполняют цельноштампованным из листа толщиной 1,2...1,5 мм.

К возможным неисправностям рамы относят искажение ее геометрической формы, появление трещин и погнутостей в про­дольных балках и поперечинах, ослабление заклепочных соеди­нений.

Если при осмотре обнаружена заметная деформация рамы, то проверяют степень искажения ее геометрической формы. После снятия кабины и платформы раму очищают от грязи и измеряют ее ширину спереди и сзади. Например, у грузовых автомобилей ГАЗ разница в значениях ширины рамы должна быть не более 4 мм. Погнутость рамы может быть установлена измерением диа­гоналей между поперечинами рамы на отдельных ее участках. Раз­ница в значениях длины диагоналей на отдельном участке рамы между поперечинами должна быть не более 5 мм. Расстояние, рав­ное длине базы автомобиля, должно быть одинаковым с правой и левой сторон рамы.

При техническом обслуживании ходовой части проверяют со­стояние окраски рамы с целью предупреждения ее коррозии.

Ослабление заклепок выявляют легким постукиванием про­дольных балок. При этом ослабевшие заклепки издают характерный дребезжащий звук.

 

4. Конструктивные особенности кузовов легковых автомобилей

История зарубежного и отечествен­ного автомобилестроения свидетельст­вует об использовании на ранних ста­диях кузовов легковых автомобилей рамной конструкции. Рама предназна­чалась для крепления кузова и всех ме­ханизмов автомобиля, являлась само­стоятельным узлом, воспринимающим все нагрузки, возникающие при движе­нии. Автомобили с рамной несущей конструкцией кузова могут иметь раз­ные варианты формы, которая опреде­ляется функциональным назначением автомобиля и не ограничивается жест-костными требованиями к кузову.

Принципиальным поворотом в ис­тории создания и взглядах на назначе­ние кузова явился выпуск в 50-х годах безрамных автомобилей с несущими кузовами. Кузов стал основой автомо­биля, его главным элементом. Однако отсутствие рамы привело к возникно­вению более высоких напряжений и вибраций в кузове.

Безрамные кузова были оснащены крыльями, вмонтированными в кор­пус, а конструкции самих кузовов стали иметь большое количество по­лостей. Усиленный коробчатым про­филем пассажирский салон вместе с полом (днищем), а также моторным и багажным отсеками образуют в совре­менном легковом автомобиле стабиль­ный крутильно-жесткий кузов. Он до­полнительно усиливается элементами жесткости, профилями, желобками и приваренными панелями внешней об­лицовки, чтобы защитить сидящих внутри пассажиров от внешних воз­действий.

Для оценки жесткости отдельных частей кузова следует знать, в каких точках или на каких его участках про­исходит вход или передача статичес­ких или динамических нагрузок. При этом учитывают, прежде всего, жест­кость мест крепления двигателя, под­весок и осей, рессор и амортизаторов, рулевого и тормозного механизмов, сиденья водителя и точки установки домкрата. Эти места концентрации на­грузок дополнительно усилены соот­ветствующими профилями таким об­разом, чтобы происходила передача сил при всех эксплуатационных ситуа­циях. Несмотря на частичные разли­чия современных легковых автомоби­лей, конструктивная концепция несу­щих кузовов у них похожа.

При проектировании передней части автомобиля должны быть реше­ны две проблемы, которые, на первый взгляд, кажутся взаимоисключающи­ми. С одной стороны, здесь располо­жены передняя подвеска и, как прави­ло, двигатель с коробкой передач, от работы которых возникают значитель­ные эксплуатационные нагрузки. Это означает, что должна быть обеспечена абсолютная жесткость и стабильность этой части кузова при любых ситуаци­ях. С другой стороны, при столкнове­нии автомобиля максимальная сила удара должна быть принята и погаше­на за счет деформации именно этой части кузова. При незначительных аварийных повреждениях автомобиля жесткость элементов передка кузова должна быть такой, чтобы, по возможности, сила удара гасилась до мест крепления подвески и двигателя с ко­робкой передач. В случае возникнове­ния значительных аварийных нагру­зок конструкция этой части кузова должна обеспечивать восприятие этой силы за счет деформации нижней части кузова, обеспечивая при этом перемещение двигателя и коробки передач вниз, под безопасный пасса­жирский салон. Жесткость передних дверных стоек должна быть такой, чтобы исключить возможность само­произвольного открытия или заклини­вания дверей. Рама лобового стекла не должна смещаться вниз или как-то ме­нять своего положения, иначе стекло выпадет и станет дополнительным ис­точником травматизма.

Передние лонжероны некоторых конструкций кузовов проектируются в соответствии с их функциональным на­значением, т. е. для обеспечения надеж­ного и стабильного положения при­крепленных к ним передней подвески, двигателя и рулевого управления. Такие абсолютно жесткие передние лонжероны при сильных аварийных по­вреждениях неизбежно вызывают бес­контрольную деформацию всей кон­струкции кузова вплоть до пассажир­ского салона. По-другому обстоит дело с многократно изогнутыми несущими элементами передней части кузова, как, например, у автомобиля "Фольксваген-П". Энергия удара при столкнове­нии автомобиля гасится в многочислен­ных изгибах рамы, имеющей из-за этого малый момент продольного со­противления. Это означает, что даже при относительно небольшом столкно­вении возникают повреждения в этих изгибах рамы, препятствующие даль­нейшему распространению деформа­ции кузова. Кроме того, такая кон­струкция передних лонжеронов сущест­венно упрощает технологию ремонта аварийного кузова, так как имеется возможность замены поврежденных элементов в зависимости от степени де­формации.

По последним данным, кузов, сконструированный для надежной защиты пассажиров и одновременно учиты­вающий ремонтную технологичность, создан фирмой БМВ в модели Е32. Впервые удалось энергию удара отвес­ти в амортизатор, расположенный перед лонжеронами кузова. В результате этого происходят только частич­ные повреждения на концах лонжеро­нов, которые устраняются без снятия двигателя и подвески. Такая система гашения аварийной энергии обеспечи­вает надежную защиту пассажиров.

Задняя часть кузова автомобиля в современных моделях конструируется таким образом, чтобы места крепления задней оси находились в конце пасса­жирского салона. Это означает, что имеется возможность замены некото­рых поврежденных элементов при не­значительных аварийных деформациях кузова без нарушения мест крепления задней оси.

При проектировании задней части кузова легкового автомобиля должны соблюдаться два требования. Во-пер­вых, следует обеспечить безопасность пассажиров, находящихся в задней части пассажирского салона, и, во-вто­рых, — добиться увеличения объема багажного отделения. Рациональное решение этих требований состоит в со­здании жесткой и стабильной кон­струкции этой части кузова легкового автомобиля, включающей задние уси­лители крыши, арки задних колес и часть пола багажного отделения.

Согласно существующей мировой классификации Союза работников тех­нического надзора, все элементы кузо­ва подразделяются: на несущие пер­вичные и вторичные; детали облицов­ки. К первичным несущим элементам и узлам кузова относятся: главные лонжероны; основной поперечный лонжерон; стойки дверей; места креп­лений (двигателя и коробки передач;

передней и задней подвесок; амортиза-торных стоек и амортизаторов; рас­порки тяг; рулевого управления; глав­ного тормозного цилиндра и опоры Педали тормоза; дверных петель и замков; буксирного устройства). Вторичными несущими элементами и уз­лами кузова считаются: малые парал­лельные продольные и поперечные лонжероны; диагональные полые рас­порки; надколесные арки; пол кузова, включая полые профили; крылья, если они приварены к корпусу; наружные приваренные декоративные панели, если на них установлены приборы сиг­нализации и освещения. К деталям об­лицовки относятся: передняя и задняя панели; крылья, соединенные с кузо­вом при помощи резьбовых элементов;

капот; крышка багажника; пол багаж­ника, если он не является местом креп­ления буксирного устройства (фар-копа).

Массовый выпуск автомобилей вы­звал необходимость в уменьшении толщины листа металла, из которого изготавливали кузов. Автомобили с несущими кузовами стали более проч­ными вследствие большей жесткости кузова, технологичнее вследствие меньшего числа деталей и сборочных операций, а также экономичнее в ре­зультате снижения массы.

При эксплуатации автомобилей ис­правное состояние кузова нарушается, снижается работоспособность, и при определенных условиях наступает его предельное состояние. Под предель­ным состоянием несущей конструкции кузова понимают такое состояние, при котором его дальнейшее использова­ние по назначению недопустимо по ус­ловиям безопасности перевозки пасса­жиров, либо нецелесообразно по эко­номическим соображениям, либо восстановление его исправного состоя­ния технически невозможно или эко­номически неоправданно.

Долговечность кузова в зависимос­ти от условий эксплуатации и характе­ра использования автомобиля можно оценивать величиной пробега или ка­лендарной продолжительностью экс­плуатации. Так, например, у легковых автомобилей, эксплуатирующихся в такси, предельное состояние кузова наступает по пробегу автомобиля в те­чение 2—3 лет работы, в то время как автомобиль такой же модели может достичь такого же состояния через 8 лет и более, находясь в личном поль­зовании.

 

Рис. 1.1. Кузов легкового автомобиля несущей конструкции:

а — седан: б — универсал

Рис.1.2. Элементы несущей конструкции корпуса кузова

 

 

Рис. 1.3. Конфигурация основных коробчатых сечений кузовов автомобилей ВАЗ:

1 — стойка брызговика: 2, 3 — соответственно нижняя и верхняя поперечины передней панели; 4 — передний лонже­рон; 5 — передняя стойка с щитком передка и крылом; б — арка наружная с боковиной и задним крылом; 7 —ниж­няя часть двери: 8, 9 — соответственно внутренняя и наружная полости порога; 10 — передняя поперечина пола; 11 —передняя кромка капота;

12—нижняя поперечина задней панели; 13—задняя поперечина пола;

14—надстав­ка заднего пола

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ЛЕКЦИЯ 1. Кузова автомобилей

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.152.232
Генерация страницы за: 0.011 сек.